Она будет проведена впервые с тех пор, как ее установили возле одноименного кинотеатра в 1967 году.

А десять лет назад тогда заместитель главного редактора «Краснодарских известий» Святослав Касавченко отыскал настоящую Аврору — женщину, ставшую прототипом знаменитого символа Краснодара. Статья вышла 3 октября 2014 года, приводим ее полностью.

Фото: архив «КИ»

«Как молодой повеса ждет свиданья, так я с букетом астр лечу на встречу с железной девой детства моего… Отвязаться от пушкинских строк и ритмов мешало волнение: узнаю или нет? В конце концов минуло почти полвека… Примчавшись за десять минут до урочного часа, в условленном месте я нашел двух дам в возрасте моей предполагаемой героини, судя по всему, не знакомых друг с другом. Явно кого-то ожидавших. Не меня ли? Вгляделся в лица. Одно показалось знакомым. Вот эти скулы. Этот узнаваемо упрямый подбородок. Она, даже сидя, сохраняет горделивую осанку символа советского Краснодара — «Авроры». «Таисия Ивановна?» — «Я…».

Выходит, не обознался.

…Летом 1959 года двадцатилетняя шлифовщица выпускавшего кровати цеха Тая направлялась в кино, когда на остановке на нее обратили внимание двое солидных мужчин. Они, что-то обсуждая, запрыгнули вслед за ней в троллейбус. Еще остановку или две продолжали беседовать, постоянно рассматривая девушку, а потом представились: «Мы скульпторы. Делаем памятник партизанке. Просим вас стать моделью для лепки».

Я, конечно, отказалась, — зачем мне это нужно? Не хочу, не буду, времени нет, ищите себе других моделей. Но они такие настойчивые: в троллейбусе уговаривали, я вышла — они тоже вышли и продолжали уговаривать. Так и провожали меня почти до кинотеатра «Кубань». Пришлось сказать им, чтобы отвязались: «Ладно, приду!»

— вспоминает Таисия Ивановна.

И в назначенный день после работы Таисия пошла в цех, находившийся на территории троллейбусного депо (нынешнее Западное), где временно размещались скульпторы. Место для скульптурного цеха было выбрано не случайно. В 1959-м в Краснодаре имелось не так много помещений, позволявших под крышей работать над монументом подобных размеров — высота «Авроры» без постамента почти 14 метров.

Они, оказывается, боялись, что не приду. Ведь ни моего адреса, ни имени не знали. Как бы они меня нашли? Но я всегда свое слово держу. Пришла, как обещала. Скульпторы обрадовались…

— вспоминает Гордиенко.

Позировать оказалось непросто. Требовалось стоять неподвижно, да еще и не в самой удобной позе. Краснодарская «Аврора» поднимает в руке звезду. Скульптура ловит самый последний, заключительный миг движения, после которого, по законам природы, руку надо бы опустить. Но модели этого делать нельзя, чтобы художники не «потеряли» естественность жеста. Попробуйте постоять с поднятой рукой, подавшись вперед на полшага, хотя бы пару минут. Я попробовал — не понравилось.

Что они кого другого не присмотрели?

— задается вопросом Гордиенко.

Стоять было тяжело. Скульпторы постоянно говорили: руку чуть выше, голову подними. Я старалась. Правда, и они были очень вежливыми — только просили. Но это правильно — давить на меня бесполезно. Попробовали бы надавить, я бы сразу ушла.

Слушая рассказ Таисии Ивановны, я понимаю, почему скульптор Шмагун для своей «Авроры» выбрал именно ее. Наголодавшаяся в военном детстве Таисия Ивановна ростом невелика — по нынешним эталонам моды в модели ее бы не взяли. Лицо красивое, но разве мало вокруг было других молодых и красивых девушек? Наверное, и с характером помягче нашлись бы. Но внимание художника привлекла именно Тая. Мне думается: именно из-за ее строптивости, самодостаточности, несгибаемости, бойцовского настроя.

