Территория Западного депо просторная и, несмотря на то, что здания здесь были построены еще в 1963 году, очень ухоженная. Мы попали в святая святых — цех технического обслуживания, где обслуживают трамваи: моют, ремонтируют. Представьте себе машинную мойку и автосервис. Здесь так же, только значительно масштабнее. Вагоны заезжают сюда грязными из-за зимней слякоти или летней пыли, а выезжают чистыми и аккуратными — хоть на парад! По всей длине огромного бокса — сервисные ямы. На некоторых установлены огромные домкраты, которые поднимают 15-20-тонные вагоны, чтобы снять и отправить на ремонт трамвайные тележки весом почти 5 тонн.
Мечтала стать закройщицей, а стала… электрослесарем
В депо нас обаятельной улыбкой встречает женщина с короткой стрижкой, в рабочем костюме. Просит надолго ее не отвлекать. Людмила Волкова заранее извиняется, что время от времени будет продолжать работу со своей бригадой. Дисциплину и порядок никто не отменял.
От слаженных действий сотрудников трамвайного депо зависит наше своевременное передвижение по просторам города. Водителей и кондукторов мы видим ежедневно, а вот технический персонал остается за кулисами.
Я пришла работать в депо в январе 1981 года по распределению после профессионально-технического училища. До лета мы работали на практике, потом были госэкзамены, а затем я так и осталась работать в этом депо в должности электрослесаря. Вот уже 43 года работаю, и мне это нравится. Это ведь так увлекательно — продлевать жизнь трамваям. Особенно когда у нас появились чешские вагоны с ускорителем, который служит для автоматического выведения пускотормозных реостатов и обеспечивает плавный пуск и спокойное торможение. Очень сложное устройство. Когда его собираешь, сто гаечек и шайбочек соберешь в кучку,
— говорит наша собеседница.
Людмила Леонидовна приехала в Краснодар из Темрюка. До этого она уже имела строительную специальность и даже немного успела поработать маляром.
В Краснодаре я хотела поступать в СПТУ №2, что на улице Дмитриевская Дамба. Сейчас это профессиональный лицей №2. Думала стать швеей-закройщиком, но группа уже была набрана. Тогда решила идти на водителя трамвая. А в результате отправилась учиться на электрослесаря. Дело в том, что отец у меня был электриком по высоковольтным линиям передачи, поэтому я и подумала, почему бы не пойти по стопам отца. Не беда, что профессия не совсем женская,
— вспоминает Людмила Волкова.
«Чистим, смазываем, восстанавливаем изношенные детали»
Когда я пришла работать, у нас бегали трамваи Кировского трамвайного моторного завода. Позднее появились чешские вагоны. При хорошем обслуживании они у нас служат 30-40 лет. В нашем влажном климате, когда даже рельсы затапливает во время залповых ливней, обслуживание трамваев — это непростое дело. Постоянно приходится чистить, смазывать, восстанавливать изношенные детали.
По словам нашей героини, обеспечить полноценную работу вагонов ежедневный осмотр и техническое обслуживание — регулярное, тщательное, проводимое в соответствии с инструкцией производителя той или иной модели.
ТО-1 (первое техническое обслуживание) выполняется по заявкам водителей. Есть также дежурная смена, которая выезжает на место. Важно, чтобы подвижной состав всегда был на ходу и в исправном состоянии. ТО-2 (второе техническое обслуживание) проводится реже первого, раз месяц, но отличается от него трудоемкостью и масштабностью необходимых работ, так как цель — выявить все возможные неисправности, изношенные детали, сбои регулировки и устранить обнаруженные недочеты,
— рассказывает Людмила Волкова.
Спрашиваем о новых моделях трамваев, которые сегодня поступают в КТТУ. Не сложно ли их будет обслуживать?
Новые трамваи — более совершенные с технической точки зрения, с электронным управлением. Мы их обслуживаем уже четвертый год. Уверена, что сможем также многие годы обслуживать и ремонтировать эти модели. И вообще, городские трамвайные сети стали работать лучше: трамваи ездят быстрее, ломаются реже. Главное, что парк трамваев стал намного современнее.
«Кто-то должен и руками работать»
По мнению Людмилы Леонидовны, работа в депо стабильная, и хотя не из легких, но нужная всем горожанам и потому уважаемая. Интересуемся: не сложно ли работать электрослесарем в мужском коллективе?
Да, на этом участке в депо работают в основном мужчины. Но у меня с детства была тяга к железкам, и я запросто работаю наравне с мужиками. Зимой бывает холодно, но нас обеспечивают тепловыми пушками — не замерзаем. Летом жарко, но терпимо в тени бокса.
В бригаде Людмилы Волковой семь человек, из женщин она одна. По профессионализму не уступает сильному полу. Несмотря на многолетний опыт, не стремится стать руководителем или бригадиром. Говорит, что «кто-то должен и руками работать». Очень гордится результатами своей работы.
Когда гуляю по городу в свободное от работы время, смотрю на проезжающие трамваи и всегда знаю, у кого, что и как под фартуком снизу. Они как живые люди. Каждый со своим характером, своей историей и своими болячками. Если честно, то считаю нашу работу одной из самых нужных. Люди едут по своим делам, везде успевают, а мне радостно,
— с гордостью и улыбкой говорит Людмила Леонидовна.
А в это свободное от работы время успевает ли наша собеседница заняться чисто женскими хобби?
Я всегда любила цветоводство. Это мое увлечение. Прямо здесь, в депо, мы с сотрудниками расчистили от травы территорию рядом с боксом, сделали беседку, посадили цветы и деревья. Подрезаем розы, поливаем фиалки. Есть даже пальма. Особенно радует, что вырос и хорошо плодоносит инжир. Очень вкусный. Приезжайте летом — и с вашей редакцией поделимся инжиром,
— приглашает она.
«У нас заработки стабильные и всегда есть работа»
У Людмилы Волковой три дочери и четыре внука. Муж работал водителем троллейбуса, одна из дочерей сейчас тоже в КТТУ — водитель трамвая. Чем не династия?
Немного огорчает, что сегодня молодежь реже приходит к нам в депо. И зря. У нас заработки стабильные и всегда есть работа. Надеемся, что с появлением новых линий, современных моделей вагонов молодежь к нам потянется. Мы как старшее поколение готовы передавать свой опыт, выступать в роли наставников. Знаете, у нас работают самые надежные и добросовестные кадры. Как и трамваи, люди в нашем депо трудятся многие годы. Большинство — всю жизнь. Верность профессии и надежность наших сотрудников просто поражает,
— завершает свой рассказ собеседница.
…Мы выходим из депо, а нас обгоняет чистенький нарядный трамвай №2. Если вы ездите на маршрутах №2, 3, 6, 7, 11, 15, 21, знайте: в них вложена частичка души и кропотливого труда электрослесаря, мамы, бабушки и очень интересной женщины Людмилы Волковой.
К слову
Датой открытия Западного депо принято считать 1963 год, когда была введена в строй первая очередь предприятия. Оно стало заменой Северному трамвайному парку, располагавшемуся в центре города — на улице Красной у стадиона «Динамо», на месте современного бульвара. В память об этом в районе улицы Гаврилова остался транспортный топоним — Трамвайный проезд. В Западном трамвайном депо работают 870 сотрудников — водители, кондукторы, мастера, слесари, диспетчеры, инженерно-технические работники и др.
Ранее «КИ» писали, как появился и развивался самый популярный общественный транспорт Краснодара.