Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Благодаря ему ежегодно в порядок приводят десятки километров дорог.

Работы ведутся с опережением

Обновляют не только транспортные артерии, но и мосты с путепроводами, строят тротуары, внедряют «умные» интеллектуальные системы, меняют асфальтобетонное покрытие, устанавливают новые дорожные знаки, наносят линии разметки, ремонтируют люковое хозяйство и бордюрные ограждения.

Список краснодарских дорог, нуждающихся в ремонте, был обозначен еще в конце 2016 года, когда формировался план работ по программе БКД на период с 2017 по 2024 год. Он составлялся исходя из анализа состояния дорожного покрытия на тот момент. Однако ежегодно проводится диагностика, по результатам которой некоторые дороги передвигаются на более ранний или поздник срок.

В городскую агломерацию входит около 900 км дорог. Основная задача — привести 87% из них к нормативному состоянию до конца 2024 года. Всего за шесть лет — с 2017 по 2022 год — в столице Кубани обновили 326 участков дорог общей протяженностью 410 км. Расположены они в разных районах города — от исторического центра до пригородных поселков. Так, приведена в нормативное состояние одна из центральных улиц – Гимназическая — на участке от ул. Кубанской Набережной до ул. Леваневского. На улице Кутовой — от ул. Почтовой до ул. Садовой — вместо гравийного покрытия устроено асфальтовое. На Привокзальной площади отремонтированы проезжая часть, тротуары, а также съезды.

Яблоновский мост почти готов, на подходе — Тургеневский

В 2021-м с опережением отремонтировали 63 участка автомобильных дорог протяженностью более 80 км. Среди них: ул. Гимназическая от Кубанской Набережной до Красной (1,2 км), Чкалова от Северной до Гоголя (1,5 км), Адыгейская Набережная от Майкопской до Чехова (2 км) и др. Осенью подрядчики получили средства, заключили соответствующие контракты и приступили к ремонтам дорог, запланированных на 2022 год. Работы прошлого года были также завершены раньше срока — уже летом началась подготовка необходимой документации для проведения конкурса на определение подрядчиков 2023 года.

В 2022 году по дорожному нацпроекту в Краснодаре отремонтировали 33 участка — 30 км дорог. Среди наиболее социально значимых работ прошлого года — ремонт дороги по улице им. Героя Яцкова. Она ведет к детсаду №199, лечебно-хирургическому центру клиники «Екатерининская», спорткомплексу «Екатеринодар». В районе школы №63 по нацпроекту привели в порядок дорогу по улице Крымской на участке от дома №65 до улицы им. Баумана.

В перечне работ на 2023 год представлено 36 участков. Сейчас ремонт ведется на улицах Спортивной, Бургасской, Первомайской, Толбухина, Братьев Дроздовых, Орджоникидзе, Чернышевского, Дзержинского, Советской, Айвазовского, Длинной, Новой, Ленина, Шевченко в ст. Елизаветинской и Молодежной на х. Ленина.

Продолжается и строительство нового Яблоновского моста через реку Кубань. На сегодняшний день техническая готовность — более 70%. Общая протяженность объекта превышает 1 км, длина самого мостового перехода составляет примерно 478 м. Объект планируют сдать в конце 2023 года.

В декабре 2021 года был разработан проект по ремонту Тургеневского моста. По данным городской администрации, ремонт продлится 14,5 месяцев, к нему приступят после завершения строительства Яблоновского моста.

По последним данным, уже завершили работы на 15 улицах, в числе которых Ставропольская, Офицерская, Юннатов, Фрунзе, Фадеева, Пригородная, Власова, Котовского, Полины Осипенко, Пионерской, Деповской, Пугачева и Новороссийской. Сейчас специалисты снимают асфальт на участках Ленина, Советской, Длинной и Новой. Начались работы также на хуторе Ленина — там ремонтируют улицу Молодежную.

70 километров в год

По словам вице-мэра Владимира Архипова, который до июля 2022 года занимал пост директора департамента транспорта и дорожного хозяйства, без нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» отремонтировать такое внушительное количество дорог, используя местный и даже краевой бюджет, не удалось бы.

