Из банка — в школу

Я получила высшее экономическое образование специалиста по финансам и кредитам, затем три года работала в банке. Помню, в детстве буквально жила в школе и своими глазами видела, что учитель почти все свое время отдает детям. В педагогических династиях хорошо понимают, что это не самое простое дело, и поэтому в семье изначально считали, что меня такая судьба обойдет стороной. Но получилось именно так, как должно быть,

— говорит Анастасия Ферафонтова.

Четыре года назад наша героиня прошла необходимую переподготовку, и с того времени нашла себя в роли учителя. После декретного отпуска молодой педагог пошла работать в колледж, позже мама пригласила ее в свою СОШ №13 — в то время учебному заведению требовался математик.

Фото респондента

Сегодня Анастасия преподает алгебру, геометрию и новый предмет «Вероятность и статистика».

Я не пожалела о своем выборе. Теперь мои профессиональные задачи стали более интересными и живыми, а их результаты — важнее для будущего страны,

— отмечает педагог.

Девушка убеждена в том, что быть учителем стоит только в том случае, если ты действительно любишь детей.

Лишь этим чувством можно объяснить, почему педагог остается в школе. Так, например, меня очень заряжает и вдохновляет обратная связь от ребят, их радость от достигнутого с моей помощью результата. Это может быть усвоение какой-то сложной темы, получение пятерки на уроке, успешная сдача контрольной или экзамена,

— признается педагог.

«Варианта было всего два — победа или поражение»

Впервые девушка решила показать свои профессиональные навыки на конкурсе «Учитель года Сочи» пару лет назад. Но тогда она не смогла попасть в число призеров, что, несомненно, ее расстроило, но не сломило. Появилась мотивация еще лучше подготовиться и снова попробовать. И все получилось. Анастасия стала сначала лучшим педагогом Сочи, а затем — всего Краснодарского края.

Изначально, как вспоминает наша героиня, она не чувствовала уверенности в том, что сможет выиграть, ведь и сам конкурс непростой, да и соперники достойные. Кроме того, еще никто в ее семье не достигал таких побед.

Но Анастасия упорно трудилась на результат. И плоды такой самоотдачи налицо: педагог стала лучшей в конкурсе:

Изначально я ставила цель войти в топ-15. Очень хотелось доказать самой себе, что смогу. Затем появился азарт: «Может, я еще и в пятерку смогу войти?» И смогла! Потом уже просто максимально старалась показать все, что умею, отдавала себя цели без остатка. Варианта всего два — победа или поражение.

Она добавляет, что после выступления в финале просто перешла в «режим ожидания» — получилось ли?

— Как отреагировали ученики, узнав о вашей победе?

— Они, конечно же, поддерживали меня очень сильно. Самое приятное, что была реакция не только моих учеников, но даже тех ребят, с которыми я проводила открытый урок на конкурсе. Их классный руководитель затем пересылал сообщения, в которых они хвалили меня, говорили, что я молодец и должна победить. Это так удивительно, ведь ты этих детей видишь в первый раз, проводишь с ними урок, а получаешь такую обратную связь. Найти контакт, обрести поддержку — это настолько ценно!

Мыслить, анализировать, принимать решения

Сразу после победы в Краснодаре героиня начала готовиться к федеральному этапу конкурса, что требует больших усилий. Однако опыт работы с детьми на обычных уроках — важный критерий оценки профессионализма учителя членами жюри.

Анастасия работает преимущественно с учениками 9-го класса и считает своей задачей не только качественную подготовку к экзаменам. Она стремится научить детей логически мыслить, анализировать, принимать решения и стремиться применять полученные знания в жизни.

Задач стоит очень много, а времени мало. Проходимся по разным критериям, смотрим, что есть, а что нужно скорректировать. Необходимо подготовить и визитку, и сам урок. Кроме того, хочется активно поучаствовать и в различных форумах, посмотреть на коллег, поделиться, возможно, каким-то опытом. Открылись новые горизонты: участие в мероприятиях, встречах, семинарах. Как будто появилась еще одна волна — совершенно другой уровень. Думаешь, вот, оказывается, еще и так можно, и сюда, и на это мероприятие попасть хочется,

— говорит собеседница.

Как заинтересовать современных школьников математикой?

Анастасия рассказала «КИ», что в своей практике использует различные способы вовлечения, ведь математические уроки не должны быть скучными и сложными.

Иногда нужно задать ребятам какой-то необычный провокационный вопрос, ответ на который школьники найдут, лишь рассмотрев ситуацию под разным углом. Бывает, лучше всего применить просто классическую методику, выработанную годами, которая точно сработает. На уроках важна смена методов, момент, когда дети могут сами подумать, дойти до этой информации, где-то ее поискать,

— убеждена учитель.

— На какие основные моменты делаете упор при подаче материала?

— Самое главное — донести до учеников, что любой предмет —
он вокруг нас. Практико-ориентированные задачи помогают понять ученикам, что математика нужна не только здесь и сейчас — на уроке, но пригодится и в дальнейшем по жизни. Благодаря этому предмет становится интересным и доступным для детей, —
считает педагог.

Кроме того, одной из задач наставника Анастасия видит обучение школьников самостоятельному поиску необходимых знаний в будущем.

Важно научить детей учиться, как бы тавтологично это ни звучало. Когда я участвовала в конкурсе два года назад, у меня даже был такой лозунг. Ведь можно иметь много различных компетенций и знаний, окончив школу, но важнее научиться искать информацию, правильно ее анализировать и применять. Хочется, чтобы ребята этому научились,

— объясняет собеседница.

Не забывать о своей семье

У любого педагога крайне насыщенный рабочий график, а у таких, как наша героиня, тем более. Остается ли время на собственную семью?

Это большой и сложный вопрос для каждого учителя. Мы с коллегами шутим между собой, что педагоги воспитывают всех детей, кроме своих. Конечно же, я очень стараюсь уделять время домочадцам. Так, воскресенье у нас — день с семьей. Мы также дружно приняли участие во Всероссийском проекте «Всей семьей». Это нам здорово помогало, ведь как раз в тот момент я готовилась к педагогическому конкурсу, нагрузка была большой. А здесь важно выкроить время на выполнение семейных заданий, переключиться. Главное, что подарил нам этот проект, — чудесно проведенное время с семьей, за что я ему очень благодарна, — рассказывает учитель.

— рассказывает учитель.

«Приходите к нам работать»

Безусловно, все знают, что учительский труд — невероятно сложный, но, по словам нашей героини, эмоциональная отдача от детей точно того стоит.

Приходите работать в школу. И молодые в том числе. Не нужно бояться идти в учебное заведение, ведь здесь всегда жизнь, движение, развитие. Безостановочно о чем-то думаешь, генерируешь идеи, и сам развиваешься, работая с детьми,

— улыбается Анастасия.

Мы попросили победительницу дать наставление тем, кто только планирует попробовать свои силы в конкурсе «Учитель года Кубани».

Будущим конкурсантам и всей молодежи желаю не бояться, дерзать. Если не получилось с первого раза, обязательно пробуйте во второй. Это всегда опыт, который ничем не заменить,

— заключает педагог.

Ранее «КИ» рассказали о династии педагогов со стажем более 200 лет, которые преподавали якутский язык, учили физике и музыке.

Читайте также интервью с педагогом, которая преподавала русский язык в школах Татарстана и Германии.