У нашего земляка была очень необычная героическая и трагическая судьба. Рассказать о прославленном генерале мы попросили нашего постоянного автора кандидата исторических наук Александра Бурмагина.

Первая мировая, Гражданская, Испанская

Степан Иванович Черняк родился 2 (16 по новому стилю) декабря 1899 года в деревне Черневичи Борисовского уезда Минской губернии Российской империи. Родители умерли, когда Степану было 13 лет. Его воспитывала старшая сестра Анастасия. Зимой Степан учился в местной начальной школе, а летом приходилось зарабатывать на хлеб.

В годы Первой мировой войны служил в запасном полку в Воронеже. С мая 1917 г. воевал пулеметчиком на Юго-Западном фронте в составе 28-го Полоцкого пехотного полка, ведущего свою историю с 1769 года.

После Октябрьского переворота в ноябре 1917 года вступил добровольцем в красногвардейский отряд в городе Орша, командовал в нем взводом. В Красной армии — с марта 1918 г., участвовал в боях с поляками. В 1921 г. закончил 1-е Московские пехотные командные курсы, после которых служил начальником пулеметной команды 2-го стрелкового полка, участвовал в подавлении восстаний в Грузии. После окончания войны перспективного молодого командира вновь отправили на учебу.

В 1924 г. закончил 8-ю Ленинградскую пехотную школу, командовал ротой 111-го стрелкового полка. В 1930-м его вновь направили на учебу на пулеметное отделение Всеармейских курсов «Выстрел». Командовал батальоном в элитной 1-й Московской пролетарской стрелковой дивизии.

В 1936-1937 гг. участвовал в национально-освободительной войне в Испании в должности советника при 11-й дивизии. За боевые отличия награжден высшей наградой СССР — орденом Ленина.  

Прорыв линии Маннергейма и заслуженная слава

По возвращении в СССР с сентября 1938 г. назначен на должность помощника командира 1-й Московской пролетарской стрелковой дивизии. В августе 1939 г. его назначили командиром 136-й стрелковой дивизии, которая в составе 13-й армии Северо-Западного фронта участвовала в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. К началу боевых действий комбриг Черняк был одним из немногих командиров, имеющих большой боевой опыт. Это, несомненно, повлияло на действия его дивизии в Финской войне.

10 декабря 1939 г. части дивизии вступили в бой с финнами в районе Пейтола. Занимать позиции пришлось в сложных условиях, проселки и леса были завалены двухметровым снегом. Бойцы отражали атаки белофиннов. Одновременно по приказу комбрига Черняка бойцы готовились к штурму укреплений линии Маннергейма, в дивизии были созданы штурмовые группы, которые приступили к занятиям по взятию железобетонных крепостей. Усиленная подготовка вскоре дала свои результаты.

10 февраля дивизия получила приказ о наступлении. Она вплотную подошла к знаменитой линии Маннегрейма. Как вспоминал ветеран дивизии Арутюнян,

«полоса укреплений, которую предстояло преодолеть дивизии, прочно запирала перешеек к северу от озера Муоланъярви. Передний край финской обороны на всем протяжении был обведен четырьмя рядами проволоки и заграждений, опоясан противотанковыми рвами и четырьмя ярусами надолбов…

В первые мартовские дни комдив Степан Иванович Черняк доложил в штаб 13-й армии о том, что укрепленный район Муола-Ильвэс окончательно разгромлен и разрушен. Только в данном районе части дивизии подорвали и захватили 27 железобетонных укреплений и более 20 каменных и земляных сооружений противника. Военный Совет армии представил дивизию к награждению орденом Ленина…».

815 бойцов и командиров дивизии были награждены орденами и медалями. Двенадцати присвоено звание Героя Советского Союза. О комбриге Черняке узнала вся страна, о нем писали центральные газеты.

