Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Парижский референдум

На днях мэр Парижа Анн Идальго заявила, что с 1 сентября в столице Франции введут запрет на аренду электросамокатов. Такая мера принята на основании итогов организованного референдума: 89% горожан проголосовали за запрет услуг по аренде (кикшерингу). Большинство из них считает, что электросамокаты явились источником многих проблем. Согласно статистике, в 2022 году по их вине пострадало 459 человек, а трое погибли. Кроме того, арендованные самокаты часто не возвращают на специальные места стоянки — иногда сбрасывают в Сену и оставляют на пешеходных зонах, загораживая проход.

К своим личным средствам передвижения парижане относятся бережно, не бросают их где попало, не лихачат на дорогах и не подвергают опасности окружающих. Именно поэтому запрет коснулся только арендованных самокатов.

Не кнутом, а пряником

В городах России пока что такие ограничительные меры на арендованные средства индивидуальной мобильности (СИМ) вводить не собираются — стараются все урегулировать с помощью введения изменений в ПДД, которые вступили в силу с 1 марта текущего года.

Нововведений немного, но они достаточно важные для тех, кто пользуется электросамокатами. Владельцы таких средств передвижения, включая моноколеса и гироскутеры, получили статус водителей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Согласно ПДД, их максимальная скорость ограничивается 25 км/ч. И, видимо, чтобы смягчить угрозу здоровью от столкновения с пешеходом или объектом, передвигаться по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам могут только владельцы самокатов массой до 35 кг.

Приоритет на тротуарах все еще за пешеходами. А в зоне велодорожек — за самокатчиками. На таких территориях разрешено кататься и детям (от 7 до 14 лет), и взрослым. А вот выезд на проезжую часть (край, обочину дороги) допускается для тех, кто старше 18 лет и имеет на своем СИМ хорошую тормозную систему, задний красный фонарь и переднюю фару — в подобном случае вес устройства не ограничен.

Плюс на тротуарах появятся новые знаки, которые будут предупреждать водителей самокатов, что движение для них в определенных зонах запрещено.

Такие изменения в ПДД должны снизить статистику ДТП с участием средств индивидуальной мобильности и дать понять водителям СИМ, что на них тоже лежит ответственность за безопасность дорожного движения.

Но регистрировать электросамокаты наряду с автомобилями пока что не собираются. В Госавтоинспекции к подобной идее относятся отрицательно, так как в России около 300 тыс. таких средств передвижения, а значит, придется провести соответствующее число операций. К этому в стране еще не готовы.

Чем больше самокатов, тем меньше костей

На сегодняшний день статистика по количеству ДТП как по России в целом, так и в Краснодаре неутешительная. За 9 месяцев 2022 года, согласно обзору о дорожно-транспортной аварийности, зарегистрировано 838 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов и других СИМ. Показатели аварийности по сравнению с 2021-м выросли в два раза. Больше половины ДТП — наезд на пешехода и столкновения. Кроме того, часть таких происшествий приходится на зону, где самокаты ездить не должны. Водители средств индивидуальной мобильности подвергают опасности не только себя, но и других участников движения.

В Краснодаре такие ДТП не редкость. Например, 4 апреля из-за самокатчицы, которая пересекла проезжую часть на запрещенный сигнал светофора, иномарка врезалась в ограждение на пересечении улиц Суворова и Гоголя. Водитель автомобиля, по его словам, вынужден был изменить траекторию движения, чтобы не наехать на девушку.

— Водитель въехал в металлическое ограждение, повредив его на протяжении более 10 метров. В настоящее время по данному факту проводят проверку и устанавливают все обстоятельства ДТП,
— прокомментировал «Краснодарским известиям» начальник пресс-службы УМВД по Краснодару Артем Коноваленко.

Подобный случай произошел в городе и 31 июля прошлого года. Молодой человек так же проехал на красный сигнал светофора и столкнулся с иномаркой. Самокатчик получил травмы, его госпитализировали.

По словам старшего инспектора отделения пропаганды БДД отдела ГИБДД УМВД России по Краснодару Евгении Полежаевой, за 2022 год в Краснодаре зарегистрировали 16 ДТП с участием СИМ, в которых получили телесные повреждения 16 человек, в том числе трое детей.

— За три месяца 2023 года зарегистрировали четыре дорожно-транспортных происшествия. В них пострадало четверо человек, двое из которых несовершеннолетние,
— рассказала «Краснодарским известиям» Евгения Полежаева.

Будем надеяться, что изменения в Правилах дорожного движения скажутся на снижении числа ДТП с участием электросамокатов.

Фото: Анастасия Черотайкина, «Краснодарские известия»

Краснодар — не Париж

Чтобы понять, насколько комфортна наша дорожная инфраструктура для передвижения электросамокатами, «Краснодарские известия» поговорили с тем, кто отслеживает изменения в городской среде и выступает за ее удобство и безбарьерность для жителей. Урбанист Мирослав Гриценко поделился мнением по поводу аренды электросамокатов и готовности Краснодара принимать на своих улицах растущее количество водителей СИМ.

— Самокаты — уже весомая часть инфраструктуры города. Это мобильное (в том числе по габаритам) транспортное средство с каждым годом будет становиться более востребованным у граждан. В Краснодаре территория передвижения большая, не как в Париже. По поводу удобства считаю, что есть куда расти и над чем работать. Принятые ограничения по скорости —разумный шаг. Так лучше и для пешеходов, и для самокатчиков. Конечно, было бы неплохо везде сделать велодорожки или выделить для передвижения СИМ спецзону. Но это слишком дальновидный шаг. Можно начать с простого — обеспечения безбарьерности внутри дворов и между кварталами. У владельцев кикшерингов присутствует статистика по маршрутам, на которых чаще всего пользуются арендованными средствами. Городские власти могли бы взаимодействовать с ними и улучшать в плане отдельной дорожной инфраструктуры маршруты передвижения самокатчиков,
— сказал Гриценко.

По мнению урбаниста, во многих спальных районах Краснодара есть довольно широкие пешеходные зоны, позволяющие единовременно и безопасно передвигаться пешеходам и водителям электросамокатов.