Билет в далекое детство
Потомственная казачка, педагог с сорокалетним стажем и председатель ТОС №431 Анна Климова встретила меня, автора этих строк, хлебом-солью — гостеприимство стоит особняком среди казачьих традиций.
— Мама всегда сокрушалась, мол, не станет меня, и все выбросите. А она так берегла все предметы быта, фотографии! Я решила сохранить их и открыть музей. Место под него искать не пришлось — дети создали свои семьи и разъехались, освободилась комната. К тому же я как раз вышла на пенсию, и появилось много свободного времени,
Женщина живет в Пашковке всю жизнь. В 1929 году, когда ее мама, как и многие другие девушки из станицы, выходила замуж, венчалась в церкви, которая располагалась в сквере. А в мемориальном комплексе на одной из 14 мраморных плит увековечено имя ее отца Василия Федотовича Вечернего, погибшего в Ростовской области в 1942 году.
— Я горжусь историческим прошлым своего куреня. Горжусь тем, что мои предки были казаками. «Хата казака» — это, прежде всего, память о моих дорогих родителях, им и посвящен музей,
Несмотря на почтенный возраст, казачка активно работает со школьниками, рассказывая им о многовековых традициях. Здесь есть и комната боевой славы «Живем и помним», где собраны истории о пашковчанах, фронтовиках, «ночных ведьмах», а также памятные вещи семьи Климовых: фронтовые письма, фотографии военных лет.
— Постаралась сохранить все предметы старины в том состоянии, в каком они были во времена моего детства. Хочется познакомить подрастающее поколение с историей казачества и православия, приобщить молодежь к культуре казаков и привить школьникам любовь к Родине,
За 13 лет работы музея его посетило более 3 000 человек: малыши из детских садов, учащиеся школ, колледжей, вузов, жители города, края, корреспонденты СМИ, представители власти, писатель В.И. Лихоносов, художник Г.Т. Квашура, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны — все те, кому интересна жизнь казачества и небезразлична история Отчизны. Для детей это удивительное приключение, а для гостей постарше — билет в далекое детство, где знакомые экспонаты служили их предкам в быту. Вход в музей бесплатный. Свои впечатления и пожелания можно написать в книге отзывов. Их здесь оставлено уже более пятисот.
Яркие шаровары и кохточка с басочкой
Причудливые для современной молодежи предметы обихода воссоздают в музее атмосферу казачьего быта: утюги, кожаные поршни, которые когда-то местные жители носили вместо обуви, деревянная прялка, гребень.
Взгляд привлекает старинный стол, на котором стоит салотовка — черпак-ковшик из цельного дерева с ручкой. В ней хозяйки растирали кусочки сала, лука и чеснока для заправки борща, супа, ухи. Рядом дуршлаг, изготовленный из пашковской глины, рубель — деревянная, ребристая, слегка изогнутая пластина с ручкой, с помощью которой двести лет назад гладили белье. Прялка, которой пользовалась мама Анны Васильевны, и половички, сотканные ее бабушкой.
— А вот резной пузатый комод, который был сделан на заказ в 1929 году. Мой дед подарил его маме на свадьбу. Как же его не сохранить? С годами он немного обветшал, но внук обещал пригласить мастера из Ростова-на-Дону для реставрации,
Что касается казачьей одежды, то Анна Климова с портнихой воссоздали женские и мужские рубашки. Самым колоритным элементом наряда казака всегда считались шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина. Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Традиционный женский костюм кубанской казачки состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шили его из фабричных тканей — шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой — «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на широких или узких манжетах, воротник-стойка или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.
Древо семьи до пятого колена
На почетном месте в «Хате казака» висит генеалогическое древо семьи хозяйки, на ветвях которого расположились пять поколений ее представителей. Еще одна распространенная деталь интерьера казачьей хаты — фотографии на стене. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны, когда в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память.
У Анны Васильевны тоже висят такие фото: черно-белые, местами потемневшие и облупившиеся… Вот ее мама, Агриппина Варламовна, среди подруг, учениц первого класса. А это отец, Василий Федотович, в окружении сестер — он был младшим из семерых детей.
— Мне очень дороги эти фотографии, ведь их держала в руках моя родня,
Под снимками величаво расположилась железная кровать с резной спинкой: перина, пуховые подушки в красиво расшитых наволочках.
— Порой по несколько часов выбиваю их, поправляю белоснежную вышивку. Ни одной морщинки быть не должно,
Чтобы пополнить коллекцию и сделать музей богаче, его хозяйка бросила клич среди жителей. Большую часть экспонатов удалось собрать именно благодаря пашковчанам.
— Далеко не все хранят предметы старины. Однажды во дворе односельчанина увидела старинный утюжок, который торчал из земли. Хозяин разрешил его выкопать и оставить себе. А в проходе у меня стоит кованый сундук. В 1938 году женщина выходила замуж, ну, а спустя столько лет выбросила его. Что касается личного, дорогого до слез, то таких предметов около ста: салотовка, дуршлаг, комод, прялка, глечик (глиняный кувшин или горшочек), макитра (глиняный сосуд с широким горлом и шероховатыми стенками), самовар… Ими пользовались мои предки, они сопровождали мой быт в детские годы,
Соседи навели ревизию на чердаках и в сараях, где отыскали разный скарб, и подарили его домашнему музею Анны Васильевны. Сейчас в нем собраны уникальные предметы казачьего быта. Например, вышеупомянутая макитра — большой глиняный горшок, который, в зависимости от «фасона», использовали по-разному. В одном, с широким горлышком, квасили тесто на хлеб, во втором, с горлышком поуже, хранили мясо, сало и колбасы, залив их жиром. Есть и полуторавековая крупорушка — вделанный в деревянную колоду металлический цилиндр с длинной ручкой. Насыпаешь в цилиндр зерно, крутишь ручку — получается мука.
«Не мытьем, так катаньем!»
Быт казачьей семьи был не из легких. Еще 100 лет назад казачки утюжили белье с помощью скалки и рубеля. Простыню или рубаху обматывали вокруг скалки, а затем проводили по ней рубелем. После такой глажки даже плохо постиранное белье приобретало белоснежный вид. Отсюда пословица: «Не мытьем, так катаньем!»
Позже появились чугунные утюги, которые перед использованием нужно было раскалить. Для этого их помещали в горячую печь или ставили на раскаленные угли. А поскольку не только корпус, но и ручки у утюга металлические, то за них брались тканевой прихваткой.
А затем хозяйки стали пользоваться утюгами на углях, куда в специальную полость засыпались горячие угли. Нагребешь из печки углей, засыплешь внутрь и можно утюжить парадные блузки.
Также в коллекции Анны Климовой есть бронзовый самовар, сулия (стеклянная трехлитровая бутылка с длинным горлышком), вышитые салфетки и рушник, увидевшие свет еще в начале прошлого века.
По словам казачки, в их семье всегда царила атмосфера уважения к старшим, честности и гостеприимства.
— Мы со старшим братом росли без отца, а потому труд был основой жизни, ведь нужно помогать маме по хозяйству. Жили скудно, но дружно. Особая радость была на православные праздники: шилось новое платьице, покупались ботиночки. Детям, которые посещают «Хату казака», всегда советую: интересуйтесь у бабушек и дедушек своим прошлым, берегите и уважайте традиции. Если сохранилось хоть что-то: подкова, фотография, иконка — создайте дома свой семейный музей. Мне очень близки слова Александра Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности». Ими я и руководствовалась, открывая «Хату казака».