Вспоминая о начале своего профессионального пути, лауреат конкурса «Учитель года города Краснодара» Лилиана Манько отметила, что на выбор профессии повлияла ее классная руководительница. Как и многие девочки, она еще в первом классе стала мечтать о профессии педагога, только в отличие от своих одноклассниц свои детские грезы воплотила в жизнь.
«Каждый персонаж кукольного класса проживал свои истории»
В детстве будущая учительница английского языка частенько играла дома в школу. Даже младшему брату было интересно принять участие в игре, правда, только тогда, когда ему надоедали машинки.
— Куклы, плюшевые игрушки — каждый персонаж моего кукольного класса проживал свои истории. Мне нравилось быть их автором, режиссером и актрисой. Я копировала жесты, интонации любимого учителя, ставила оценки в журнал — в расчерченную мной амбарную книгу,
Классный руководитель Лилианы Манько преподавала английский и всегда удивляла учеников прекрасным произношением иностранного языка.
— Как красиво у нее получались эти сложные для нас, пятиклашек, звуки! Она искренне радовалась, когда у нее получалось приблизить нас к оригиналу.
Через два года учительницу нашей собеседницы поменяли, и английский в классе стал сильно хромать. Из-за этого будущий педагог начала задумываться о том, что английский не ее предмет. И только встреча с бывшим переводчиком посольства в Великобритании, который помог подтянуть язык и справиться со сложностями в предмете, окончательно определил ее желание заниматься западными языками, филологией и литературой.
Правило трех С: самоорганизация, самоуправление, самостоятельность
Педагогический стаж Лилианы Манько на сегодня составляет 27 лет. По ее словам, современные методы воспитания и образования детей сводятся к самообучению при помощи разных гаджетов.
— Сегодня вектор направлен на самоорганизацию, самоуправление, самостоятельность детей. Роль воспитателя — в создании ученику условий для реализации его проектов. В образовании акцент делается на информационных технологиях, участии ребенка в интернет-проектах.
Лилиана Евгеньевна считает, что особых различий между детьми разных поколений нет. В любое время заниматься обучением и воспитанием учеников — непростая задача. Однако педагог отмечает, что в современных реалиях подростку намного легче справиться с какими-то психологическими проблемами, чем раньше.
— Раньше замкнутый подросток переживал свое одиночество болезненно, и им, как правило, занимался психолог. Сейчас благодаря социальным сетям ребенок приобретает популярность, социальную активность даже при проблемах с социализацией в общеобразовательной организации. С современным тинейджером легче установить контакт как учителю, так и сверстникам, найти общие темы благодаря все тем же технологиям. Не думаю, что дети прошлых десятилетий были глобально другими, чем нынешние подростки. Потребности те же: признание, принятие ровесниками, самореализация и сопричастность к группе. Поменялись только формы — от пионерской организации и диссидентства до современных платформ и площадок.
«Мир остался таким же, как при Шекспире»
— Современные технологии привнесли и свои трудности в процесс воспитания: от проблем социализации в коллективе из-за доминанты цифрового общения над живым до проблем в восприятии информации, формировании таких нужных качеств в учебном процессе, как трудолюбие, усердие, мотивированность к учебной деятельности,
Случаи проявления агрессии учениками также имеют место в школьной практике. По словам учительницы английского, сократить такие случаи можно при помощи привлечения ребят в различные антибуллинговые компании. Например, такой проект, как «Разговоры о важном», — это как раз профилактика жестокого обращения с людьми.
— Можно попробовать раскрыть личностные возможности ребенка через творческую деятельность, например, через театральные скетчи, КВН, поездки по краю и стране. Я полагаю, такой подход формирует здоровые отношения в классной семье.
Все слышали такие фразы: «дети сегодня пошли злые и жестокие», «трудный ребенок», «сложный подросток».