— В среднем в год ремонтируется около 70 км дорог — это серьезные цифры, — отметил вице-мэр.

Заказчиком работ в рамках БКД является Центр мониторинга транспорта и дорожного движения. Кроме того, есть технический надзор, в который входят специалисты, ведущие приемку работ и оценивающие ее качество. А независимая сертифицированная лаборатория проверяет качество используемого при ремонте материала.

Безопасность участников дорожного движения в первую очередь зависит от нормативного состояния дорожной части. С этой целью устанавливаются новые дорожные знаки, усовершенствуются светофоры в районах общеобразовательных учреждений.

Стоит отметить, что ремонт канализационных и других сетей в рамках сметы БКД не проводится. Однако до начала работ подрядчики осматривают с коллегами из других структурных подразделений администрации те участки, которые планируются к ремонту, фиксируя при этом информацию обо всех дефектах: мусоре, кривых или грязных опорах, освещении, заборных ограждениях и т.д. Кроме того, во избежание разрытия обновленных дорог ресурсоснабжающие организации предупреждают о дорожном ремонте как минимум за год, чтобы они за это время смогли исправить аварийное состояние сетей под землей.

Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» частично решает и проблему загруженности дорог. Так, модернизирована организация движения на таких перекрестках, как ул. Офицерская/Зиповская, Лизы Чайкиной/Сормовская, Дзержинского/Кореновская, Ставропольская/Старокубанская. По данным департамента транспорта, проезжаемость на этих участках улучшилась на 15-20%. Кроме того, реализуется комплекс программ, включая политику новой городской мобильности, «Велогород», строительство новых трамвайных линий. Все это позволяет избежать дорожных заторов, ведь плохое состояние дорожного покрытия, как правило, уменьшает скорость автомобилей.

В рамках нацпроекта реализуется и федеральная программа «Развитие общественного транспорта». Краснодар в числе десяти крупных российских городов получил грант в размере 8,3 млрд рублей. До конца 2026 года здесь планируется построить более 35 км новых трамвайных линий. Средства будут направлены также на закупку транспорта, благоустройство территории, создание остановочных пунктов. Так, по словам Владимира Архипова, транспортная ветка на ул. Московской оказалась более востребованной, чем ожидалось. На тех четырех маршрутах трамвая, которые продлили от Солнечной до Петра Метальникова, прибавилось в день около 16 тыс. пассажиров. Сегодня в рамках западной и восточной концессии также планируется расширение трамвайной сети от Западного депо до ЖК «Немецкая деревня», в микрорайоне Гидростроителей, до ул. Домбайской и т.д.

(подверстать колонкой, на плашке)

Как обстоят дела в крае

В 2023 году отремонтируют более 155 км улиц.

По словам главы Кубани Вениамина Кондратьева, в порядок приведут 141 объект в Краснодарской и Новороссийской агломерациях и Сочи.

В Краснодарской агломерации обновят 45 улиц общей протяженностью 72,3 км. В Новороссийской приведут в порядок 45 участков протяженностью 27,6 км. В Сочинской агломерации отремонтируют 51 объект протяженностью 55,3 км, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края.

Уже завершен ремонт мостов в Успенском, Выселковском и Усть-Лабинском районах. Теперь искусственные сооружения соответствуют требованиям действующих строительных и экологических норм.

Тем временем капитальный ремонт продолжается в Армавире: приводят в порядок путепровод через железную дорогу на трассе Отрадо-Ольгинское — Новокубанск — Армавир. Путепровод расположен в границе регулярной застройки Армавира и состоит из двух эстакад. Одна из них строилась еще в 60-е годы прошлого века, вторая построена недавно. В связи с ухудшением эксплуатационного состояния старого перехода было принято решение о его капитальном ремонте. Протяженность объекта — 120 м.

Планируется начать ремонт семи искусственных сооружений, в числе которых мост через ручей на автомобильной дороге: село Юровка — станица Раевская — Новороссийск, путепровод через железную дорогу на автомобильной дороге Отрадо-Ольгинское — Новокубанск — Армавир и др.