Краснодар немного напоминает картинную галерею: то тут, то там на бетонных стенах жилых многоэтажек встречаешь муралы — огромные картины, созданные уличными художниками. Причем вход в такой «музей» свободный — нужно просто  внимательно смотреть по сторонам.

Промежуточная посадка на улице Тургенева

Уличное искусство (граффити) перестает быть бессмысленной мазней на заборах и излюбленным занятием вандалов. Сегодня оно принимает законные рамки и добавляет акценты в городскую среду, приобретая качественную форму, смысл и художественную ценность.

Доказательство тому — мурал на фасаде многоэтажки на ул. Тургенева, 140. Изображение заняло все пространство: с 1-го по 9-й этаж. Авторы работы — местные райтеры Татьяна и Андрей Кожуро и Анатолий Кутырев. Они воссоздали картину «Промежуточная посадка» известного краснодарского художника Сергея Воржева, который является основоположником жанра этнического сюрреализма. Эту картину он написал еще в 1987 году. В центре работы — фантазийный летательный аппарат марапацуца, рядом с которым сидит его хозяин с гармошкой в руках.

Символично, что арт-объект с картиной выдающегося художника открыли в Год семьи и в нем приняла участие дочь мастера. Как отметила Татьяна Кожуро, в отличие от большинства других картин Сергея Воржева, эта — вертикальная, и отлично подошла под формат мурала. Художники сразу поняли, что она прекрасно впишется в визуальное пространство города.

Кстати, место для мурала выбрано неслучайно. Этому поспособствовали высокая проезжаемость на дорогах старого центра и общий вид, с которого открывается реплика картины. Создание арт-объекта стало продолжением реализации проекта по увеличению туристической привлекательности кубанской столицы.

Мы уверены, что искусство играет мощную роль в объединении людей и формировании общего взгляда на важные темы. Каждое из таких художественных произведений становится не просто декором, а источником для размышлений, обсуждений и передачи ценностей будущим поколениям,

— отмечает пресс-секретарь управления по делам молодежи Виктория Мельник.

Открытка на всю стену

В 2020 году правоохранительной службе исполнилось 100 лет, и вместо десятка бумажных открыток, врученных к празднику, подарок оказался иным — на здании уголовного розыска появилось граффити с героями одноименного советского фильма «Место встречи изменить нельзя». Стрит-арт-художник Таня Тако изобразила Глеба Жеглова и Володю Шарапова, пристально наблюдающими за проходящими краснодарцами.

img 4227 Краснодарские известия
Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Кстати, Таня Тако — райтер с более чем с 10-летним стажем, преобразившая десятки городских зданий и многоэтажек. Одна из ее работ — стрит-арт с изображением девушки с гитарой и нотной тетрадью на ул. Тюляева. На масштабном рисунке привлекает внимание и щенок-робот — любимая игрушка героини полотна. Место для мурала тоже тщательно подбирали: напротив фасада располагается Межшкольный эстетический центр. По словам художницы, арт-объект создан, чтобы окружить это место креативной атмосферой.

Не менее любопытный стрит-арт создала творческая команда в Чистяковской роще. На металлическом сооружении в ЖК «Сказка» появился сказочный лес. Граффитисты изобразили большой дуб, вокруг которого растут экзотические растения и летают сказочные насекомые. Из-за раскидистого дерева выглядывает книжный персонаж, который подсвечивает себе путь фонарем. Все это создает сказочную атмосферу для детей на игровой площадке.

Главная «ночная ведьма»

Во внутреннем дворике Муниципального центра развития предпринимательства «Платформа» (Красная, 6) есть настоящая галерея под открытым небом. Стены здания, а также трансформаторную будку украшают муралы. Художники изобразили меценатов, живших в Екатеринодаре во второй половине XIX — начале XX века: Никита Богарсуков, Екатерина Губкина, Иван Дицман, Александр Ерохин и Борис Черачев.

img 4216 Краснодарские известия
Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

На фасаде пятиэтажного дома  на ул. Лузана, 41 можно увидеть портрет летчицы Евдокии Бершанской. Она во время войны командовала 46-м женским бомбардировочным полком, больше известным под названием «Ночные ведьмы». Так девушек прозвали фашисты, потому что их самолеты было очень трудно сбить, летали они, как правило, ночью. Сам полк размещался на территории современного Пашковского микрорайона.

Продумал и воплотил идею в жизнь стрит-арт-художник Григорий Куринов. И вот теперь так называемая ночная ведьма сквозь облака наблюдает за краснодарцами с торца дома на пересечении улиц Лузана и Шоссе Нефтяников. Снизу — знаменитые самолеты У-2, на которых летчица и ее команда совершали вылеты. Общая площадь картины составила 150 кв. метров.

Проект реализовали при поддержке Управления по делам молодежи и администрации города. Советую всем обязательно съездить по адресу и посмотреть эту работу,

— написал художник на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Голос Победы

Скоро уличная картинная галерея Краснодара пополнится еще одним муралом, который будет написан на основе детского рисунка. Фонд «Добро и Дело» подвел итоги конкурса «Zащитники» среди учеников 7-11-х классов Кубани. Победителем стал Максим Василенко, ученик 7-го класса СОШ №1 ст. Выселки и воспитанник ДШИ им. Г.Ф. Пономаренко. Его рисунок выбрали для нанесения на фасад одного из зданий в краевой столице.

Сейчас ищут подходящую стену. Мурал выполнит краснодарский художник Павел Бибишев.

Второе место заняла Полина Обухова из гимназии №88 Краснодара, третье — Милана Илясова из той же школы искусств, что и победитель. Приз зрительских симпатий достался 4-класснице Маргарите Сааковой.

По словам организаторов, конкурс прошел в рамках проекта, поддержанного Губернаторским грантом. В его жюри вошли представители администрации, художники и деятели культуры.

Не все здания подходят

Как же выбирают полотно для будущих настенных композиций? Оказывается, процесс состоит из нескольких этапов, на каждом из них учитывается ряд факторов.

Главное — фасад здания должен быть технически пригодным, поверхность — ровной, с соответствующей текстурой, чтобы краска смогла равномерно лечь и не смываться под дождем или снегопадом.

Также при создании эскиза учитывается архитектура здания: расположение окон, дверей, балконов и другие конструктивные особенности фасада.

Кроме того, палитра мурала должна гармонировать с окружающей застройкой.

Итак, как только фасад выбран, следующий шаг — получить согласие собственников зданий. По словам Виктории Мельник, ими могут являться как индивидуальные владельцы, так и управляющие компании (если дом многоквартирный).

Важно провести предварительные переговоры и объяснить концепцию проекта. Для этого разрабатываются эскизы, которые помогают владельцам увидеть, как арт-объект будет выглядеть на фасаде. Кстати, на этом этапе предлагают несколько вариантов, чтобы заинтересовать и вовлечь их в процесс. Ведь это может увеличить шансы на получение одобрения и сделать проект более приемлемым для жителей,

— говорит Виктория

Эскизы будущей настенной живописи в основном связаны с историей, культурой и традициями нашего города, однако в некоторых случаях могут содержать в себе и философский подтекст.

Муралы имеют значимое влияние на городской пейзаж: они не только преображают унылые стены, но и устанавливают связь между художниками и местными жителями. Кроме того, стрит-арт может служить способом самовыражения и отражать настроение города и его жителей,

— добавляет Виктория.