1 Мая 2015 г. Фото: Иван Журавлев, «Краснодарские известия»

Не будем углубляться в версии происхождения Первомая и вспоминать его многочисленные названия. Упомянем лишь, что некоторые исследователи уверены: любимый многими весенний праздник — это мощный отголосок народной культуры самых разных стран, сезонного обрядового действа, когда люди сообща праздновали окончание длинной зимы. У нас другая задача: оглянуться на минувшее столетие и удивиться, как стремительно трансформировался наш, кубанский, Первомай.

Пасха с драками и спокойные маевки

Все знают, что до революции в Кубанской области, как и по всей России, широко отмечали Пасху. Но и так называемые маевки тоже уже были. И между двумя этими праздниками в то время началось нешуточное противостояние. Интересные факты приводит Сергей Николаевич Шаповалов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России КубГУ, в научной статье: «Пасха и Первомай: борьба старого и нового быта на Кубани в 1920-1930-е гг.».

По свидетельствам современников, «зачастую во время празднования Пасхи наблюдались уличные драки и другие действия, нарушавшие общественный порядок. Например, в рапорте полицмейстера Екатеринодара за 1903 г. отмечалось, что городская молодежь в праздничные пасхальные дни устраивала драки, особенно на Котляревской, Кузнечной, Садовой и Гривенской улицах, где «…не давала проходу публике, врывалась во дворы жителей, била им окна…»

Гораздо спокойнее проводились маевки. По воспоминаниям екатеринодарца М.Г. Зорина, «ежегодно разными контингентами жителей в городе и в разных местах вне его устраивались «маевки», но по-разному… К 7 часам утра все учащиеся в гимназии собирались в ее дворе… выходили на Красную улицу и под звуки ученического оркестра… стройным маршем двигались… за город, в Круглик — небольшой лесок на северо-востоке, недалеко от Екатеринодара. За учащимися ехала линейка с продуктами питания… Пройдя в Круглик, все сразу же разбредались по лесу — кто ловить мотыльков и кузнечиков; иные устраивали борьбу… А вот рабочие уже в то время справляли свои «маевки» по-иному. Это были не праздники, как их тогда понимали, это были скорее сходки — рабочие собрания… Собирались, правда, не без закуски и выпивки и не без лес для ловли рыбы, обсуждали политические вопросы…»

Не пошел в церковь — получил сахар и табак

В 1917 году с согласия Временного правительства рабочая маевка приобрела статус легального праздника и выходного дня. В документах Кубанской области этого периода 1 Мая обозначено как День рабочих. Но из-за Гражданской войны в 1918-1919 гг. у нас он не отмечался.

Первое серьезное противостояние произошло в 1918 году, когда среда Страстной седмицы выпала на 1 мая. Тогда Поместный собор принял постановление о недопустимости для верующих участия в каких-либо уличных шествиях. Советское правительство же в ответ подписало декрет «О невыдаче наградных к Пасхе»…

А одно из первых полных совпадений Первомая и Пасхи произошло 1 мая 1921 г. Власти Кубани сделали все возможное, для того чтобы максимально задействовать население именно в пролетарском празднике, рассказывает историк Сергей Шаповалов. Рабочим-ударникам, помимо специального пайка, выдавали дополнительно по четверти фунта постного масла, сахара и — курящим — табака.

Стоял с копьем вождь гладиаторов Спартак
Накануне Пасхи в 1926 г. Кубанский окружной комитет ВКП(б) рекомендовал «во всех выступлениях и первомайских докладах… провести отличия праздника 1 Мая и Пасхи». А вот выдержка из рекомендательного письма Кубанского окружного женского отдела: «главная задача, стоящая перед женотделами в пасхальную неделю, — отвлечь широкие массы женщин от пережитков старого быта в связи с празднованием пасхи, как то: посещения гостей, пьянки, христосования, отвлечь их от церкви…»

К концу 1930-х гг. Первомай официально вытеснил Пасху из быта населения. Становятся традиционными шествия трудящихся, которые вовсю начинают прославлять успехи страны. Вот как описывает празднование 1 Мая 1935 года книга «История кубанского футбола»:

«Необычным предстал первомайский парад в городе Краснодаре: «…колонну физкультурников возглавляла группа гладиаторов. В блестящих доспехах, при оружии, несли они щиты, на каждом из которых была ярко написана одна буква. Буквы складывались в слово «С-П-А-Р-Т-А-К». За гладиаторами медленно двигалась запряженная четверкой белоснежных коней колесница, на которой стоял с копьем в руках атлетически сложенный, высокий вождь гладиаторов — сам «Спартак». Затем шли спортсмены кубанского ДСО «Спартак» — первенца добровольных спортивных обществ профсоюзов страны».

