Согласно аналитическому обзору инфраструктурного холдинга ВТБ, опубликованному в июне, наш регион занял 5-е место с индексом 5,2 из 10-ти. Первые три остались за Москвой (8,7 балла), Санкт-Петербургом (8,2 балла) и Московской областью (8 баллов). У Татарстана — 4-е место (6,7 балла).
В поле зрения госпрограмм и отечественных разработок
Индекс ВТБ рассчитывался на основе вовлеченности регионов в проекты в каждой из сфер (транспортно-логистические коридоры, обходы городов, всесезонная туристическая инфраструктура, проекты цифровизации городов, кампусы и т.д.).
Наш регион — ключевой для проектов Юго-Западной хорды и трассы Джубга — Сочи, в более долгосрочной перспективе (после 2035 года) и для ВСМ-3.
Реализация инфраструктурных проектов — основа развития территорий и экономики региона. Особенно это актуально для Краснодарского края в условиях устойчивого роста спроса на продукцию отечественных предприятий, продуманной инвестиционной политики. Однако реализация значимых инфраструктурных проектов немыслима без господдержки. Поэтому для региона критически важно находиться в «поле зрения» госпрограмм. К примеру, огромный потенциал туристического рынка в перспективе невозможно реализовать без развитой транспортной инфраструктуры,
— сообщил «КИ» председатель комиссии по экономике Общественной палаты Краснодара Виктор Тимофеев.
По его мнению, строительство новых трасс могло бы в корне изменить жизнь курортов и региона в целом, создать новые рабочие места, снизить логистические издержки. При этом он подчеркнул, что необходимо не только сосредотачиваться на ключевых аспектах, но работать и в других направлениях.
Хорошего много не бывает. Сегодня масса примеров внедрения тех же цифровых решений и в транспортной отрасли, и в сфере ЖКХ, но по-другому никак. Современные технологии меняют мир, и мы быстро к ним привыкаем. Однако при реализации высокотехнологичных проектов следует в первую очередь смотреть на отечественные разработки, к счастью, сегодня российские компании создают довольно достойные альтернативы зарубежным продуктам,
— подчеркнул Виктор Тимофеев.
С начала года — почти 4 млн туристов
Безусловно, автодорога Джубга — Сочи улучшит транспортную доступность туристической инфраструктуры региона, повысит мобильность его жителей и гостей. Напомним, что Президент РФ Владимир Путин в феврале во время ежегодного Послания Федеральному Собранию озвучил планы по строительству трассы. Он поручил правительству просчитать актуальные траты на этот масштабный проект.
По мнению эксперта «КИ», президента Союза транспортников Кубани Ивана Петрова, это действительно своевременное решение:
То, что трасса необходима и будет крайне востребована, это однозначно. Проблема существует уже не первое десятилетие, и с каждым годом становится только острее. Туристический сектор у нас на побережье активно развивается. Многие россияне предпочитают отдыхать на отечествен-ных курортах Черного моря, и едут туда именно легковым автотранспортом. Число туристов растет. Как результат — пробки от Джубги, даже от Горячего Ключа, до Сочи просто беспрецедентные. Это, безусловно, неприемлемо. Наш край должен быть гостеприимным, комфортным, удобным для всех гостей. И конечно, для самих местных жителей. Знаете, если ты весь день отстоял в пробке, это уже не отдых.
С начала года курорты Кубани уже приняли почти 4 млн человек. По итогам 2024-го прогнозируется около 19 млн туристов. Черноморские курорты в летний период по-прежнему заполнены практически на 100%.
Это огромная нагрузка на инфраструктуру. Поэтому в части рекламно-информационного продвижения наши усилия сосредоточены на осенне-зимнем периоде, а также курортах Азовского побережья и предгорий,
— сообщили «КИ» в пресс-службе министерства курортов и туризма Кубани.
Отметим, что высокозвездные отели, а также апартаменты класса «все включено» и «ультра все включено» загружены круглогодично, спрос на такие средства размещения сейчас превышает предложение.
