Наш земляк Андрей Максимович Сорока в Великую Отечественную войну был командиром пулеметного расчета 16-го отдельного батальона морской пехоты. Ушел на фронт в августе 1941 года, оборонял Киев, защищал и освобождал Кавказ, участвовал в боях в Венгрии, был дважды ранен. За мужество и героизм награжден орденами Славы всех трех степеней, медалью «За отвагу».

Трудился в поле, огороде, пас коров

Еще до революции в тихом уголке Кубани, на хуторе Могукоровка Калининского района, родился Андрей — младший из семерых детей Максима Матвеевича и Ирины Андреевны Сорока. Сюда семья переехала с Херсонщины, принеся с собой трудолюбие и дух вольного крестьянства.

В 1917 году отец Андрея встал на сторону большевиков, за что был схвачен белыми, подвергся пыткам и был ими отпущен умирать. Через месяц Максима Матвеевича не стало. Андрею тогда было всего семь лет. С этого времени началась его взрослая жизнь: работа в поле, уход за лошадьми, колхозный труд.

Моя бабушка, Елена, определила отца в церковно-приходскую трехклассную школу. Но учебу он бросил: нужно было помогать матери. Старшие дети уже разъехались. Он работал в огороде, пас коров, ухаживал за лошадьми — делал все, что требовалось,

— рассказывает Николай Сорока.

По его словам, отец был человеком воспитанным, никогда не перебивал, внимательно слушал и высказывался только после собеседника. Несмотря на то, что не окончил школу, хорошо знал математику, помогал детям с уроками, разбирался в истории и умел ориентироваться по картам.

В 1932 году Андрей Максимович ушел в армию. Служил в 55-м кавалерийском полку, дослужился до старшины. Вернувшись, устроился в колхоз «Политотдел». В 1935 году женился на Марии Филипповне — тихой доброй женщине с соседнего хутора. До войны в семье родилось трое детей. В 1941 году мирная жизнь оборвалась.

Задача — задержать наступление немцев на 3-4 дня

В начале 1941 года отца призвали в армию через Тимашевский военкомат. Сначала он попал в Армавир, потом оказался под Киевом, где участвовал в обороне города. Там и попал в плен. По воспоминаниям маршала Андрея Гречко, эшелон отца был частью прикрытия, чтобы задержать наступление немцев хотя бы на 3-4 дня. Окружение было полным: в него попало около полумиллиона человек, выбраться удалось лишь 30 тысячам. Среди тех, кто попал в плен, был и мой отец,

— говорит Николай Андреевич.

Плен не сломил его волю. Он бежал. Больше года, с августа 1941 года по октябрь 1942-го, шел пешком по оккупированной территории. Ночами прятался в лесах, днем — в укрытиях. Питался чем придется, пил воду из рек, каждый день рискуя быть схваченным.

Фото: архив респондента

Когда добрался до станицы Степной, увидел неохраняемую речку. Переправился — и оказался на своей земле, в Могукоровке. Последние два километра до дома дались особенно тяжело: останавливался каждые пять шагов. Но добрался. И узнал, что, пока его не было, родилась четвертая дочь.

В январе 1943 года началось отступление немцев. 12 февраля наш хутор был освобожден. В марте отца снова призвали — уже через Бруховицкий военкомат. Там каждого проверяли. Отец прошел проверку, его направили в 1159-й стрелковый полк 361-й дивизии. Бригада базировалась в Горловке и участвовала в боях на «Голубой линии». Это условное наименование рубежей обороны немецких войск на Таманском полуострове зимой-осенью1943 года,

— рассказывает Николай Андреевич.

8 сентября в бою за хутор Ленинский при штурме дамбы наш земляк первым ворвался в траншеи врага, гранатами уничтожил два пулемета с расчетами. Был ранен. Награжден медалью «За отвагу».

В это же время у него родился пятый ребенок. Отец узнал об этом позже. В одном из боев получил ранение в плечо. Его направили в 281-й эвакуационный госпиталь в Сочи, где лечился с сентября по ноябрь 1943 года. После выздоровления хотел вернуться в свой полк, но всех направили сначала в Краснодар, затем в Крымскую, потом в Темрюк,

— продолжает Николай Сорока.

