В конце марта на Совете по культуре и искусству российский писатель, журналист и политический деятель Захар Прилепин предложил создать единый театр для современных писателей. По его мнению, во все времена он был местом непосредственной реакции на волнующие общество темы. Сегодня же большое количество времени храм Мельпомены уделяет осмыслению прошлого. Культурный обозреватель «КИ» Анна Климанц узнала у театральных деятелей Краснодара, сколько всего сцен в столице Кубани, нужна ли городу еще одна и почему режиссеры действительно редко берутся за новую драматургию, зато охотно интерпретируют известные классические произведения.
Время изменилось, а театр?
Государственному театру сегодня непросто. Что заметно. Если брать классику, то как ее подавать, чтобы зритель не засыпал на костюмных постановках и не чувствовал себя лишним на балу нафталина, не рефлексируя и не испытывая чувства неловкости, но и не переборщить с метафорами и аллегориями, вызвав недоумение? Если ставить современников, то кого именно, учитывая повестку, и конкретно на какие темы, они же точки боли?
Такое впечатление, что театр, в отличие от кинематографа во главе с Юрой Борисовым, который точно знает, как и о чем говорить, пытается проложить путь к сердцу. В очередной раз. Получается не всегда удачно.
Театр осторожничает, избегает острых углов, но при этом не имеет права быть скучным, посредственным и работать себе в убыток. Он обращается к старому и ищет в проверенных временем текстах смыслы, близкие и созвучные человеку из XX века. С другой стороны, он не может полностью «забить» на великое культурное наследие и уделяет бессмертным произведениям львиную долю внимания. Прав Прилепин.
Не забываем и про то, что театр должен воспитывать подрастающее поколение, прививая ему привычку читать сложные и объемные романы. Вот и получается, что Пушкин (на примере фильма «Пророк») и рэп вполне совместимы (в театре и не такое случается), а Раскольников, скажем, облачается в джинсы. Впрочем, и такое уже было, во времена Высоцкого. Молодежь рада, взрослая часть аудитории спорит, но от театра не отворачивается, хотя и крайне болезненно воспринимает, когда постановщики показывают известных героев в образе, абсолютно им несозвучном.
Тенденция, которую я замечаю, что режиссеры всегда думают, как подойти к классической драме — «Чаек» даже не вспомню, сколько существует… К современной драме подходят прямо. Потому что первая задача — это представить историю,
— рассуждает театральный критик доктор филологических наук Вера Сердечная.
К примеру, в театре драмы им. Горького 28 и 29 мая в рамках новой лаборатории с емким и хлестким названием «Пушка», ориентированной на обладателей Пушкинской карты, представили три эскиза по классике. В этом году участие в эксперименте приняли режиссеры с необычным взглядом на привычное, я бы так сказала. Режиссер и актер «Одного театра» Артем Акатов приоткрыл мир «маленького человека», описанного Николаем Васильевичем Гоголем в повести «Шинель». Режиссер театра «Veritas» и актер творческой группировки «Культурные люди» Александр Савченко работал над эскизом по произведению Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека». Режиссер и продюсер Максим Юшко интерпретировал сюжет «Преступления и наказания».
Цель — найти линию, которая зацепит молодых да ранних. Очевидно, что галерея лишних людей и «тварь дрожащая» на молодежь в массе не действуют. Не понимают они. Плавно их надо, за ручку, аккуратно. Они зрят в корень и хотят знать причину поступков. Точнее, как эти самые поступки и ситуации могут быть интегрированы в наше время.
Когда мне нужно было поставить спектакль по современной драматургии, я прочитал около 200 пьес, нашел одну пригодную. Станиславский тоже переживал, что нет современных драматургов, и когда появился Булгаков, в него вцепились буквально все. Театр требует пьес для себя, а время меняется, и театр тоже сильно меняется. Он остается театром прежде всего в идейном в плане, по форме и виду, а способ восприятия информации сильно трансформировался. И драматурги современные пишут для того театра, который был создан давным-давно,
— признается режиссер Артем Акатов.
