Фото: Денис Яковлев

Если вы уже видели все кассовые постановки в нашем городе и вам хочется свежего режиссерского прочтения классики и не только, рекомендуем обратить внимание на «Дом Культуры». Это не просто площадка, на которой работают вокально-хореографические студии и заслуженные коллективы. Это творческое комьюнити, определенная философия и… театр нетрадиционной формы. Чем нас зацепил новый Чехов и почему ДК снова в тренде?

Культ культуры

Все мы помним, что в советское время дома культуры пользовались большим спросом. Там проводили различные мероприятия, а обучение в кружках для населения было доступным и бесплатным. В годы, когда Россия взяла курс на новую эпоху, популярность ДК резко снизилась. Многие попросту не выжили, а те, что остались на плаву, предлагали услуги, значительно уступавшие в качестве коммерческим студиям. В 90-е годы прошлого века проходит мода на литературные вечера и капустники, и молодежь все чаще начинает выбирать клубы и улицу.

Дома культуры Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России сегодня переходят в новый формат и вновь переживают свое возрождение. Муниципальные учреждения культурно-досугового типа Краснодара славятся по всей стране своими коллективами и колоритными фестивалями, работают с учетом традиций, но и с применением новых современных технологий, без которых дальнейшее продуктивное развитие невозможно.

«Дом Культуры» на Уральской открыл свои двери для посетителей в феврале, после проведения капитального ремонта и набора нового персонала. Здесь действует 32 коллектива, есть театральная студия и студия звукозаписи, дающая возможность вокалистам выходить на новые городские площадки.

Фото: Денис Яковлев

Фото: Денис Яковлев
false

false

false

false

Развитие молодежи

Новое арт-пространство — камерное. Это бывший городской Дом культуры, который присоединили к Центру культурного развития «Карасунский», расположенному в станице Старокорсунской. Такое объединение в истории культуры Краснодара происходит впервые.

— Город получил еще одну точку культурного притяжения, где жители смогут провести с пользой, а самое главное — с интересом свое свободное время. Изюминка арт-пространства — театральные постановки новой формы. Это не традиционный театр, к которому мы привыкли, а сцена-трансформер, где зритель может стать непосредственным участником. В муниципальных учреждениях культурно-досугового типа такого никогда еще не было, и я считаю, что наш первый эксперимент получился удачным,
говорит директор Центра культурного развития «Карасунский», депутат городской думы Павел Попов.

«Дом Культуры» — это проект для творческой реализации людей разного возраста — от 4 до 80 лет, — но в первую очередь для молодежи. Цель руководителей — создание на базе арт-пространства предпрофессионального учреждения, где будет проходить обучение актерскому мастерству, и все участники смогут попробовать себя в новом для себя качестве драматического артиста.

— Мы хотим, чтобы у краснодарцев появились дополнительные возможности для реализации, ведь далеко не все могут поступить в институт культуры, к примеру. У нас также проводятся вечера «Поэтическая капель» — как для детей, так и для взрослых, где вы можете прочесть стихотворение собственного сочинения. Мы делаем все возможное, чтобы повысить интерес к «Дому Культуры» и сделать его по-настоящему современным и востребованным центром,
— отмечает заведующий филиалом Игорь Морозов.
Фото: Денис Яковлев

Фото: Денис Яковлев
false

false

false

false

false

«А я не человек в футляре?!»

Взгляд на классику в раннем возрасте и более зрелом — две большие разницы. В школе нас учили, что главный герой рассказа «Человек в футляре» Беликов — злобный и несчастный человек. Проще говоря, изгой, с которым у каждого из нас нет ничего общего. Но так ли это на самом деле? Вопрос.

Для работы над спектаклем ANTROPOS пригласили выпускника Краснодарского института культуры перспективного молодого режиссера Павла Львова-Белова. Рассказ на четыре страницы в его интерпретации превратился в 2-часовое фантасмагорическое действо, исследующее причины человеческого страха перед общественным мнением, его тягу к одиночеству и непреодолимое желание любить. Беликов, который отвечает одной фразой на все свои мысли и желания: «Как бы чего не вышло» и носит глухое черное пальто в жаркую погоду, не выставляется рудиментом социума, напротив, постановочная команда спектакля явно сочувствует главному герою и встает на его защиту, как бы говоря: «У самих-то рыльце в пушку».

