Знаете ли вы, что археологические находки перевозят при комнатной температуре, а мощи святых — только в ковчегах? Все это доставляет спецсвязь на бронированных машинах, а сотрудники обязаны защищать груз любой ценой.

«Это спецсвязь, отходим»

1 августа 1939 года в СССР было создано Главное управление специальной связи при Народном комиссариате связи страны. В 1945-м управление преобразовали в отдельную структуру — Службу специальной связи, которая существует по сей день, продолжая играть ключевую роль в обеспечении безопасности передачи государственных и военных сообщений.

За прошедший год Региональное управление специальной связи по Северо-Кавказскому региону проделало огромную работу. Сотрудники перевезли почти 400 тысяч единиц различных отправлений — от документов до особо ценных грузов.

Особое внимание уделяется стратегическим перевозкам. Только за год спецсвязь доставила более 6 тыс. тонн грузов по территории страны, включая поставки для предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе в новые регионы страны.

Кроме того, специалисты управления выполнили свыше 30 тыс. заявок на обслуживание программно-технических комплексов: банкоматов, терминалов и других важных объектов.

В региональном управлении специальной связи мы познакомились с Владимиром Дубровиным. Мужчина более 20 лет работает в спецсвязи. За его плечами —
мореходное училище в Новороссийске, служба в армии и долгие годы трудовой биографии, охватившей всю страну.

Кем я только не работал. По профессии я моряк, но, как водится, в молодости — сначала в армию. Службу прошел. А потом, в 90-е, сами понимаете, пришлось искать себя. Несколько лет проработал в Тихорецком рефрижераторном депо. Объездил всю страну: и Сибирь, и Дальний Восток, и Сахалин. Интересно было, конечно, многое повидал,

— с улыбкой рассказывает Владимир.

Когда железнодорожные рефдепо начали закрываться, пришло время сменить работу. Тогда мужчина стал искать, куда себя приложить. Сменил немало профессий, однако в 39 лет судьба привела его в спец­связь. Мужчин стал работать фельдъегерем (военный или правительственный курьер для доставки особо важных, преимущественно секретных документов).

Сначала возил спецотправления по краю. Это, знаете, особая работа: документы, грузы — все строго по режиму. В фильме о Великой Отечественной «Диверсант» есть эпизод: там солдаты на блокпосту останавливают автобус, а в нем оказался фельдъегерь спецсвязи с канистрой в руках. Когда проверяющий это увидел, сказал: «Это спецсвязь, отходим. У них — отправление в Ставку Верховного Главнокомандующего. Их нельзя задерживать»,

— вспоминает Владимир.

Почти 15 часов дороги

Интересуюсь, помнит ли Владимир свой первый рабочий день. «Еще как!» — кивает мужчина.

Зима была тогда суровая, не то слово. Снег выпал как раз 31 декабря, перед Новым годом. Навалило столько, что буквально все замело. В общем, погода была еще тем испытанием. Первый мой маршрут был в сторону Майкопа. Выезд в 7 утра. Выполнили задание, но вернулись домой только в 21.30. Представьте себе: почти 15 часов дороги. Средняя скорость — километров 35-40, не больше,

— вспоминает он.

Сегодня Владимир — старший диспетчер регионального управления спецсвязи. Однако начинающие сотрудники — фельдъегеря — работают в том же режиме, как некогда наш собеседник. Бывает, выезжая на задачу рано утром, приезжают домой лишь ночью.

Если за каждым сильным мужчиной стоит женщина, то за Владимиром — настоящая боевая подруга, его супруга Ольга. В браке они 39 лет, 20 из них трудятся в одном управлении.

Он пришел на работу в январе, а я спустя пару месяцев. Можно сказать, вслед за ним. Это сейчас все вспоминается с теплотой, а тогда, если честно, я немного растерялась. До этого много где работала: и воспитателем в детском саду, и продавцом, а тут — совершенно новая сфера. У меня в первый день глаза были вот такие, — показывает жестом, — все вижу, а ничего не понимаю!

Со временем Ольга освоила все тонкости профессии и теперь уже не представляет себя на другом месте. Плотный график не мешает ей быть хозяйкой в доме, заботливой матерью, бабушкой и женой.

