«КИ» узнали у автора постановки и художественного руководителя Анны Агеевой, как шел отбор артистов в труппу, что хочет видеть зритель и чем отличается аудитория столицы Кубани.
«Наши танцовщики уникальны»
— Анна, расскажите, как возникла идея организовать театр?
— У нас с ребятами давно была мечта создать собственную танцевальную компанию. И спустя много лет кропотливой работы: изучения танца, его последних тенденций, выступления на различных площадках — губернатором Краснодарского края было предложено не просто сделать свою танцевальную компанию, а открыть целый театр современного искусства. В этом году наша мечта сбылась.
— Чем ваш театр кардинально отличается от других площадок Краснодара? Имеем в виду те команды, которые занимаются современным танцем.
— В первую очередь набором артистов и тем, что каждый из них до поступления в труппу занимался разными танцевальными стилями. У нас есть представители как современного, так и уличного, народного и классического танца. Но объединил всех этих людей именно современный танец. Все танцовщики уникальны, говорят на своем языке, но органично вписываются в общую форму современного танца. Мало какой театр может похвастать такой технически разнообразной труппой. Вот об этом мы можем заявить с большой уверенностью.
«Современный танец — это не устоявшаяся форма»
— Ставите ли цель произвести некую революцию в Краснодаре в области танцевального искусства?
— Мы стремимся показать нашему местному зрителю, что современное искусство — это что-то, что витает вокруг нас, что нас всех касается, что всем нам интересно. И взятие на себя ответственности за то, что мы своему зрителю прививаем вкус к современному искусству, наверное, можно назвать в какой-то степени революцией. Но главное, чего мы хотим, — это хорошо и качественно делать свою работу и выполнить свою миссию перед нашим зрителем на сто процентов.
— Как считаете, почему сегодня именно пластический театр привлекает аудиторию и что вообще хочет видеть современный зритель?
— Мне кажется, что такая тенденция присутствует, особенно в европейских театрах и танцевальных компаниях. Да, в нашей стране она начала появляться не так давно, в тот момент, когда зритель наконец смог воспринимать современный танец как что-то сценическое и академическое. Сегодня появляется много сильных хореографов, танцовщиков — именно современных. Соответственно, это и привлекает зрителя. Кроме того, название «Современный танец» дает понимание, что это для и про современного человека. Соответственно, это танец, который каждый год меняется и каждый раз отражает пластически то, что интересует людей. Интересует время, в котором мы живем. Современный танец — это не какая-то устоявшаяся форма, это танец, который отвечает канонам, запросам, потребностям современного зрителя. Ему интересно смотреть на какое-то произведение искусства, которое разговаривает с ним на общем языке здесь и сейчас. Нам кажется, что, помимо красивой эстетики со сцены, шоу, невероятных эмоций, которые присутствуют, зритель хочет видеть со сцены самого себя. Он хочет смотреть на сцену как в зеркало своей жизни. Публике будет интересно наблюдать за тем, как мы разбираем и представляем пластическим способом такое простое понятие, как контакт между людьми.
«Аудитория заинтересована в современном искусстве»
— Интеграция современной хореографии, вообще понятие «пластический театр» все больше применяется и в драматических театрах. На ваш взгляд, с чем связан этот тренд?
— Драматические театры все чаще используют в своих постановках пластические этюды. И это не что-то новое, это было всегда. Но сейчас приобретает особую актуальность, потому что пластический язык — это язык, который могут понять все люди. Искусство становится доступным все большему количеству людей и все более актуальным.
— Расскажите о труппе. Вы отмечали, что на кастинг приезжали танцоры из разных городов России. Как считаете, почему? В Краснодаре есть свои, готовые артисты?
— Да, на кастинг действительно приезжали люди из разных регионов. Когда мы спрашивали их, почему они хотят работать именно в нашем театре, они говорили, что им нравится Краснодар, климат и южный темперамент. И в такой атмосфере, в культуре именно нашего города работать в Театре современного искусства — это отличная возможность. Мы предполагаем, что все больше и больше людей будут стремиться с нами взаимодействовать. Но это не значит, что у нас нет классных танцовщиков, наоборот. Театр современного искусства — это та площадка, которая как раз-таки дает место нашим местным талантам, где они могут реализоваться на сцене как большие артисты, и при этом у них нет необходимости переезжать в другой большой город или ехать за границу. Культурный обмен между разными регионами страны — это очень актуально и интересно.