Курган, на месте которого сейчас стоят кинотеатр и скульптура. Его срыли позже, чтобы их установить. А когда-то с него зимой на санках катались дети

Шмагун ведь ваял не просто богиню рассвета, но богиню комсомольскую — в тяжелой буденновской шинели и с винтовкой за плечами. Тут требовалась не только красота, но и натура бойца.

Запомнившая в четырехлетнем возрасте оккупацию; спасенная от угона в Германию советскими бомбами, разгромившими немецкую военную колонну; выжившая после бомбежки благодаря сестре, отыскавшей ее под камнями завала; с семи лет подряжавшаяся работать пастухом и только в девять пошедшая в первый класс; с 14 лет стоявшая у станка на заводе Таисия к своим двадцати годам, безусловно, обладала бойцовским характером. Полагаю, это и определило выбор скульптора.

Позировала я дней десять. Они мне даже заплатили за эту работу — по 10 рублей за час, в то время это были неплохие деньги. Но скульпторам на натурщицу выделили только 60 рублей, и они просили: «Тая, мы больше заплатить не можем — не с чего. Но ты постой еще, чтобы мы все как надо сделали». Я приходила и стояла, пока они не сказали: «Спасибо, достаточно». Квитанция на эти 60 рублей у меня много лет валялась, а потом я забыла, что это за квитанция, да и выбросила ее. Потом вспомнила, но уже поздно — выкинула.

Фото: архив «КИ»

Кстати, не только Таисия Ивановна трудилась при создании «Авроры» сверхурочно и без дополнительной оплаты. Авторы композиции скульптор Иван Шмагун и художник-архитектор Евгений Лашук свою работу над памятником выполнили бесплатно, передав монумент городу в дар.

История с позированием случилась в августе 1959 года. В декабре того же года Таисия вышла замуж — не за того парня, что ждал ее у кинотеатра в день знакомства со скульпторами, но в том же платье, в котором увидели ее скульпторы и в котором она им позировала.

Через какое-то время вместе с мужем Таисия уехала из Краснодара, а потом — почти десятилетие спустя — узнала от односельчан, что в Краснодаре появилась «Аврора»: «Вылитая ты». Впрочем, слово «вылитая» тут не совсем уместно. Технология «Авроры» — не литье, а выколотка. Ставшая символом Краснодара статуя выкована из листового алюминия чеканщиком Моровым.

«Аврора» стоит на бывшем самом высоком месте Краснодара — кургане, срытом в 1960-х при строительстве кинотеатра. В юности Таисия, как многие краснодарцы, любила зимой скатываться с устраиваемых на кургане ледяных горок. Ее раннее детство прошло в десяти минутах ходьбы от «Авроры», в переделанных под жилье кошарах, стоявших в районе нынешней улицы Лузана. В этот же район на улицу Новаторов она вернулась на склоне лет, где и сегодня живет в коммуналке.

Фото: архив «КИ»

Вход в ее комнату — через общую кухню. При этом Таисия Ивановна не может претендовать на помощь муниципалитета для улучшения своих жилищных условий: метраж ее комнаты больше норматива, позволяющего включить пенсионерку в какую-либо из существующих бюджетных программ помощи нуждающимся в жилье.

Впрочем, на условия своей жизни прототип краснодарской «Авроры» не жалуется. Характер не тот. А вот повреждения, нанесенные временем и вандалами Авроре металлической, ее тревожат. Кому хватило совести попортить подол кованой «шинели» памятника? Отчего при реконструкции бульвара перед кинотеатром сразу не реставрировали и скульптуру? И мне кажется, эта обеспокоенность не личным, а общественным подтверждает: не случайно Иван Шмагун выбрал для своей девы-воительницы именно такой прототип. Он ваял портрет поколения.

А вот вопрос реставрации памятника «комсомольской богине» остается открытым».

Ну что ж, теперь вопрос реставрации можно закрыть. С момента написания статьи прошло немногим меньше десяти лет, и «Аврора» скрылась от посторонних глаз в реставрационном павильоне, где с ней будут работать лучшие специалисты. А мы, краснодарцы, будем с нетерпением ждать ее возвращения на прежнее место – вечно красивой, вечно молодой.