Работаем также над развитием гостиничной инфраструктуры. В этом сезоне гостей встречает 10,9 тыс. объектов размещения общей вместимостью более 260 тыс. номеров.
— сообщили в пресс-службе министерства.
В этом году запланировано открытие еще более 40 новых отелей, а общую емкость увеличат на более чем 2,5 тыс. номеров. В том числе 8 гостиниц уже открылись,
Внешние вызовы дали большой толчок к развитию
Дмитрий Коноваленко, член комитета по промышленности, транспорту и связи городской Думы Краснодара, уверен, что строительство современной инфраструктуры поможет развитию внутреннего туризма, что сегодня является одним из самых важных направлений развития страны:
Раньше мы как привыкли отдыхать? Перекидывали друг другу видеоролики про европейские курорты. Но чем у нас хуже? Какая Италия, Франция? Сегодня есть большой толчок к развитию наших мест отдыха. И, как ни странно, во многом нам помогли зарубежные санкции. Сейчас мы не обращаем внимания на ограничения, которые ввели для нас за границей. Наоборот, больше станем ценить и любить свою страну. А у нас она шикарная! По экологии, климату, флоре и фауне. Мы недооценивали свое Отечество, пока не столкнулись с внешними вызовами. Раньше я слышал о том, какие качественные трассы в Германии. Да я сейчас еду по любому направлению в России — и горжусь страной. За 10 лет у нас построено больше дорог, чем во всей Европе за последние 20 лет. Сегодня до Крыма от Краснодара можно доехать за 3-4 часа. Конечно, важен комфорт, и с новой трассой Джубга — Сочи туристы его получат. Ведь в Сочи построены замечательные отели, обустроены интересные локации, но до них еще нужно добраться. Да, это миллиарды рублей. Поэтому я очень благодарен и президенту, и правительству за то, что этой сфере уделяется такое серьезное внимание.
«Жарко круглый год»
За счет реализации крупнейшего проекта федерального значения «Пять морей и озеро Байкал» к 2030 году планируется возвести 10 федеральных курортов на побережье Азовского, Балтийского, Каспийского, Черного и Японского морей и на озере Байкал. Предполагается, что посещать их будет 10-12 млн человек ежегодно.
Проект финансируется как государством (около 300 млрд руб.), так и частными инвесторами (1,5 трлн руб.). Новая туристическая инфраструктура должна помочь разгрузить уже работающие курорты.
«Новая Анапа» — это курорт, который возведут в едином архитектурном стиле на побережье Черного моря в районе Благовещенской косы. План включает в себя спортивную, развлекательную и рекреационную инфраструктуру. Гостиничный фонд — 15 тыс. номеров, количество создаваемых рабочих мест — 25 тысяч. Ожидаемый властями и инвесторами турпоток — 1,3 млн человек ежегодно.
Турпоток в регион ежегодно растет, загрузка средств размещения в летние месяцы максимальная. Создание Всероссийского пляжного семейного курорта «Новая Анапа» в том числе направлено на то, чтобы разгрузить существующие курортные территории. Вместе с тем это позволит развиваться нашему краю в направлении круглогодичного отдыха и рассредоточить поток туристов,
— сообщили нашей газете в пресс-службе министерства курортов и туризма Кубани.
Первостепенными на данном этапе работы являются вопросы обеспечения транспортной доступности и логистики, решения по линии инженерной и коммунальной инфраструктуры, решение с утилизацией отходов, а также сохранение уникальной окружающей среды особо охраняемой природной территории вокруг будущего курорта.
Также в министерстве курортов рассказали, что при развитии курортов Краснодарского края стараются придерживаться концепции «Жарко круглый год».
Сейчас активно развиваем направления для всесезонного отдыха: эно- и гастротуризм и в целом сельский туризм, оздоровительные и активные направления отдыха, в том числе турмаршруты, яхтенный и круизный туризм. Даже пляжи у нас теперь есть не только летние, но и зимние,
— заявили в пресс-службе.