— Важен контент видеоигр, телевидения, так как жестокость в виртуале может провоцировать агрессию в реальной ситуации. Подражая кумирам боевиков и стрелялок, подросток теряет ориентиры, а с ними и меру ответственности за свои действия и поступки, ведь герои в играх безнаказанно совершают акты жестокости, насилия. Вообще, не люблю словосочетание «сложный подросток». Скорее это ребенок со сложной жизненной историей. Стал ли мир жестче? Вовсе нет. Он остался таким же, как при Шекспире: с теми же страстями, ценностями и добродетелями. Меняется форма — содержание остается. Наша функция — наполнять его светом, добром, милосердием, справедливостью.
«Я поставила песню Стинга, и игра в молчанку закончилась»
В школе редко бывают дни без стрессовых ситуаций. Одна из них произошла и с Лилианой Евгеньевной. Она решила поговорить с учеником, к которому были большие претензии по поводу поведения. В ответ он обиделся, настроил весь класс против учительницы, и ребята устроили ей бойкот.
Выйти из непростой ситуации помог весьма необычный способ.
— Я поставила песню Стинга Fragile и предложила ее перевести. Она о хрупкости человеческой жизни. Поделилась с ребятами тем, что чувствовала в тот момент, выразила свою обиду через песню, акцентируя внимание на некоторых словах. И меня поняли. После урока девятиклассники подошли и предложили разучить с ними слова этой песни. Игра в молчанку закончилась.
Бывает, конечно, некоторые дети могут сказать на уроке: «Зачем мне английский язык? Он не пригодится мне в жизни, ведь я математик».
— И ведь действительно мотивация к иностранному языку — искусственная, не просто убедить ученика в том, что язык нужен ему для будущей профессии. Но интернет-пространство, путешествия, просмотр фильма с реальным голосом любимой кинозвезды без отвлечений на субтитры, театральные зарисовки — мотивируют к изучению языка.
Лилиана Евгеньевна замечает, что чаще всего ребята не хотят учить предмет из-за пробелов в самой учебной программе. Некомфортно, когда надо охватить необъятное. Однако педагог видит выход из ситуации в возможности задать детям настрой: «Все получится!»
— Индивидуальные задания в этом могут хорошо помочь. А еще великая вещь — техника «дети — детям», когда на уроке сильные ученики выступают в роли кураторов. Сами дети действительно творят чудеса!
Бунтари и приватное пространство
В каждом классе есть свой бунтарь. Наша собеседница уверена, что любого можно успокоить и вернуть в учебное русло.
— Нужно выявить причину гнева, бунта, истерики. Главное в любой ситуации — держать себя в руках. Дальнейшие действия — общение наедине, обращение к психологу, помощь родителей. Все зависит от того, что именно вызывает деструктивное поведение ребенка.
По словам Лилианы Евгеньевны, главным новаторским методом воспитания в ее практике является прием «приватное пространство».
— Мне интересно, чем живет ученик, какие СМС пишет, что слушает, на каком языке общается. Важно привлечь его к активностям. Существует много методик и приемов. Есть участок приватного пространства, куда я пускаю детей. Чтобы было более понятно, приведу пример. На первом классном часе при знакомстве с новым классом я показываю самую дорогую мне фотографию из домашнего альбома. Дети узнают Юрия Гагарина, рядом с ним герой моей семьи — мой дедушка. Я рассказываю детям о его причастности к космической эре, о роле образования в его карьере и судьбе. Затем прошу ребят подготовить рассказы об их родных, о связи их жизни со страной, городом, краем. Обычно вдохновляются. Личный пример, личное участие способствует доверительным отношениям с учениками, повышению авторитета учителя.
Да, школа — это не просто, особенно если ты в ней педагог. Много ответственности ложится на плечи учителей, однако любовь к детям и своему предмету помогает им преодолеть трудности, возникшие на пути наставничества. Лилиана Евгеньевна дает совет будущим педагогам, как справляться со стрессом на работе и все-таки как находить общий язык с воспитанниками:
— Должна быть отдушина, и лучше не одна: домашнее животное, походы в театр, кино, музеи, поездки за город, путешествия, хобби. Для кого-то семья — источник энергии. Если любишь профессию, понимаешь, что не дети для нас, а мы для детей, именно тогда возможен общий язык с учениками. Они — наша главная ценность.
Ранее «КИ» рассказывали о педагоге из Ейска, которая победила на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России — 2023».
Автор материала: Екатерина Усатюк