— Ключ к пониманию спектакля — это утрированные образы окружения главного героя и демоническая сущность антипода Беликова — Коваленко. А все потому, что спектакль представляет нам ситуацию через призму «человека в футляре», через его отношение к жизни и взгляд на общество. Несмотря на то что образ человека в футляре изрядно устарел в эпоху господства социальных сетей, когда каждый норовит выставить себя напоказ, само чувство тревоги и жизнь в постоянном беспричинном страхе становится все актуальнее для молодых людей XXI века,
— считает режиссер.

По его мнению, в футляре находится весь город, в котором живет Беликов, а герой — его продукт, следствие зафутляренности общества, а не причина, как принято считать. Кроме того, авторы ANTROPOS более широко раскрывают тему «футлярности». Они показывают, как каждый человек прячется в футляр своего личного комфорта, предпочитает не замечать чужие страдания и не вмешиваться в то, что его не касается: работа и прогулки по пятницам, общение в телефонном режиме и есть наш мир, наш футляр. 

Фото: Денис Яковлев

Фото: Денис Яковлев
false

false

false

Для этого используются различные театральные приемы: черно-белый грим и костюмы, подчеркивающие одинаковость людей. Выделяется одна лишь Варенька в легком голубом платье, распевающая песни и не придерживающаяся жестких социальных рамок. И именно она становится магнитом для Беликова, его запретным плодом и одновременно его разрушением. Ему хочется снять свое пальто и выпрямить спину, когда он слышит ее голос, но футляр, приросший к коже, слишком узок.

— После просмотра мне захотелось еще раз перечитать этот рассказ и сразу выйти из гаджета. И подумать: а не нахожусь ли и я в таком же футляре? Мы привыкли, что вся наша жизнь — в телефоне. Нам проще написать сообщение, чем увидеться вживую. Погружаемся в этот футляр и закрываемся от мира и друзей. Посмотрев ANTROPOS, ты понимаешь, что стоит пересмотреть и свои взгляды и привычки,
— поделился своим мнением Павел Попов.

Новое имя

С главной ролью блестяще справился актер Федор Львов-Белов, младший брат режиссера. Он не только примерил на себя угрюмый образ, но и в прямом смысле слова «примерил» ящик. И если в начале постановки артист находится в деревянном футляре непродолжительное время, то в конце спектакля его буквально «заколачивают» в гроб молотками сослуживцы, не скрывающие радости.

Актер признается, что не должен был играть Беликова, его ввели в состав всего за две недели до премьеры. Ознакомившись со сценарием, увидел схожие черты с героем. Он считает, что Беликов у Чехова и Беликов, воспринимаемый людьми, читающими рассказ, — это смешной и злой персонаж. Но этот человек, как и каждый из нас, просто стремится к своему комфорту.

— Зритель привык к реалистичному жанру, где во главе угла — конфликт. У нас театр скорее игровой, и спектакль отличается тем, что как такового конфликта здесь нет. Он построен по принципу пирамиды. И, по сути, мы просто смотрим, как строится бытовая жизнь городка, но маленькое движение ломает всю конструкцию. В какой-то момент, я понимаю, что лежу в гробу… Меня это не пугает, ведь я человек авантюрный. Однажды решил прослушать всю эту сцену, когда меня заколачивают гвоздями, не затыкая уши, и у меня началась мигрень. Теперь я выработал свою систему,
— поясняет артист.
Фото: Денис Яковлев

Фото: Денис Яковлев
false

false

От автора

Узнав, что спектакль идет два часа без антракта, напряглась: не хотелось классики, поставленной кое-как.

Возникли вопросы, как в отсутствие профессиональной сцены и с минимумом декораций и звуковых эффектов возможно «подать» Чехова? Раскрыть глубину его персонажей, передать тонкий авторский юмор и трагедию главного героя.

Спустя 10 минут стало очевидно, что ANTROPOS — это качественное прочтение, хорошая актерская игра и чувство театрального вкуса. Два часа пролетают незаметно, а рассказ воспринимается по-другому: не выглядит сухим и одноплановым, каким казался в школе. Он дополнен новыми картинами, многогранен, местами звучит Парижем — благодаря мимам на сцене и удачно подобранному саундтреку. 

Не заставляет насильно думать, а наводит тебя на мысли. Плавно. Он пластичен и хорошо скроен. Стильный, как классическое черное пальто, и по-настоящему современен. Безмерно радует, что в Краснодаре открываются новые творческие горизонты, появляются новые режиссеры и артисты, понимающие, чего хочет зритель.