В театре драмы им. Горького очередное событие. Лаборатория. Внеплановая и неординарная. Прошла, была щедра на эксперименты (маленький человек Акакий Акакиевич Башмачкин в аллегории с фикусом вне конкуренции) и подвела итоги. Зрители оценили три свежих эскиза по произведениям великих русских классиков, и один из них получил шанс стать полноценным спектаклем. По мнению нашего культурного обозревателя, в этом году главной находкой эксперимента стали непосредственно участники лаборатории. Три режиссера, каждый со своим необычным взглядом на русскую литературу.

Потому что «Пушка»

Сезон подходит к концу, но драмтеатр не сбавляет оборотов. Не успели представители СМИ выпустить рецензии на премьеру спектакля Геннадия Николаева ко Дню 80-летия Победы «Летят журавли» 12+, как буквально через несколько дней получили приглашение на новое мероприятие —  лабораторию с емким названием «Пушка». Неожиданно. Ведь мы ждали это яркое культурное событие, привлекающее горожан, в августе. Готовились.

Отмечу, что лаборатории в драме всегда проходят «с размашистым почерком». Свои фишки есть на каждом открытии, под стать тематике. Используют абсолютно все площадки театра, включая подвал —  так произошло на лаборатории по Достоевскому — и репетиционные залы, и даже авансцену — история с лабораторией по Платонову. Это интересно.

Помимо переноса лаборатории с конца лета на конец весны, «Пушка» преподнесла не один сюрприз. На открытии в стилистике постановки «Пиковой дамы», где присутствовали директор театра Максим Секачев, главный режиссер Арсений Фогелев и труппа, интрига, как утренняя дымка, растаяла, и раскрылась абсолютно цельная и крепкая концепция. Арбузов не резали, не сезон, да и летняя сцена пока не заработала, зато не ушли от сути: лаборатория делает акцент на обладателях Пушкинской карты.

Идея отличная, на мой взгляд. Даже не потому, что молодежь нужно побуждать к прочтению классики и привлекать в театр, как само собой разумеющееся, она требует определенной подачи и поиска новых линий в знакомых до боли текстах. Открывается безграничное пространство! С которым, правда, нужно уметь работать. Не переборщить, правильно сформулировать цель и раскрыть ее при помощи грамотно подобранных художественных средств.

Мы бережно относимся к классике, все-таки наш театр академический, и мне кажется, у нас достаточно неплохо получается, но нет предела совершенству, так как театр не стоит на месте, он не архаичный и не является сакральной фигурой, поэтому раз в год мы ищем новые формы. Новая лаборатория «Пушка» — не большая, не пышная и не пафосная, без какой-либо привязки к определенной теме, к юбилею того или иного автора, но для нас очень важна. Мы привлекаем к сотрудничеству режиссеров и пробуем свои силы.

— говорит   Максим Секачев.

Что еще пошло в разрез с традициями? Вместо привычных четырех эскизов — три. Площадка —  камерная сцена. Пожалуй, это единственный минус, так как мы избалованы потенциалом локаций. Время на подготовку — две недели вместо одной. Постановщики трудились в тандеме с ассистентами, чего тоже не делалось ранее. Организаторы не позвали именитых критиков, но обсуждение и голосование после просмотра эскизов остались неизменны.

Для участия пригласили трех режиссеров, с которыми побеседовала в день старта лаборатории, со своим видением и большим творческим потенциалом. Для меня все трое оказались «темными лошадками», несмотря на то, что двое из них — Артем Акатов и Александр Савченко — уже успели зарекомендовать себя на театральных площадках Краснодара. Знакомьтесь.

Кто вместо главного героя?

Первым в программе стоял эскиз режиссера Артема Акатова «Шинель» по одноименной повести Н.В. Гоголя, где главное действующее лицо, как мы знаем, маленький человек, сражающийся с петербуржскими ветрами и лютым холодом.

С 2013 года Артем ставит в «Одном театре», на сайте которого написано, что режиссер «очень любит арбузы и когда красиво». Служил в драматическом театре «Вернадского, 13» в Москве и Армавирском театре драмы и комедии. Является победителем XV регионального фестиваля «Кубань театральная-2016» в номинации «Лучшая (главная) мужская роль» за роль Затворника в спектакле «Затворник и шестипалый», получил Гран-при IV регионального фестиваля моноспектаклей «Палитра лиц».