На каждом мотоцикле института — пулемет

Настроение страны хорошо демонстрирует 1 Мая 1939 года. Праздник в Краснодаре глазами корреспондента газеты «Большевик»:

«Мимо трибуны, чеканя шаг, с винтовками наперевес проходят курсанты Краснодарского пехотного училища, — писал очевидец. — Идут планеристы, парашютисты. У многих в руках модели самолетов… «Да здравствует великий Сталин!» — приветствуют трибуны. Громкое ура несется в ответ… Мимо трибуны аллюром, сдерживая горячих коней, проносится сотня ворошиловских кавалеристов. Блестят обнаженные для салюта шашки.

Затем по Красной проследовали колонны школьников, физкультурников, трудящихся районов города. Красные флаги. Море цветов! На машинах макеты, показывающие, как пограничники и бойцы Красной Армии разбили японских самураев. Вот впереди колонны рабочих «Главгормаша» движется автомашина. Рабочие показывают применение электричества для сварки деталей. Идут в противогазах работники речного транспорта… Улица заполняется шумом моторов. Это приближаются мотоциклисты Краснодарского химико-технического института. На каждом мотоцикле пулемет… Оркестры играли «Если завтра война…», «Если завтра в поход, будь к походу готов».


Вместо оружия — ветки с бумажными цветочками

А вот показательная первомайская передовица газеты «Ударник полей» за 1947 год Штейнгартского (сейчас Щербиновского) района. Она начинается с шапки: «Да здравствует 1 Мая — день смотра боевых сил трудящихся всех стран!» И тут же заголовок — «Боевой праздник трудящихся». Несмотря на то, что война закончилась два года назад, страна сохраняет боевое расположение духа, она во всеоружии и готова к новым угрозам.

«Сегодня второй Первомай, который мы празднуем в мирных условиях после четырех лет тяжелой войны с черными силами фашизма. Первомайский праздник родился как международный праздник труда, как праздник тружеников, которые ежегодно в этот день проводят смотр своим боевым силам. В победоносном битве с фашизмом советский народ отстоял свое право на свободный труд — величайшее право, завоеванное в Октябрьской Социалистической Революции. Руководимый коммунистической партией, возглавляемый великим Сталиным, советский народ в Отечественной войне разгромил фашистских злодеев — заклятых врагов трудящихся, гнусных разрушителей и варваров…

К трудностям, порожденным войной, прибавились трудности, вызванные засухой, охватившей в прошлом году большую территорию. Пятьдесят лет не было в нашей стране такой засухи. В старое, дореволюционное время это вызвало бы массовый голод, всеобщее разорение, повальные болезни. В советской стране этого не случилось…»

Демонстранты — это потенциальные защитники своей Родины. С высоких первомайских трибун хорошо было видно, сколько их, готовых защищать страну.

Завод ЗИП 1 мая 1958 г. Ул. Красная

1961 год

Все на дачу

По словам Сергея Шаповалова, в послевоенный период праздник постепенно наполнился новым содержанием. Во многом этому способствовало введение выходных праздничных дней. Кто не шел в колонне демонстрантов, отправлялся на дачу или за город, чтобы совершенно легально отдохнуть 2-4 дня, если маевка выпадала на четверг или пятницу. Начинали огородные работы, жарили шашлыки, собирались большими компаниями. Эта традиция сохранилась и до наших дней.

В период перестройки и в начале 1990-х праздник приобрел сильное идеологическое значение. Он стал ассоциироваться не с работой, а с приверженностью к коммунистическим символам. Отказ государства от проведения организованных массовых мероприятий привел к серьезным столкновениям разных политических сил в день 1 мая в период 1990-1993 гг.

В 1990-е годы Первомай сохранился в календаре, но воспринимался населением скорее как наследие Советского Союза.