Ровно год назад я делала интервью с известным художником-постановщиком Константином Соловьевым (один из лучших в России) из Санкт-Петербурга, который в тот момент работал в Краснодарском театре драмы им. Горького над сценическим пространством к спектаклю «Васса Железнова»16+, а до этого там же над «Чайкой»16+. Спросила, почему театры застряли в XIX веке, и не пора бы нам отстать уже от Вильяма нашего Шекспира и рассмотреть под увеличительным стеклом крайне неприятные насущные проблемы.
Здесь и буллинг, и абьюз (абьюзерами стали Алексей Вронский и Алексей Каренин у Толстого, тему буллинга обнаружили в «Снегурочке» Островского), и выживание матерей-одиночек, и выгорание учителей — поле непаханое.
У нас есть современная драматургия, но существуют зрители, желающие видеть на сцене реконструкцию исторических костюмов, в которой органично будут мерцать возвышенные чувства. Многие не хотят всматриваться в свою жизнь, снова возвращаться на свою кухню под предлогом совместного творческого акта. Им приятнее принять эти смыслы через призму времени, мембрану исторического обаяния, потому что, когда ты ставишь на сцене Василия Сигарева, публика порой пребывает в шоке,
— ответил художник.
О чем был разговор Прилепина с Путиным
Когда прочла новость о том, что Захар Прилепин предложил президенту Владимиру Путину рассмотреть вопрос о создании специализированного театра, решила делать материал с прицелом на Краснодар. Современная или новая драма — тема интересная и неоднозначная. Наконец появился железный повод поговорить о том, почему театры все еще обращаются к Чехову, Толстому, Достоевскому, помещая их героев в актуальный интерьер, но избегая животрепещущих тем. Нет текстов? Не готов зритель? Привычка? Другое? Правда, в тот момент, когда я собирала и обрабатывала информацию, никто точно не мог сказать, какое именно решение примет президент. Идем по порядку.
Итак, 25 марта Захар Прилепин заявил, что Москве нужен театр, где ставили бы спектакли по произведениям современных писателей. Он указал, что речь идет в том числе о постановках по произведениям, посвященным спецоперации на Украине, и что столице необходим театр для Союза писателей России, в котором ставили бы пьесы, касающиеся сегодняшнего дня: «У нас в Москве только 90 театров. Если бы у писателей был один свой театр, это, конечно же, существенно облегчило бы наши заботы», — резюмировал общественный и политический деятель. Он также предположил, что новый театр может стать «местом встречи» тех, кто вернулся из зоны боевых действий и имеет отношение к культуре.
Владимир Путин ответил, что впервые слышит о сложностях с постановками современных авторов, и исключил связь с государственной политикой: «Если чего-то не хватает, то надо здесь посмотреть, что сделать, чтобы все функционировало должным образом. Я попрошу, конечно, коллег, они меня слышат, присутствуют тоже на нашем мероприятии, попрошу тогда на это отреагировать», — заявил президент.
В свою очередь, Владимир Мединский, который в феврале возглавил Союз писателей России, среди актуальных проблем перечислил отсутствие «денег и внимания» у тех, кто занимается литературным трудом. Мединский считает, что Союз писателей должен способствовать «очищению магазинов от низкопробного чтива» и продвижению государственных интересов.
Пьес нет, но все-таки они есть…
Тема стала предметом дискуссии в культурном сообществе, что нетрудно было предположить: по краснодарской публике вижу, как она реагирует на классику, поданную под «соусом современности», и на новую драму.
Председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель театра «Современник», Театра Олега Табакова и Театральной школы Олега Табакова народный артист РФ Владимир Машков уверен, что слог писателей, по чьим произведениям собираются ставить спектакли, обязан быть актуальным: «Хорошо бы, чтобы до воплощения в жизнь проекта Прилепина драматурги приходили с достойными работами в уже существующие театры: нам катастрофически не хватает современных пьес». В целом народный артист идею поддержал, но отметил, что авторов с точной интонацией и глубоким пониманием жизни еще нужно поискать.
Поинтересовалась у заслуженного артиста Кубани Анатолия Дробязко, председателя Краснодарского отделения Союза театральных деятелей РФ, актера Краснодарского Молодежного театра, который сегодня также преподает в Краснодарском государственном институте культуры, есть ли у нас сильные авторы и каким должен быть выше-упомянутый театр. Дробязко скорее солидарен с Машковым:
Уважительно отношусь к современной драматургии, но чтобы отыскать один драгоценный камушек, надо перелопатить большое количество пьес. Столкнулся с этим как педагог, который берет на себя и функцию режиссера. Но любопытный контент находится. И надо еще голову поломать, фантазию проявить, чтобы его поставить. А что касается создания такого театра, мое мнение такое — он должен строиться под конкретного художественного руководителя или автора.