На трофейной тачанке ворвался в расположение румынских войск

С декабря 1943 года Андрей Максимович воевал в составе 83-й отдельной морской Краснознаменной Новороссийской стрелковой бригады, был пулеметчиком 16-го отдельного батальона морской пехоты.

Фото: архив респондента

Бригада входила в 46-ю армию Северо-Кавказского фронта и участвовала в форсировании Керченского пролива.

24 декабря 1943 года в мороз и сильный ветер они переправлялись через бурный пролив. Немцы не ждали высадки. Несмотря на холод, пулеметчики Сороки выбили противника с первой линии обороны и закрепились. Это был важный плацдарм под Керчью — своя «вторая Малая земля».

21-26 января 1944 года в боях в 7-10 км севернее города Керчь младший сержант Сорока, действуя в составе расчета, подавил огонь трех пулеметных точек противника и уничтожил до 10 автоматчиков. В мае, в бою на подступах к Севастополю, продвигаясь со своим расчетом вместе со стрелковыми подразделениями, занял выгодную позицию и фланговым огнем поднял панику и уничтожил до 15 противников.

Приказом по частям 16-го стрелкового корпуса от 24 мая 1944 года младший сержант Андрей Максимович Сорока награжден орденом Славы 3-й степени.

В начале августа 1944 года, в целях обеспечения десантных операций в предстоящей Ясско-Кишиневской операции, 83-я отдельная бригада морской пехоты был переброшена с Крыма в район Днестровского лимана и передана в подчинение 46-й армии.

22 августа 1944-го при высадке десанта на правый берег Днестровского лимана сержант Сорока забросал гранатами дзот, уничтожив троих солдат и пулемет противника. Преследуя отходящего противника, проявил инициативу: установил пулемет на трофейную тачанку и ворвался в расположение румынских войск. Огнем из пулемета расстрелял до 20 вражеских солдат и заставил сдаться в плен более 30 солдат и 2 офицеров.

Приказом по войскам 46-й армии от 14 декабря 1944 года сержант Андрей Максимович Сорока был награжден орденом Славы 2-й степени.

Его имя присвоено школе

В дальнейшем, действуя в составе Дунайской флотилии, 83-я бригада морской пехоты активно участвовала в десантных операциях на Дунае в декабре 1944 года в городах Вуковар и Илок, в столице Венгрии Будапеште.

24-25 декабря 1944 года в боях на подступах к Будапешту сержант Сорока при прорыве обороны противника мощным пулеметным огнем вынудил врага бежать, истребил до 20 вражеских солдат. Преследуя отступающего врага, поставил пулемет на тачанку и ворвался в самую гущу вражеских подразделений, поднял панику и взял в плен около 40 солдат противника. Продолжая наступать, подошел вплотную к батарее противника, огнем из пулемета уничтожил большую часть расчетов, взял плен 9 солдат и захватил орудия. Был ранен, но продолжал вести бой до вечера и только по приказу командира батальона был эвакуирован в тыл.

Позже его перевели в 281-й эвакуационный госпиталь на территории освобожденной Румынии. С декабря 1944-го по март 1945 года лечился там. Из-за тяжести ранений был признан негодным к строевой службе, но продолжал трудиться — проходил службу хлебопеком в 41-й хлебопекарне. В декабре 1945 года старшина Сорока был демобилизован.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года сержант Сорока Андрей Максимович награжден орденом Славы 1-й степени. Стал полным кавалером ордена Славы.

20 февраля 1946 г. Андрей Максимович наконец-то вернулся домой — в свой родной хутор на Кубани.

Нужно было восстанавливать хозяйство. Отец стал работать плотником и проработал в колхозе до пенсии. Был мастером на все руки. Изготавливал рамы, окна, двери. Деньги брал не всегда, считал, что главное, что дело сделано,

— вспоминает Николай Андреевич.

Настоящим профессионалом своего дела он стал сам. Был самоучкой. Всю жизнь прожил в Могукоровке. Вместе с Марией Филипповной вырастили десятерых детей.

Андрей Максимович Сорока ушел из жизни 7 января 1994 года. Похоронен на местном кладбище. На доме в Могукоровке, в котором проживал ветеран, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено школе №10 хутора Греки.