photo 2023 08 14 12 16 47 374e7849d6 Краснодарские известия
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Подорожание в первую очередь связано с необходимостью компенсации затрат предприятия. Изменение тарифов стало главной темой брифинга с журналистами заместителя главы города Владимира Архипова и директора МУП «КТТУ» Александра Грачева.

Кадровый голод

Прежде чем озвучить главную новость, вице-мэр отметил, что первыми сделали шаг предприниматели, повысив стоимость проезда на городских маршрутах до 40 рублей. Муниципальный транспорт держал планку на 35-ти. Однако такой тариф не решает главную задачу КТТУ, а именно — дефицита кадров. Об этом журналистам рассказал директор предприятия Александр Грачев.

— На сегодняшний день недокомплект по водителям составляет 38%, по кондукторам -36%, по рабочим — 18%, по специалистам — 10%. Коллектив предприятия на 1 января 2023 года насчитывал 3233 человека. За полгода он уменьшился на 107 человек. А по сравнению с 2019 годом — на 555 работников. Отток кадров продолжается, причем уходят высококвалифицированные работники. Недокомплект сотрудников связан прежде всего с несоответствием заработной платы тяжелым условиям труда и ответственности, которая лежит на наших сотрудниках.

Грачев назвал зарплаты сотрудников КТТУ: у водителей — 38 тыс. руб., у кондукторов —
27 тыс. руб. Чтобы получить больше, многие стараются работать сверх «положенных» 160-170 часов в месяц. Благодаря переработке в среднем удается получить на 10 тыс. руб больше.

— Средняя заработная плата по нашему предприятию с учетом переработок составляет 44 тыс. рублей. Для сравнения: средняя з/п на крупных предприятиях Краснодара на сегодняшний день варьируется в пределах 72 тыс. руб. Таким образом, в КТТУ получают на 40% ниже. После увеличения тарифа проведем индексацию, которая позволит в среднем увеличить зарплату на 15%. Если говорить по категориям, то у водителей оплата труда вырастет на 20%, у кондукторов — на 15%, у всех остальных сотрудников — на 10%.

Водители за отработанную норму будут получать 46 тыс. руб., кондукторы — 31 тыс. руб. Благодаря практике переработок те, кто будет выходить на линию больше нормативных часов, смогут получать дополнительные деньги. Индексация пройдет с 1 августа, то есть люди получат повышенную заработную плату уже в сентябре.

photo 2023 08 14 12 16 49 c8ec466047 Краснодарские известия
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Экономическое обоснование тарифов

— Еще одной проблемой предприятия остается увеличение стоимости запасных частей, горюче-смазочных материалов, электроэнергии и др. Только за первое полугодие эти расходы повысились на 15,4%,
— продолжил разговор Александр Горячев.

Предприятие подготовило пакет документов о необходимости увеличения стоимости проезда. Администрацией города изучено и проанализировано экономическое обоснование тарифа на перевозку пассажиров, и в результате выдано предварительное заключение об утверждении нового тарифа в размере 40 рублей.

— Рассмотрение шло в течение двух месяцев. Профильные департаменты изучили всю бухгалтерскую документацию. Сейчас проект постановления проходит процедуру подписания. После размещения документа в СМИ он вступит в законную силу. Что касается конкретных дат, новый тариф предварительно начнет действовать с 19 августа текущего года.

С этого же дня изменится и тариф в общественном транспорте, который работает в городе на основании брутто-контрактов. Это пять маршрутов: автобусы №19, 32, 89, 91, 120. В августе добавится еще один — №83. Здесь проезд также будет стоить 40 рублей, —
сказала заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Галина Шешина.

Таким образом, с 19 августа будет единый тариф на всех городских маршрутах — и у коммерческих перевозчиков, и у муниципальных.

photo 2023 08 14 12 16 48 03b29a1802 Краснодарские известия
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

А качество?

Безусловно, журналистов интересовало, как повлияет увеличение тарифа на улучшение качества перевозок. Особенно южному городу нужны автобусы, троллейбусы и трамваи, оснащенные кондиционерами — нынешняя жара об этом особенно напомнила.

Как отметил Владимир Архипов, обновление подвижного состава является первоочередной задачей, и администрация города ее решает.

— Сегодня это основной тренд по всей России — замена старой техники на новую. В этом году КТТУ будут закуплены 60 новых троллейбусов, 31 из них уже приобретен. Еще одна составляющая высокого качества — квалифицированные рабочие. И третье — соблюдение графика работы. Достичь этого можно благодаря переходу на брутто-контракты. Но пока мы на них не перешли, администрация города со своей стороны способствует обновлению парка общественного транспорта нашему главному перевозчику — КТТУ.

Вице-мэр отметил, что предприятие участвует в концессионном соглашении «Запад», в рамках которого получит 40 новых трамваев уже в этом году.

Трамвай покроет убытки колесного транспорта

Для того чтобы перейти на брутто-контракты, в бюджете необходимо предусмотреть от 12 до 15 млрд рублей. Даже при новом тарифе в 40 руб. люфт составит в пределах 4,5 млрд руб. Поэтому даже новая стоимость билетов вряд ли покроет расходы на общественный транспорт.

А вот покрыть себестоимость сможет. Сегодня, по словам директора КТТУ, самый прибыльный вид транспорта — трамвай. Себестоимость провоза одного пассажира —
28-29 руб. На троллейбусе — 45 руб., а на автобусе — 49 руб. Опять-таки, благодаря новому тарифу удастся покрыть убытки колесного транспорта.

photo 2023 08 14 12 16 47 2 be5ee70d84 Краснодарские известия
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Журналисты подняли тему экономии. Например, можно отказаться от кондукторов, как это сделали в Москве, где существует система бесконтактной оплаты. В пример Александр Горячев привел Новокузнецк (Кемеровская область), где тоже решили отказаться от кондукторов. В итоге выручка упала на 40%! Но и это еще не все. Снизился пассажиропоток и в троллейбусах — хоть там кондукторы остались, но люди перестали в них ездить. Зачем покупать билет, когда есть автобусы, где можно проехать зайцем.

Что касается льгот: они все остаются.