Директор Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова заслуженный деятель искусств РФ Кирилл Крок не согласился с культурными деятелями, утверждающими, что российские театры испытывают нехватку достойных драматургов. Он убежден, что режиссерам театров следует больше общаться с драматургами: «Не хватает коммуникации между режиссером и драматургом. Ведь чтобы что-то поставить, нужно зажечься ситуацией, историей или целой пьесой. Понимаете, режиссер должен загореться, прочувствовать это изнутри». Крок добавляет, что со временем появятся пьесы на тему специальной военной операции, но это должны быть произведения, подобные повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, чтобы в конце плакали все.
А хочет ли зритель плакать? Вопрос… И чего он хочет? И стоит ли театру идти у него на поводу?
Проблема в том, что зритель не очень хорошо знает и понимает, что такое современная драматургия. Театр откликается на запрос зрителя, а он скорее пойдет на знакомое. Я солидарна с режиссерами, которые уверены в том, что публику нужно воспитывать, потому что, спросив у зрителя, что ему интересно, всегда получаем ответ — комедия: отдохнуть и расслабиться. Но в таком случае у нас не останется никакого социально значимого театра,
— считает Вера Сердечная.
Удачные примеры
По словам экспертов, Краснодар не испытывает нужды в дополнительных площадках. В наших театрах — как в государственных, так и частных — представлен разнообразный контент. У нас есть Театр Защитника Отечества, главной функцией которого выступает патриотическое воспитание. Кстати.
Пыталась измерить показатель театров в нашем городе, посмотрела на Яндекс Картах — 20! Понятно, что в это число входят и театры-студии, но количество все же впечатляет,
— говорит театральный критик.
Но тем не менее, как справедливо отметила Вера Сердечная, значительная часть аудитории действительно не до конца понимает, что можно по праву считать современной драматургией и как ее воспринимать.
У театроведа Павла Руднева есть прекрасная книга «Драма памяти», и это лучшее, что стоит почитать по этому поводу. Новая драма начинается с 1990-х годов прошлого века. Другое дело, что она меняется, и если мы хотим суперактуальных тем, то нужно рассматривать последние 10 лет. Современная драма в Краснодаре представлена везде, пожалуй, кроме Молодежного театра. В краевом центре прицельно этим направлением занимается «Один театр». Я приветствую все, что связано с деятельностью современных творцов. Современная драма говорит нам о нас, и это очень важно. Мы похожи на чеховских героев, но мы другие,
— пояснила Сердечная.
Один из удачных примеров — спектакль «Космос»18+ в театре драмы им. Горького. В основе произведения — кризис, через который рано или поздно проходит каждый человек, вне зависимости от пола и возраста. В этом контексте на первый план выведена 42-летняя женщина со всеми переживаниями, метаниями и поиском правды внутри самой себя. Для театра это большая редкость.
Тема интересна автору, и мне она тоже близка. Я понимаю, о чем идет речь. Мы будем говорить о месте женщины в социуме. Почему это любопытно? Русской драматургией о женщине создано не так уж много, поэтому она редко становится предметом изучения. Почему? Театр долгое время оставался патриархальным, и представительницам слабого пола запрещалось играть на сцене. Времена изменились,
— поделился перед премьерой, которая открывала сезон 2022/23, главный режиссер Арсений Фогелев.
Вера Сердечная является модератором «Хорошей пьесы» — совместного проекта Молодежного театра и творческого объединения «Аврора читает», где зрителей знакомят с новыми драматургами. Читают два года, но пьесы, по словам Сердечной, не кончаются. К 80-летию Победы публике представили новое произведение драматурга Анны Гейжан — пьесу «Почтальон из Николаевки», созданную в рамках лаборатории Малого театра России «Пьесы для Малого театра: «Мировая-Мировая». Основой произведения стали реальные письма с фронта. Анна описала пьесу так: «Это история о сохранении памяти о героях. Пока мы о них помним, они продолжают жить в наших сердцах. Это история о письмах с фронта, тех долгожданных весточках, которыми жили все близкие воинов. Это история о мальчишках в военные годы, которым пришлось повзрослеть раньше времени».