1 апреля 1940 г. ему присвоили звание комдива. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 г. Черняк был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 126). В связи с введением в РККА генеральских воинских званий 4 июня 1940 г. комдиву Черняку, минуя звание генерал-майора, было присвоено звание генерал-лейтенанта, и он был назначен командиром 3-го стрелкового корпуса.

В мае 1941 г. он закончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Академии Генерального штаба РККА имени К.Е. Ворошилова. Это был звездный час генерала Черняка.

foto1

Сняли с должности и понизили  звании

В начале Великой Отечественной войны корпус под его командованием оборонял черноморское побережье. В конце июля на его базе сформировали 46-ю армию (в феврале 1943 г. ее части освободили Краснодар), а генерал С.И. Черняк назначен ее командующим. Армия прикрывала государственную границу СССР с Турцией и охраняла побережье Черного моря.

С 13 декабря 1941 г. генерал-лейтенант Черняк назначен и.д. командующего Отдельной Приморской армией и одновременно помощником по пехоте командующего Черноморским флотом. Под его командованием армия участвовала в обороне Севастополя.

В конце декабря 1941 года войсками Закавказского фронта и Черноморским флотом была проведена Керченско-Феодосийская операция, в результате которой был освобожден Керченский полуостров. В целях деблокады Севастополя из трех действующих здесь армий был создан Крымский фронт под командованием генерал-лейтенанта Козлова.

8 февраля 1942 г. генерал-лейтенанта Черняка назначили командующим 44-й армией фронта, соединения которой вели тяжелые оборонительные и наступательные бои на Керченском полуострове.

О трагедии Крымского фронта написано немало, мы не будем на них останавливаться. В мае 1942 года 11-я армия генерала Манштейна прорвала фронт и вынудила советские войска отступить на Тамань.

В этих неудачах, как и в 1941 г., обвинили командование фронта и армий.

Представитель Ставки армейский комиссар Мехлис, от неправомерных действий которого во многом и произошла катастрофа, был лишен должности замнаркома обороны и понижен в звании на две ступени. Командующего фронтом генерал-лейтенанта Козлова отстранили от должности и понизили в звании до генерал-майора. Командующий 47-й армией генерал-майор Колганов снят с должности и понижен в звании до полковника. Командующий 44-й армией генерал-лейтенант Черняк снят с должности и понижен в звании до полковника. Командующий третьей армии фронта — 51-й армии генерал-лейтенант Львов погиб от авианалета 8 мая 1942 года.

В 1947 г. в журнале «Военная мысль» выйдет статья военного историка «Уроки боевых действий на Керченском полуострове 1942 г.», в которой был сделан вывод о том, что вины генерала Черняка в той операции не было.

 «…Командующий фронтом генерал Козлов приступил к подготовке контрудара. Генерал Черняк должен был создать первоначально группировку в составе четырех дивизий, двух танковых бригад и двух танковых батальонов. Однако намеченный контрудар не был осуществлен, потому что генерал Черняк получил новое распоряжение командующего фронтом, согласно которому часть сил этой группировки, в том числе одна танковая бригада, исключалась из ее состава… Генерал Черняк, учитывая реальную обстановку, все же решил осуществить контрудар всеми силами. Однако командиры соединений, получив приказ комфронтом о перегруппировке, самостоятельно начали отходить с занимаемого ими рубежа. Неожиданный отход части сил с обороняемого рубежа потянул за собой стихийный отход частей и на соседних участках. Это использовал противник для развития своего удара, создавая угрозу тылу всего Крымского фронта…».

Но в сложившейся ситуации разобрались уже после войны, а в 1942 боевой генерал Герой Советского Союза оказался без вины виноватым.

Новые подвиги и награды

15 июня 1942 г. полковника Черняка назначили командиром 306-й стрелковой дивизии, он воевал на Калининском фронте. 12 декабря 1942 г. был контужен в бою и эвакуирован в госпиталь. В апреле 1943-го его назначили замкомандира 5-го гв. стрелкового корпуса, который участвовал в Ржевско-Вяземской, Духовщино-Демидовской и Смоленской операциях, в освобождении городов Вердино, Духовщина, Рудня и др.