— Вы выступали на разных площадках. Аудитория Краснодара — какая она, на ваш взгляд?
— Аудитория разная. У нас искусством интересуются все слои населения, люди любого возраста и социальных групп. И публика, когда она знает, что это что-то выросшее на родной земле, принимает всегда очень тепло. Мы провели уже несколько культурно-массовых мероприятий, где показывали довольно инновационные и экспериментальные вещи. Были полные залы, зрителям понравилось. В наших соцсетях мы получили много теплых и приятных отзывов, люди спрашивали, когда же будет большой премьерный спектакль и когда можно купить билеты. Это доказывает, что аудитория действительно заинтересована в современном искусстве.
«Наш главный зритель — молодежь»
— Спектакль «Контакт». Что вас вдохновило на постановку и какая идея лежит в основе?
— Это пластическая история о том, что касается каждого из нас, но что мы, может быть, не замечаем и не придаем этому значения. Это контакт. Контакт между людьми, контакт с самим собой, контакт со своим окружением. Нам кажется, что начиная с пандемии коронавируса тема необходимости контакта очень важна и актуальна для всех нас. Кроме того, этот спектакль станет первым контактом труппы со своим зрителем в рамках репертуара театра. Развивая эту тему, мы нашли очень много острых тем и ситуаций на тему контакта, пластически, с помощью разных эпизодов проиллюстрировали, прожили, переварили эту тему и составили, поставили, произвели, создали спектакль. Предположу, что когда зритель будет смотреть на сцену, ассоциировать разные ситуации, то, возможно, чуть лучше поймет себя и осознает ценность контакта, который у него присутствует в жизни.
— Вы говорили о сложных костюмах и масштабных декорациях. Не просим раскрывать всю концепцию, но в чем их особенность?
— Они будут максимально неожиданными для кого-то. Это не совсем те костюмы, которые, возможно, представляют себе зрители, когда слышат словосочетание «пластический спектакль». Раскрывать секреты, конечно, мы пока не можем и не будем, но над костюмами ведется большая работа. У нас задействовано несколько швейных цехов, используются десятки метров ткани. Декорации — отдельная тема. У нас безумно сложная главная декорация, которая полностью меняет сцену театра, где мы выступаем. Сложные конструкции будут несколько дней собираться и монтироваться, чтобы зритель смог посмотреть на что-то невероятное.
— Позиционируете ли вы себя как театр для всех или ориентируетесь на определенного зрителя?
— Судя по аудитории, которая приходила к нам на наши культурно-массовые мероприятия и на наши перформансы, у нас очень разношерстная аудитория. И мы этому безумно рады! Это люди нашего времени, которым нужно современное искусство. Мы готовы его им нести. Мы видим, как взрослые люди интересуются культурой и их становится все больше, но наш главный зритель — молодежь. После наших перформансов наблюдали картину, как мама и дочка спорили о смыслах и акцентах, увиденных в спектаклях. В этом тоже особенность современного искусства: каждый может увидеть что-то свое, опираясь на свой жизненный опыт.
Справка «КИ»
Театр современного искусства — это не просто театр в его классическом понимании. Это современная инновационная площадка для создания новых проектов, выходящих за рамки строго определяемых жанров.
Более 10 лет Анна Агеева руководит коллективом, ставшим основой театра. За это время команда неоднократно побеждала во всероссийских конкурсах: «В движении», «Project818», «Российская студенческая весна» (2018, 2019, 2022 и 2023 гг.). Артисты громко заявили о себе, участвуя в таких телепроектах, как «Танцы на ТНТ», «Dance Революция» и «Новые танцы».
Ранее краснодарцы узнали, почему перформансы никогда не повторяются.
Читайте также интервью «КИ» с Никитой Михалковым. Еще можете заглянуть сюда — тут известные российские актеры и постановщики Рэд Рей и Олег Каменщиков ответили на вопросы «Краснодарских известий». А повод был.
Подготовила Анна Климанц