Накануне празднования круглой даты Татьяна Андреевна рассказала «КИ» о своем детстве, творческом пути и работе над 6-м томом нашумевшего проекта «Письма с фронта».

Великие учителя
Татьяна Василевская признается, что росла в удивительное время открытости, честности, доброты и уважения.
— Все было в дефиците, но делились последним. Это, конечно, оказало сильное влияние на становление моей личности. Однажды к нам домой пришла соседка: «Очень устала, а ведь надо еще сметану взбить», — вздохнула она. Я, ученица младших классов, бодро побежала на помощь. Взбивала, взбивала… и все перевернула. Застыла в страхе — думаю, ох, сейчас достанется. Соседка пришла, увидела мои испуганные глаза и засмеялась: «Ну что ты, не беда». Я надолго это запомнила. Люди были друг другу как родные.
С теплотой собеседница вспоминает и о школьных годах. Она училась в школе №58 (сейчас лицей №12), директором которой был легендарный педагог Федор Брюховецкий.
— Однажды в 6-м классе к нам пришла новая учительница русского языка и литературы. Она была довольно слаба в педагогике и не отличалась любовью к предмету, а потому наш класс отнесся к ней недружелюбно. Как-то раз я уговорила одноклассников уйти дружно с ее урока. Вызов в кабинет директора не заставил себя долго ждать. Я была готова к наказанию. Но Федор Федорович спокойно пригласил меня присесть и благодушно спросил, почему я, умная и добрая девочка, так поступила. Во время его объяснений о том, что педагогу и без того сложно освоиться на новом месте, да и к тому же у нее неприятности в семье, я осознала свою неправоту. Я была потрясена, что Федор Брюховецкий не поругал меня, а вызвал сочувствие к учительнице.
После обучения в школе будущая журналистка мечтала поступить в МГУ на филологический факультет. Приехав в столицу, она успешно сдала экзамены. Оставалось последнее испытание по истории. Необходимо было получить 5, чтобы пройти конкурсный отбор.
— Я уверенно ответила на вопросы билета, однако преподаватель не спешил выставлять заветную оценку. Испытующе глядя на меня, он задал еще один вопрос: «Вы родственница маршала Василевского?» Я ответила: нет, и он поставил 4. Моя честность сыграла против меня.
Татьяна Андреевна вернулась в Краснодар и поступила на филологический факультет Краснодарского педагогического института, который позднее был преобразован в Кубанский государственный университет.
На 4-м курсе ее включили в группу спецкурса «Литературная критика».
— Преподавателем был кандидат наук Леонид Усенко, ранее работавший в Ростовском университете. Уникальный человек, тонкий специалист. Он знал литературу как никто другой и открывал нам удивительные миры, знакомя с писателями, неизвестными российскому читателю. Однажды он, высоко оценив мою рецензию, предложил опубликовать ее в молодежной газете «Комсомолец Кубани». С этого и началась моя журналистская деятельность.

Игра в гласность, или Негласные меры в градостроительстве
После окончания университета Татьяну Андреевну по распределению хотели отправить в Казахстан.
— Я и представить не могла себе, как жить в такой дали. Меня спас директор краевого кинопроката — он предложил поработать редактором художественных фильмов. Благодаря этой возможности я и осталась в Краснодаре.
На новой должности Татьяна Василевская организовывала кинопоказы, встречи с актерами и даже открыла киноклуб в кинотеатре «Октябрь». В 1975 году ее пригласили в штат корреспондентом отдела культуры уже знакомого «Комсомольца Кубани». Здесь из-под пера молодого журналиста выходили острые публицистические статьи.
— Профессиональный коллектив газеты был очень талантливым, честным и принципиальным.
Так, одна из статей была посвящена программе администрации города по сносу уникальных архитектурных памятников. Перечень зданий, входивших в этот список, оказался огромен. Отправной точкой стал дом генерала Н.И. Вишневецкого на улице Красноармейской. Татьяна Василевская написала материал под названием «Игра в гласность, или Негласные меры в градостроительстве», в котором высказала свое отношение к этой теме.
Результат последовал незамедлительно. Крайком партии потребовал от редактора ее увольнения. Но вскоре решение изменили. Один из секретарей сказал: «А за что ее наказывать? Там каждое слово — правда». Снос старых зданий был остановлен.
Статья произвела настоящий фурор — Татьяну Андреевну пригласили на конференцию молодежных газет страны в Москву, где «Комсомолец Кубани» приветствовали аплодисментами.
Сильное влияние на творчество Татьяны Василевской оказало знакомство с писателем и публицистом Виктором Лихоносовым.
— В редакции «Комсомольца Кубани» относились к нему очень тепло и уважительно. Вообще Кубань дала мировой литературе много достойных имен, и Виктор Иванович — ярчайшее из них. Он приехал сюда из далекой Сибири. Будучи студентом, ходил по улочкам, разговаривал со старичками, которые, как ему казалось, ни на кого не похожи. В итоге наш город стал для него роднее, чем для любого коренного жителя. Он готовился к работе над романом «Наш маленький Париж» 8 лет, сидя в архивах, кропотливо изучая прошлое и знакомясь с людьми.
Татьяна Андреевна издала две книги автора. В первую вошла классика Виктора Ивановича и статьи о нем, а во вторую — знаменитый роман.
— Виктор Лихоносов научил меня еще сильнее любить прошлое, открыл историю нашего края, познакомил с удивительными именами. Все это помогало мне быть убедительной и честной в профессиональном отношении.