Современная драма — простор для режиссера
По приглашению Анатолия Дробязко посмотрела в институте культуры дипломный спектакль, поставленный по произведению американского прозаика Джона Стейнбека «О мышах и людях», которое крайне редко переносят на сцену. И вспомнила слова Соловьева. Про шок, к которому не все готовы. «О мышах и людях» нельзя считать современной литературой (затрагивает конец 30-х годов XX века), но это и не всем знакомая театральная классика, от которой знаешь, чего ожидать, пусть и приблизительно. Это неизбито и неожиданно. Ты словно оказываешься в темной незнакомой комнате, пытаешься нащупать рукой предметы, как вдруг кончиками пальцев, кожей чувствуешь кнопку выключателя. Робко нажимаешь ее, зажигается свет, картина проясняется, но тебе хочется закрыть глаза. Финал дал мне понять, каким писателем вдохновлялся кинорежиссер Алексей Балабанов… На просмотре присутствовали и артисты Молодежного театра.
Не первый год наблюдаю за ребятами. С некоторыми из них уже играем на одной сцене. Что мне нравится? Я смотрю даже не на режиссерские находки или выбранный материал, хотя он, бесспорно, любопытен, — мне интересно, как они раскрываются, как проживают своих персонажей, как они освоили мастерство. Удивлен,
— рассказал актер Илья Сердюков.
За все время, что Анатолий Николаевич преподает, он поставил три современные пьесы. Одна из них — «Мама, мне оторвало руку». Автор — Мария Конторович, ученица Николая Коляды, участница и куратор ряда творческих лабораторий современного искусства и современной драматургии. «Пьеса о далеких звездах и нехилом мазохизме», история про метания девочки-подростка, которая людям взрослым, в отличие от учащихся, уже не близка.
Читал пьесу и думал: как ставить? Место действия там меняется постоянно. Предложил читку. Сделал такую цирковую арену и поселил студентов внутрь этой арены. Современная драма дает режиссерам некую свободу. Это занятно. Ты можешь поэкспериментировать, похулиганить свободно. Почему нет? Сказал на кафедре, что это читка. И получил ответ: «Читка? Да это готовый спектакль!» Сам материал меня подтолкнул к такой подаче. Специально выбираю произведения трагические. Считаю, что ребята должны рвать свою душу и доносить трагизм до зрительного зала,
— вспоминает Дробязко.
«Не уныние рождает Победу»
И в конце мая стало известно, что президент поручил создать в Москве театр, ориентированный на продвижение современной драматургии «патриотической направленности». Поручение дано Правительству Москвы, Минкультуры, Совету по культуре и искусству и Союзу писателей России, срок исполнения — до 30 ноября. Ответственными за создание театра патриотической драматургии назначены мэр Москвы Сергей Собянин, министр культуры Ольга Любимова и помощник президента Владимир Мединский.
Ясность с новым театром и его основным направлением есть. Сроки — определены. Вектор — на патриотизм. Учреждение появится в столице, и мы будем наблюдать за его созданием и развитием и надеяться, что этот театр поможет открыть новые имена в русской литературе и поднимет пласт актуальных тем. Режиссер, театральный критик заслуженный деятель искусств Кубани Геннадий Николаев, который поставил к 80-летию Великой Победы в театре драмы спектакль «Летят журавли» 12+, считает, что патриотическая тема важна, но примеры должны быть мажорные.
Если мы говорим о Великой Отечественной войне, вспомните, какие фильмы о том времени снимали в Советском Союзе — оптимистичные! Не уныние рождает Победу. А что касается современных драматургов, они, бесспорно, есть. Имен называть не буду, это неправильно. Тот, кто говорит, что нечего ставить и нет современного героя… Есть. Поищите — и найдете. У нас есть авторы, пусть не профессиональные драматурги, но люди пишущие, пробующие себя в прозе. Режиссер в том числе должен уметь переводить прозу,
— уверен Николаев.
Но последнее слово — за зрителем.