У нас внук есть. Часто бывает в гостях. У нас замечательная невестка, семья дружная, сплоченная.

Владимир с улыбкой подтверждает:

С Олей не скучно, честно скажу.

На блокпосту нашел свою судьбу

Когда в доме разговоры о работе ведутся с увлечением, а дети с малых лет слышат про маршруты, графики, дисциплину и коллектив, то выбор профессии порой определен заранее. Так случилось и со Станиславом, сыном Владимира и Ольги.

Конечно, не скажу, что пришел сюда исключительно по примеру родителей. Интерес к работе появился сам по себе. Постепенно начал думать: а почему бы и самому не попробовать?

— признается Станислав.

Начал, как и многие, с должности фельдъегеря. Сегодня, как и его отец, занимает должность  старшего диспетчера.

Служба в спецсвязи для Станислава стала не только делом всей жизни, но и помогла найти свою судьбу. Так, в одном из выездов он познакомился со своей будущей женой.

Она тогда работала помощником дежурного в военкомате. А я приехал с отправлением. Познакомились, разговорились,  и вот так сложилось, что теперь она не просто сотрудник из ведомства, а моя супруга.

Сейчас у Станислава своя семья. Вместе с женой воспитывают тринадцатилетнего сына. И, по словам Владимира, внук уже начал интересоваться, как устроена их работа, нередко задает вопросы.

«А какую профессию ты бы мне посоветовал, дедушка?» — спрашивает он. А я что скажу? Говорю: сначала сам пойми, к чему душа лежит. Найди себя. Но все равно настаивает: а ты все-таки посоветуй…

— разводит руками Владимир.

Прикоснуться к культуре и духовным ценностям

По словам Станислава, работа в спецсвязи позволяет прикоснуться к истории, культуре и духовным ценностям. Причем буквально.

Музейные ценности тоже под нашей охраной. Помните мамонтенка Любу? Нашли его, кажется, на Ямале, но потом по всей России возили на выставки. К нам в край он тоже приезжал,  и именно мы его сопровождали.

— рассказывает Станислав.

Среди особо запомнившихся командировок — перевозка музейных экспонатов высочайшей исторической и культурной ценности. Также ювелирные выставки, ценные археологические находки, антикварные коллекции. И, конечно, знаменитая корона Российской империи, привезенная в Краснодар.

Вот когда смотришь на нее в музее, за стеклом, издали — одно. А когда ты отвечаешь за ее безо­пасность, когда видишь ее вживую, когда ее можно даже, условно, подержать в перчатках, — это что-то непередаваемое.

Служба у алтаря

Станислав рассказал, что ему довелось сопровождать Казанскую икону Божией Матери — одну из главных святынь православия. Она следовала по маршруту общероссийского Крестного хода, охватившего 51 город России, включая Краснодар.

Мы заступили на дежурство в храме с самого утра — с полседьмого и до вечера. Стояли прямо возле алтаря. Это редкий случай, потому что с оружием в духовное святилище заходить нельзя. Но мы получили официальное благословение от настоятеля кафедрального собора. Были даже помазаны митрополитом Кубанским и Екатеринодарским Василием,

— вспоминает Станислав.

После дежурства сотрудников спецсвязи ждал теплый ужин с духовенством.

На следующий день после прибытия иконы служил митрополит. Меня и моего коллегу пригласили в трапезную на праздничный ужин. Сначала мы скромно отказались. А потом нам сказали: «Когда вам еще выпадет возможность поужинать с настоятелем храма?» И мы остались. И знаете, вот такие моменты остаются в памяти надолго.

А в феврале этого года сотрудникам управления поручили перевезти один из самых узнаваемых спортивных символов страны — главный трофей Континентальной хоккейной лиги — Кубок Гагарина. В десятидневном туре экспонирования по городам России именно спецсвязь отвечала за его сохранность, охрану и точную доставку по маршруту.

А совсем недавно, в июле 2025 года, доставляли ковчег с частицей мощей святителя Тихона в краснодарский храм. Еще одна священная миссия и доказательство высокого уровня доверия, которым пользуется спецсвязь.

Общая протяженность маршрутов регионального управления спецсвязи за год — ­более 2,6 млн км, это в 3,4 раза больше расстояния от Земли до Луны и обратно.