Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

По этому поводу 14 февраля состоялось первое заседание городского штаба, созданного по поручению главы Краснодара Евгения Наумова. На нем он поручил системно подойти к вопросу ликвидации незаконных полигонов и максимально ужесточить ответственность за вывоз и складирование мусора.

— Основной объем — более 65% стихийных свалок -приходится на Прикубанский и Карасунский округа. Одна из причин — масштабное строительство жилых комплексов. Объекты сдаются, собственники принимают квартиры, начинают ремонт, а строительные отходы вывозятся в лесополосы, на пустыри, вываливаются на обочины дорог. И это на самом деле огромная проблема для Краснодара. Более 90% мусора, который скапливается на стихийных свалках, — строительный. Только текущих свалок, к примеру, в Прикубанском округе насчитывается более 55-ти,
— сообщил Максим Онищенко, вице-мэр Краснодара.

В основном, конечно, свалки создают не сами новоселы, а так называемые черные мусорщики, рекламирующие свои услуги в интернете. Люди звонят по найденному номеру, заказывают вывоз мусора, и, казалось бы, соблюдают закон. В конце концов, они же не выкидывают строительный мусор в общие контейнеры дома, предназначенные для бытовых отходов. А кто из жителей, наткнувшись на объявление в интернете, будет требовать у перевозчика лицензию?

Как прозвучало на заседании штаба, 56 организаций города сегодня имеют лицензию на вывоз мусора, однако большинству они нужны для собственных нужд, коммерческих услуг они не оказывают. В результате законные услуги выполняет не более десятка организаций. При этом в интернете более 1,5 тыс. объявлений с предложением вывоза. То есть практически все они — «черные мусорщики», помогающие собственникам построенных квартир избавиться от мусора после ремонта.

«Черные мусорщики» должны бояться

На совещании проговорили меры и пути решения вопроса. В том числе прозвучали предложения по контрольным закупкам органами полиции, социальной рекламе в соцсетях, ужесточении штрафных санкций — вплоть до конфискации транспортных средств.

— Очень эффективно показывает себя работа с полицией. Именно во взаимодействии с правоохранительными структурами мы видим дальнейшую работу по решению проблемы свалок. Буквально в конце прошлого года провели совместные рейды: у четырех мусорщиков-нелегалов изъяли грузовики и поставили на штрафстоянку. Однако уверен, что необходимо не просто ограничиваться штрафами, а конфисковывать изъятые авто. И закон это позволяет,
— отметил начальник отдела государственного надзора в области обращения с отходами Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Евгений Порфирьев.

Напомним, что конфискация личных автомобилей — не просто инициатива, а реально действующая практика, введенная согласно новому законодательству. Соответствующий закон, призванный снизить количество «черных мусорщиков», 14 июля 2022 года подписал Президент России Владимир Путин.

-Необходимо в большем количестве проводить контрольные закупки. Это тоже прерогатива полиции. Перевозчики должны бояться, опасаться и понимать, что любой очередной заказ на вывоз мусора может оказаться контрольной закупкой и обернуться штрафом, конфискацией автомобиля, а то и уголовным делом,
— озвучил свое мнение Евгений Порфирьев.

Если подходить к решению проблемы системно, то социальная реклама в СМИ и соцсетях — еще один из кирпичиков в общее дело. У человека не должно быть иллюзий, что, заказав вывоз мусора у нелегального перевозчика, тот отвезет их на полигон. Отходы отправятся в соседнюю лесополосу, где этот житель потом захочет погулять, возмущаясь, что кто-то завалил все мусором.

Планируется снять сюжеты, в которых будет отражена картина проблемы и ответственность за совершенное, а также размещены контакты официальных перевозчиков.

Штрафы за вывоз мусора без лицензии кратко увеличат?

На заседании городского штаба прозвучало предложение выступить с законодательной инициативой о кратном увеличении суммы штрафа за вывоз мусор без лицензии (по статье 14.1 КоАП РФ) и об усилении на уровне региона контроля над постановкой на учет объектов негативного воздействия. К ним относятся все объекты, которые строятся больше шести месяцев. Это позволит отслеживать перемещение всех отходов. Необходимо также нарастить число патрулей ГИБДД в районе стихийных свалок, наладить более тесное взаимодействие со Службой судебных приставов.