Глубоко, философски. Спорно. Впрочем, последнее неудивительно, ведь поставил спектакль Андрей Гончаров — режиссер молодой, но уже известный своим новаторским подходом. И это однозначно испытание, ведь для такой работы требуется смелость. Потому что Чехов. Потому что «Чайка». Эта пьеса, по определению многих критиков, — зеркало для любого режиссера.
В руках героев — мобильные телефоны и видеокамеры
Премьера состоялась 12 апреля. Мне, автору текста, повезло накануне побывать на сдаче спектакля, другими словами — предпоказе или генеральном прогоне. Это практически премьера, но, скажем так, рабочая.
Билетов на премьерные показы апреля уже не достать, но можно успеть взять на май. Кстати, спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта».
Как в любой экспериментальной работе, в «Чайке», поставленной на краснодарской сцене, использованы необычные театральные приемы. Здесь зрители находятся прямо на сцене, сидят лицом к залу, а буквально в паре метров от вас играют актеры. Поэтому и зрительских мест здесь всего 116. Этим достигается особая камерность спектакля.
Ты становишься практически участником театрального действа. Ясно видишь эмоции и переживания героев, можешь детально рассмотреть костюмы и декорации. В постановке много музыки, актеры сами играют на инструментах, при этом спектакль не превращается в водевиль.
Андрей Гончаров краснодарскую «Чайку» максимально приблизил к молодому зрителю, который, возможно, и Чехова-то не читал. Понятный сегодняшней молодежи язык, узнаваемые жесты и поведение персонажей. В руках героев — мобильные телефоны, видеокамеры, на них — современная одежда. Кто знает, может, именно так и нужно сегодня ставить классику. В последнее время Краснодарский академический театр драмы им. Горького, которому уже больше века, переосмысление классики сделал своей особенностью.
«Вы подрабатываете аниматором?»
И необычное прочтение именно этой пьесы вполне оправданно. В этом произведении начинающий писатель и драматург Костя Треплев мечтает уйти от привычного, найти свое, оригинальное в подаче театрального материала: «Нужны новые формы. Новые формы нужны».
В чеховский текст режиссер добавил милые, смешные словечки, фразы и приблизил их к нашему дню. Добрый дядюшка Петр Николаевич Сорин, который, следуя фабуле оригинального произведения, в молодости мечтал жениться и стать литератором, сегодня еще и жирафа не прочь купить. А учитель Семен Семенович Медведенко получает зарплату за минусом подоходного налога в 13 процентов.
«Вот и чайка пришла», — зашептались-заулыбались зрители, когда на сцену в костюме птицы вышел актер Асир Шогенов, сыгравший роль Треплева.
«Вы подрабатываете аниматором?» — тут же спросила его актриса Татьяна Голоперова в роли Нины Заречной.
Все эти детали вызывают у зрителя невольный смех. И это тоже очень по-чеховски. Как известно, Антон Павлович настаивал на том, что все его пьесы — комедии, даже если они заканчиваются самоубийством главного героя…
Сентиментальность, трагизм и пафос Чехов ненавидел одинаково. И в жизни не находил ни ангелов, ни злодеев. Наверное, ни у одного писателя в мире так виртуозно не смешаны слезы и смех, лирика и ирония.
«Много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви»
Не скажу, что постановка захватила меня сразу. Первые пять минут казалось — бред бредовый, потом подумалось, что может быть интересно, а дальше и до конца действия поселилась уверенность — это очень круто.
Кстати, в 1896 году премьера одной из самых известных в мире пьес на сцене Александринского театра завершилась… полным провалом. Чехов тогда даже зарекся пьесы писать. Далеко не все в то время оказались способны рассмотреть новые драматургические приемы. Только в 1898-м вторая премьера, которая состоялась на сцене МХАТа, имела оглушительный успех.
«Комедия, три женские роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро). Много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — писал Чехов в 1885 году, приступая к созданию «Чайки». Классик уже давно хотел освободиться от штампов и пойти против «условий сцены».
Думается, краснодарский зритель достаточно продвинут и по достоинству оценит необычную постановку (как наши театралы приняли спектакль, я узнаю уже после сдачи этой статьи в печать).
Как Чехов, как герой пьесы Костя Треплев, приглашенный режиссер Андрей Гончаров продолжает искать новые формы. И уже занял определенное место в отечественной культуре. Он выпускал постановки в БДТ и Театре на Таганке, в московском ТЮЗе и петербургском независимом «Этюд-театре». Его первая работа в Московском художественном театре им. А.П. Чехова (МХТ) — спектакль «Чрево» по раннему рассказу Е. Замятина. Затем — постановка по фантастике братьев Стругацких.
История про всех нас Главное, что удалось режиссеру и, бесспорно, блестящему актерскому составу труппы театра драмы — донести до зрителя главный смысл чеховской пьесы. Получилась история про всех нас, про проблемы, которые есть в семье каждого.
Ведь по сути «Чайка» — это история о несбывшихся мечтах и погоне за иллюзорным счастьем. Про одиночество и нехватку любви. Нарочитая театральность, глухота к переживаниям других, страх быть искренними с близкими людьми приводят героев к катастрофе.
«Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под кровом дома, у кого есть теплый угол», — говорит Нина Заречная.
Но у персонажей пьесы нет теплого угла. Ни у кого. Они не согреты ничьей привязанностью.
Потерянный Тригорин, который не в состоянии позволить себе жить, как хочет. Спивающаяся Маша, душа которой сломлена. Нина, прошедшая драматическую метаморфозу: от восторженной наивной девушки до женщины, вынужденно научившейся терпеть. Аркадина, которая боится старости и опускается до унижения и заискивания перед любовником. И ее сын, Константин Гаврилович — самый живой, самый тонко чувствующий, не способный жить без любви.
Щемящая сцена прощального разговора. Мы понимаем, что это последние минуты Кости.
«Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно».
С премьерой, наш дорогой драмтеатр! Искреннее спасибо за новую постановку. …
А Чехов, да, все тот же. Легкость, немного комедии, много драмы и грустинка. Погружаясь в его пьесы, невозможно оставаться равнодушным. Выйдя из стен театра, хочется идти домой пешком и думать, переосмысливая увиденное. О своей жизни, близких любимых людях и даже о том, чем, собственно, все это для тебя закончится. По большому счету, окончанием спектакля и занавесом. А вот что будет происходить до финальной сцены, решаешь только ты.