У меня нет задачи полностью воспроизводить гоголевский сюжет — он лишь некий скелет для актерского повествования. Мы хотим построить свою актерскую жизнь, войти в идею, что считаю самым главным в этой работе. И мы постараемся не промахнуться.

— объясняет Артем Акатов после открытия «Пушки».

Постановщик пообещал, что авторский текст будет сохранен, но раскроется в неожиданных предлагаемых обстоятельствах, дабы полностью изменить инерцию восприятия: слишком уж богатая история у повести, как литературоведческая, так и театральная. Необходимо иное прочтение.

В итоге вместо забитого и выставленного обществом вон Акакия Акакиевича, каким мы привыкли видеть этого чиновника самого низшего ранга из века XIX, публика увидела… фикус. Аллегория стопроцентная. Зрители оценили бережное отношение к тексту, удачную режиссерскую находку с отсутствием главного героя и актерскую игру артистов театра драмы и «Одного театра».

Достоевский с элементами буффонады

Александр Савченко — второй в списке. Он представил философский фантастический рассказ Федора Достоевского «Сон смешного человека» (произведение ставится нечасто) в стиле площадного действа и привнес в театральный слог эксцентричную цирковую стилистику.

Это неспроста: до закрытия Краснодарского цирка Александр был там режиссером. Сегодня ставит в частных театрах, состоит в творческой группировке «Культурные люди». Экспериментирует, одним словом. Одна из последних работ — спектакль «Пиковая дама» для театра «Веритас».

Участие в лаборатории в пространстве государственного театра Александр Савченко использует как возможность быть услышанным большой зрительской аудиторией. Множество риторических вопросов попало в поле режиссерского зрения… Авторский текст Достоевского так же, как и в эскизе Акатова, играет роль инструмента для честного диалога об искусстве, прозвучат лишь отдельные реплики и фразы.

— Как возникает искусство и, самое важное, куда и почему оно исчезает? И при чем здесь вообще человек и нужен ли человек искусству со своими мирскими делишками? Сложно говорить о спектакле, которого пока еще нет, но нужно понимать, что это невероятно «вертикальный» текст. Могу сказать точно, что эта постановка будет без четвертой стены: текст соберется, разрушится, исчезнет и предстанет совершенно иным.

— рассуждал Александр Савченко перед тем, как приступить к работе.

Итог — соответствующая музыка, и мыльные пузыри, и фольга на сцене… Форма «рваного цирка», как охарактеризовал свою работу участник лаборатории. И набрал наибольшее количество зрительских голосов. Делаем выводы.

Причина — в детстве Раскольникова

Третий герой — режиссер Максим Юшко — с очень любопытной творческой биографией представил эскиз «Подкаст о преступлении» по мотивам (я подчеркиваю) романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Окончив Краснодарский государственный институт культуры, Юшко отправился в поселок Мотыгино Красноярского края, в единственный сельский театр — уютный и атмосферный, где на протяжении трех лет работал артистом, режиссером и заместителем директора. Изучив азы профессии, перешел на должность продюсера в Красноярский ТЮЗ. Вернулся в Краснодар, где стал не только участником, но и продюсером нового проекта — лаборатории «Пушка».

Задача — сделать так, чтобы подросткам было интересно прочесть оригинал, роман «Преступление и наказание». Косвенно познакомим их с текстом, не говоря о том, что это Достоевский. Дополним действо элементами, используемыми в театре кукол, мне это интересно, так как я параллельно учусь на режиссера театра кукол. Будет некое аниме,

— предвосхищал Максим Юшко.

В формате True Crime Podcast — сейчас очень популярная тема среди молодежи, он предложил свою версию о становлении Родиона Раскольникова. То есть от оригинала — ничего, но взятая за основу даже не линия, а версия, побуждает посмотреть на роман с неизбитого ракурса: какие обстоятельства могли повлиять на героя на этапе взросления, что он стал, как ни перефразируй, но в сущности  хладнокровным убийцей? Режиссер также использовал мультипликацию, которую артисты создавали в режиме реального времени. Эскиз не выиграл, но был принят аудиторией.

«Пушка» завершилась, победитель определен. Появится ли в репертуаре театра драмы новый спектакль по Федору Михайловичу? Говорить рано. Очевидно, что лаборатория получилась точной и информативной. Под стать названию. Думаю, что мы еще не раз услышим эти фамилии: Акатов, Савченко, Юшко.