Надо больше камер?
На днях стало известно, что хулиганы сломали лифты в новых подземных переходах через улицы Московскую и Петра Метальникова.
— В конце прошлого года поставили на учет в Ростехнадзор четыре лифта — по два в каждом переходе. Мы специально оставили их в пленке. За прошлую неделю подъемники полностью изуродовали: порезали пленку, поджигали вентиляционные выходы. Отдельные граждане успели использовать устройства в качестве туалета. В результате в лифтах сломался электрический привод,
Пока виновников найти не удалось, но их поимкой занимаются правоохранительные органы. Лифты уже ремонтируют и обещают сделать это быстро. Ведь для определенной категории людей их поломка — это в прямом смысле ограничение свободы передвижения.
Мэр Краснодара Евгений Наумов попросил установить во всех подземных переходах города дополнительные камеры, чтобы можно было наблюдать за всеми, кто там находится. Также руководитель города поручил при проектировании новых объектов учитывать, чтобы на них можно было установить всеохватывающее видеонаблюдение.
Архипов рассказал, что сейчас в каждом подземном переходе работает по пять камер видеонаблюдения. Вопрос установки дополнительного оборудования будет прорабатываться немедленно.
Ответственность
Казалось бы, эка невидаль — сломали лифты! Или нанесли на здание тег-граффити, разбили фонарь, сломали уличную лавочку или подожгли урну — до этого, что ли, так не делали? Конечно же, подобный случай не в новинку, но это и вызывает досаду и негодование: ну сколько можно-то?!
— В Кодексе России об административных правонарушениях есть статья 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества». Она у нас применяется в случае с городскими вандалами чаще всего. В год по ней составляют несколько десятков протоколов,
Под эту статью подпадают совершенно разные правонарушения, в том числе так называемый вандализм. Если установлен значительный материальный ущерб, а преступление повлекло тяжкие последствия, возбуждается уголовное дело по статье 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». В особых случаях применяется статья 214 «Вандализм».
— Также предусмотрена административная ответственность по статье 3.2 («Нарушение правил благоустройства») закона Краснодарского края. По ней штрафы значительно выше, чем по административному кодексу, где они составляют от 1 до 3 тысяч рублей,
Совместно с ЕДДС
Полицейские не только работают с поступающими заявлениями о нанесении тех же граффити, актах вандализма, — они еще сами разыскивают нарушителей. Наряды патрульных служб проверяют подозрительных лиц на улицах, мониторят интернет.
— В большинстве случаев эффективны видеокамеры. Мы тесно работаем с Единой дежурной диспетчерской службой (ЕДДС). Она в реальном режиме видит по камерам некоторые правонарушения, сообщает нам, полицейские выезжают на место. Даже если вандал ушел с места преступления, мы получаем по камерам его приметы и можем задержать, что называется, по горячим следам,
Пример того, как тесно полиция работает с ЕДДС, представил в декабре прошлого года мэр Краснодара. В своем аккаунте в социальных сетях он выложил ролик, на котором видно, как два подростка расписывают стены подземного перехода на пересечении улиц Офицерской и Коммунаров. Далее съемку ведут уже полицейские, которые оперативно задерживают юных «художников» на улице. После задержания сотрудникам остается только выяснить все обстоятельства и размеры причиненного материального ущерба.
Актуально для всех мегаполисов
Городское коммунальное хозяйство старается регулярно очищать подземные переходы от граффити и рекламы. Но, конечно, этого недостаточно. Необходимо особое отношение общества, которое будет нетерпимо относиться к вандализму, бескомпромиссно порицать его.
«Краснодарские известия» много раз уже рассуждали о том, как эффективно бороться с варварским отношением к инфраструктуре города. В прошлых публикациях все урбанисты ссылались на Европу, где налажена эффективная работа по борьбе с этой проблемой. А главным инструментом отвадить вандалов являются высокие штрафы. Но здесь не все так однозначно.
В Европе урбанистический вандализм — это такой же бич всех городов-миллионников. Автор этих строк впервые выехал за пределы бывшего Советского Союза в 2002 году в Польшу и Чехию. Тогда он сам увидел, как все стекла общественного транспорта в Варшаве были исцарапаны тегами граффитчиков (через пару лет та же тенденция пришла в Краснодар). Весь исписан и разбит Берлин, Бухарест, Салоники, Амстердам, Гамбург, Стамбул. А вспомните знаменитое метро Парижа, где существуют специальные сотрудники, которые стирают пририсованные усы к лицам людей и зверей, изображенных на рекламных плакатах. Конечно, чтобы увидеть, как европейские мегаполисы поддерживают порядок, надо отойти от центра города или главных его магистралей.
Серьезной проблемой Амстердама в рождественские праздники уже много лет являются петарды, которые вандалы бросают в почтовые ящики. От взрывов боксы разрывает, внутри начинает гореть корреспонденция. Голландцы даже придумали специальные заглушки, которые сужают щель почтового ящика настолько, чтобы туда не могла попасть петарда. Мера, с одной стороны, эффективная, а с другой — ту же газету или толстый почтовый пакет почтальон уже не сможет положить в бокс.
— Я живу в Кастрикюме, а на работу езжу в Амстердам. В нашем городе на железнодорожной станции три раза за прошлый год разбили стеклянную дверь в лифте. В Нидерландах хорошо работает социальный контроль, но ночью граждане спят, как правило. У меня нет статистики, но мне кажется, что в последние годы вандализм в стране только растет. Думаю, здесь играет роль несколько факторов: в городах не хватает полиции, воспитателей и учителей тоже недостает, камер наблюдения мало. К тому же, как мне кажется, это связано с общей неудовлетворенностью молодежи. Она, как правило, больше склонна к вандализму,
Ввязаться в битву за порядок
Города, которые визуально выбиваются из списка пострадавших от вандалов, —
Москва и Лондон. В них на улицах много камер и мало граффити и разбитых урн, лавок и пр. Но причина тут очевидна: это два самых богатых города в Европе, в них на борьбу c варварством тратятся большие силы и средства. Конечно, можно пойти радикальным путем.
Например, в Хельсинки граффити законодательно запрещены. Но в столице Финляндии проживает менее 700 тысяч человек, то есть в два раза меньше, чем в Краснодаре. Там нет столько учебных заведений, а значит, нет столько молодежи. Да и запрещать — не наш метод. И поможет ли?
Наверное, полностью искоренить вандализм в мегаполисах невозможно. С ним надо бороться системно и перманентно, привлекая все возможные для этого законные способы. Но, учитывая, что штрафы за порчу городского имущества незначительные, к тому же нарушители не спешат их выплачивать, то остается один, но очень действенный метод воздействия на вандалов — общественное порицание. Не терпеть таких хулиганов, стыдить их, активно «прославлять» в СМИ и соцсетях тех, кто разрушает мегаполис, показывать их дела. В битву за чистоту и порядок города надо ввязываться всем!
Евгений Копылов, юрист:
— Почему чаще всего заводятся административные, а не уголовные дела за уничтожение или порчу чужого имущества? Потому что для применения статей Уголовного кодекса требуются порой дополнительные основания. Скажем, чтобы привлечь нарушителя по статье «Вандализм», недостаточно выявить крупную сумму ущерба. Необходимо доказать, что преступление подходит под юридическое понятие вандализма. В окончательной квалификации преступления играют роль многие индивидуальные моменты: например, возраст вандала и пр.
Материал подготовил Максим Куликов