
Место для долгих дискуссий и споров
Федор Смоляков, старший научный сотрудник Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына и экскурсовод:
— В 1881 году по проекту архитектора Василия Филиппова на территории парка возвели Летний театр. Спустя два года он полностью сгорел: из-за неаккуратного обращения с керосиновыми лампами случился пожар. Вскоре театр вновь отстроили. Спектакли начинались довольно поздно и шли с продолжительным антрактом, чтобы публика могла подольше пообщаться и подышать свежим воздухом.
От Городского сада были проложены трамвайные пути, а позднее, после 1900 года, к окончанию спектаклей стали подавать открытые трамвайные вагоны. И люди стали возвращаться домой после каждого спектакля в них.
— Эти трамваи были просторными и имели открытую платформу с крышей. Здесь пассажиры могли наслаждаться пейзажами города и свежим воздухом. Во время поездки обсуждали театральные постановки, игру актеров и полученные эмоции от просмотра. Транспорт стал своеобразным продолжением культурного вечера и местом для долгих дискуссий и споров.
Так появился современный трамвайный салон, который стал некой традицией для зрителей Летнего театра. Поездка на таком виде общественного транспорта вызывала неповторимые ощущения: люди могли любоваться окружающими достопримечательностями, городской архитектурой и живописными ночными улицами.

Двенадцать апостолов и Христос
Сергей Юрьевич Дейко, краснодарский экскурсовод, преподаватель географии и туристических дисциплин КубГУ:
— На территории парка находятся самые старые деревья Краснодара: дуб «Великан», которому более 600 лет, «Черномор», или «Колдун», — самый мощный и величественный, и два небольших брата-дуба. Оказывается, что до революции на территории парка росло 13 вековых деревьев. Их называли «двенадцать апостолов и Христос». К большому сожалению, во время Великой Отечественной войны они были утрачены.
Сергей Юрьевич рассказал и о том, что изначально освещение в парке охватывало не всю территорию. С 1895-го во всем парке освещался только Летний театр, лишь через 12 лет свет пришел и на прогулочные аллеи.
На землях парка до времен перестройки находились четыре скульптуры известных отечественных писателей: Александра Пушкина, Льва Толстого, Максима Горького и Владимира Маяковского. Во время сокращения территории парка для строительства дороги их убрали. О дальнейшей их судьбе ничего не известно.

На Казачьей горке стоял наблюдательный пост
Динар Бурангулов, экскурсовод:
— Если говорить о том, кто старался развивать наш Городской сад больше всего в ХХ веке, то, пожалуй, таким человеком был главный архитектор города Анатолий Булатов, по чьему велению в конце 30-х годов прошлого столетия в парк доставили субтропические растения из Адлера, а еще он заложил розарий, приобрел лебедей в Московском зоопарке.
Но самое главное, что тогда для сада творил известный краснодарский скульптор — К. Дитрих, который создал вазы и 25 античных скульптур, которые установили по всему парку. К сожалению, они не сохранились. Но уцелело другое творение Дитриха: потрясающая колоннада и лестница, ведущая в «нижний парк».
Сам Анатолий Булатов создал ротонду (беседку) на бывшей Казачьей горке, где в XIX веке стоял наблюдательный пост казаков. В наше время здесь установили ротонду, которая уже обрела статус краснодарской достопримечательности.
Автор текста: Ульяна Кузнецова