С июня того же года командовал 32-й стрелковой дивизией 3-й ударной армии. С 30 октября 1943 г. назначен командиром 162-й стрелковой дивизии 65-й армии Белорусского фронта генерала армии К.К. Рокоссовского, с которой участвовал в Курской битве, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой наступательных операциях. За успешные боевые действия по освобождению города Речица дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

Во взятии города особо отличился комдив Черняк.

Дивизия, прорвав оборону, за 7 дней боев прошла с боями более 50 км… С утра 17.11., возобновив наступление на Речицу, в 9.00 ворвалась на северо-западную окраину города. В 14.00 после упорных уличных боев дивизия полностью овладела городом»,

— писал в представлении на отважного комдива командующий 65-й армией генерал-лейтенант П.И. Батов.

Приказом войскам Белорусского фронта от 5 января 1944 г. комдива за два с половиной года войны наградили его первой наградой — орденом Красного Знамени.

В январе 1944 г. в ходе Калинковичско-Мозырской наступательной операции полковник Черняк получил тяжелое ранение и до марта находился в госпитале, затем стал командиром 41-й стрелковой дивизии. В составе 1-го Белорусского фронта она вела оборонительные бои в Ковельской области. В июне 1944 г., ровно через два года после лишения звания, командир дивизии полковник Черняк был восстановлен в звании генерал-майора.

В августе 1944 г. за бои при прорыве обороны противника западнее города Ковель дивизия получила орден Красного Знамени, а генерал-майор С.И.Черняк — орден Суворова 2-й ст.

18 июля 1944 г. дивизия прорвала сильно укрепленную оборону немцев. За три дня непрерывных наступательных боев с противником прошла с боями 34 км и 20 июля вышла на восточный берег реки Зап. Буг. — государственную границу СССР, освободив при этом 55 населенных пунктов,

— отмечал комкор генерал Баринов.

В составе 69-й армии генерал-лейтенанта Колпакчи дивизия участвовала в Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской и Берлинской наступательных операциях, форсировании рек Висла и Одер, освобождении Польши, за что польским правительством С.И. Черняк был награжден орденом «Крест Грюнвальда III класса» и двумя медалями.

В августе 1944 г. комдив Черняк отличился в боях по расширению плацдарма на западном берегу Вислы. «В тяжелых оборонительных боях против крупных сил пехоты и танков противника не только удержал свой участок плацдарма, но и выполнил задание по его расширению. Во всех действиях тов. Черняк проявил несомненную личную храбрость и мужество». В январе 1945 г. он был награжден орденом Кутузова 2-й ст.

За участие в Берлинской наступательной операции и отличия в боях между Одером и Эльбой награжден вторым орденом Суворова 2-й ст.

Мирная жизнь в Краснодаре

После войны генерал-майора Степана Черняка назначили начальником управления боевой подготовки группы советских оккупационных войск в Германии. В августе 1947-го стал военкомом Калининской области. В январе 1954 г. — начальником Краснодарского краевого военного комиссариата.

В апреле 1958 г., прослужив в Советской армии 40 календарных лет, был  уволен в запас. Жил в Краснодаре с женой Тамарой Ивановной и сыновьями Владимиром и Сергеем.

Награжден тремя орденами Ленина, медалью «Золотая Звезда» №126, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Суворова 2-й ст., орденом Кутузова 2-й ст., медалями «За оборону Севастополя», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими наградами.

Участник пяти войн генерал-майор Степан Черняк умер  в краснодарском военном госпитале 21 июня 1976 г. Похоронен на Славянском кладбище.

В Краснодаре на доме по ул. Мира, 49, в котором жил генерал, установлена мемориальная доска. На его родине в Борисове именем генерала Черняка названа одна из улиц города.

Автор: Александр Бурмагин