Прежде всего — судьбы людей
В 1990-е годы Татьяна Василевская работала заведующей отделом культуры в «Краснодарских известиях». Ее первая статья здесь была не менее острой и животрепещущей, чем в предыдущем издании.
— Речь в материале шла о задумке передачи из муниципальной собственности частному лицу Дома книги, считавшегося тогда самым большим в Европе. Сначала я не очень верила, что его опубликуют, а когда номер вышел, ждала, что последует окрик из администрации города. Но вместо этого — мгновенная и жесткая реакция городского главы Валерия Самойленко, который об этой сделке ничего не знал. Он воспринял затею передачи Дома книги под автосалон как позорную для города. Тогда Валерий Александрович спас Дом книги.
Собеседница признается, что «Краснодарские известия» запомнились ей как очень достойная газета, которая многому научила.
— Счастлива, что работала в ней.
Позже Татьяна Василевская занимала должность заместителя редактора в «Кубанских новостях», главного редактора в Центре печати, телевидения и радио Краснодарской краевой администрации.
С 2006 года она является генеральным директором издательства «Книга», занимается благотворительностью: часть тиражей всех издаваемых книг передается библиотекам и образовательным учреждениям края.
По словам Татьяны Андреевны, главное, чем должен обладать журналист, — хорошее образование, любознательность, честность и жажда бороться за правду. Необходимо искренне погружаться в каждую тему, фактически жить ей.
— Я писала о культуре, но меня интересовали прежде всего судьбы людей. Часто приезжала в колхозы и встречалась там с их руководителями. Один из таких — Анатолий Кочегура. Однажды он проводил в Каневском районе международный семинар художников. Такие люди, как он, работали на искреннем энтузиазме. К примеру, Анатолий Тимофеевич не только организовал выставку, построил уникальный Дом культуры, но и создал для людей комфортные условия. А многие культурные учреждения и библиотеки построены на Кубани благодаря Марине Шапиро — руководителю отраслью культуры края с 1961 по 1983 год. Кубань за это время превратилась в культурный центр юга России.

Поклон самому проекту
Идея собирать и публиковать письма с фронта пришла Татьяне Василевской давно, в 70-е годы прошлого века, когда она трудилась в газете «Комсомолец Кубани».
— Эту мысль мне подсказала жена летчика, Героя Советского Союза, погибшего на фронте. Женщина позвонила в редакцию, рассказала об оставшихся письмах. Я приехала и была потрясена, когда прикоснулась к солдатским треугольникам, прочитала их. Ту встречу, ощущения от нее до сих пор прекрасно помню. В далекие 1970-е появились ее первые публикации солдатских треугольников в газете «Комсомолец Кубани».
В жизнь идея издания книги воплотилась намного позже — в 2014 году Татьяна Андреевна взялась за давнюю задумку.
— Когда работала над первой книгой, даже не думала о следующей, а сейчас в свет уже выходит шестая. Продолжение работы над «Письмами с фронта» зависело от самих людей — они искали и приносили материалы, очень помогали мне. Так, больше 100 писем для 6-го тома передал лишь один человек — ветеран культуры Староминского района. Он объездил все уголки края, собрал богатейший материал. Что его вынуждало? Это поклон самому проекту. Встречались и уникальные примеры бережного отношения к наследию. Одна девушка полностью воссоздала картину военных лет: подбирала к письмам прадеда статьи о боях, в которых он участвовал.
В 6-м томе сейчас около 500 страниц. Кроме писем ветеранов Великой Отечественной войны, в книгу войдут и весточки героев современности — солдат, которые сражаются в зоне проведения спецоперации.