На видео 11-летняя девочка свирепо бьет руками маленького щенка, беспощадно бросает об стены, пинает и всячески пытается нанести максимальный ущерб. Побои сопровождаются едкими комментариями и нецензурной бранью. Заканчивается видео тем, что ребенок обещает наказать щенка (от испытанного стресса домашний питомец мочеиспустился на диван) за кадром – в ином случае площадки для размещения видео не пропустят публикацию из-за чрезмерной жестокости.
Чтобы разобраться в причинах аморального поведения малолетней живодерки и понять, как не допустить повторения ситуации, «Краснодарские известия» поговорили с психологом, зоозащитницей и куратором, приютившим у себя пострадавшего щенка.
Быстрое реагирование
Инцидентом сразу же заинтересовались правоохранительные органы, была организована проверка.
— В ходе мониторинга сети Интернет сотрудники полиции выявили видеозапись, где несовершеннолетняя жестоко обращается с домашним животным, предположительно в Краснодарском крае. По данному факту проводится проверка,
Школьницу нашли оперативно – выяснилось, что она живет в Северском районе. Щенка изъяли, серьезных повреждений и переломов ему чудом удалось избежать. Сейчас он находится в районном фонде помощи бездомным животным.
По данным правоохранительных органов, девочка имеет положительную характеристику по месту проживания и обучения. Была организована проверка, по результатам которой в ОМВД России по Северскому району девочку поставили на профилактический учет в ПДН.
«В ее глазах и поведении не было раскаяния»
«Краснодарские известия» пообщались с Анной Кирпой, приютившей у себя щенка, – женщина на постоянной основе занимается спасением животных, под ее кураторством более 25 питомцев.
— Пока питомец поживет у меня в квартире – до того момента, как пройдет психологическую реабилитацию и будет привит. В целом это займет 1-2 месяца. С матерью ребенка поговорить не удалось – передали коробку со щенком и все. Присмотрелась, а собака крутит головой влево-вправо, защемлен нерв. Хозяйка сказала, что это врожденное – переспросила у первых хозяев, информация подтвердилась. Повреждений нет, переломов нет, отсутствуют даже гематомы. Зафиксировали небольшое сотрясение, но оно уже прошло – щенок бегает, прыгает и радуется жизни,
Женщина рассказала о том, что при передаче питомца видела и главное действующее лицо резонансного видео – саму школьницу.
— Поведение 11-летнего ребенка на кадрах ненормальное, она издевается над животным, грубо матерится. Девочка сидела на заднем сиденье машины, сначала потупив глаза в пол, однако потом – нагло уставившись на меня. Она не осознала тяжесть своих поступков, в ее глазах и поведении не было раскаяния. Ее поведение нужно держать на контроле: нет гарантии, что ситуация не повторится,
Считается, что воспитательный и личностный стержень закладывается в ребенке до семи лет. Клинический психолог центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ирина Бабкина отмечает, что практически все вопросы в этой ситуации – к семье, изначально ребенок как личность формируется именно в ней.
— Прежде всего, нужно проконсультировать ребенка, чтобы специалист провел оценку его психоэмоционального здоровья. К родителям очень много вопросов, и такое случается даже в якобы благополучных семьях. Говоришь с родителями – а они что, одевают, кормят, целый день проводят на работе. Простого «не делай» недостаточно – детьми нужно заниматься. Сейчас у них есть гаджеты, они предоставлены сами себе, приходят со школы и погружаются в «черное зеркало». Что они смотрят, с кем общаются, с кого берут пример – это остается за рамками родительского «воспитания»,
«Вас это не касается!»
Складывается странная ситуация – девочка имеет положительную характеристику в школе и по месту проживания, однако знакомые с семьей школьницы в соцсетях заверяют в обратном – якобы проблемы есть, однако их принято не замечать.
— В большинстве случаев поведение ребенка – репрезентация отношений в семье. Я считаю, что в первую очередь выявлением таких проблем должны заниматься в школе, где дети проводят львиную долю времени. Есть учебные учреждения, которые проверяют жилищные условия, отношение родителей. К сожалению, таких школ подавляющее меньшинство, хотя именно в них должны бить тревогу в первую очередь,
Однако сейчас педагоги стараются не конфликтовать с детьми и родителями – это следствие деформированной реакции со стороны общества на вмешательство учителей в личную жизнь ребят.
— Нередко чуткий педагог в ответ на деликатное предложение обсудить ситуацию может услышать фразу «вас это не касается» или «это не ваше дело», хотя именно опытный учитель легко подмечает деструктивное поведение ребенка. У таких ребят часто присутствуют ярко выраженные агрессивные защитные механизмы в поведении. Родительские собрания, школьные психологи — это все тщетно, если нет обратной связи со стороны родителей,
По мнению одного из учредителей Центра защиты животных «Территория добра» Альбины Корниенко, жестокость по отношению к животным зачастую является лишь первым шагом на пути к более серьезным проступкам.
— Очень нужна широкая гуманизация общества. Детям должны проводить уроки доброты, прививать им экологическое просвещение. Нужно информировать о правильном поведении с городскими животными. Это должно стать обыденным, ординарным явлением – на уровне с инструктажем по правилам поведения на улицах, водоемах,
Она считает, что корень проблемы кроется глубже, чем в нездоровой семейной атмосфере, в которой вынужден расти ребенок. В решении необходимо применять комплексный подход, уверена Альбина.
— У нас отсутствует социальная реклама, дети не видят примеров гуманности по отношению к животным, которые живут рядом с нами всю жизнь. В совокупности это приводит к эскалации жестокости, в таких условиях очень сложно воспитать здорового в социальном и психологическом плане члена общества. Информирование просто необходимо – это позволит сделать ребят добрее и сострадательнее,