Лидия Корпусова. Фото респондента

В преддверии юбилея и Дня Победы она поделилась с «Краснодарскими известиями» своими воспоминаниями.

В долгий путь на лошадях

Война застала Лидию Климентьевну студенткой 2-го курса медицинского института.

— Нам сказали, что отныне не будет никаких выходных, каникул. Началась сдача экзаменов. На пятый-восьмой день войны объявили о необходимости работать в госпиталях. Жизнь пошла по новому графику: с 8 до 14 часов — учеба, затем — лечение раненых.

В 1944 году ее направили в Москву, а оттуда по распределению — на 2-й Белорусский фронт в составе 160-й Брестской краснознаменной дивизии. Вместе с ней она участвовала в освобождении городов Европы.

Лидия Корпусова вспоминает военные будни врачей:

— «Студебеккеры» (грузовые автомобили — Прим. автора) появились только в конце войны, поэтому первое время приходилось перевозить раненых на лошадях. Однажды меня позвал начальник медсанбата — нужно было отвезти раненых в полевой госпиталь за 23 км. В дороге один из бойцов заплакал и окликнул меня — «Доктор, я так кушать хочу». Вокруг — леса и поля, жилой дом найти сложно. Вдалеке увидела будочку, в которой горел свет. Постучалась и спросила, есть ли хоть сухарик. В окне появилась бабушка, дала два черных сухаря. Я разделили их на маленькие кусочки и раздала восьмерым раненым. Они стали жадно сосать их, как конфеты.

Звезды, вырезанные на спине

Собеседница рассказывает, что в военные годы бойцы не хотели брать на руки справки, подтверждающие ранение: «Зачем они нужны? Все равно на фронт вернемся», — отвечали они. Позднее, в 1975 году, когда на основании таких справок стали выписывать инвалидность, ветеранам пришлось искать доказательства того, что они заболели именно вследствие ранения или контузии, полученных на фронте.

А раны порой были ужасающими.

— Как-то едем в лесу, а из чащи доносятся страшные крики. Шофер останавливает машину, мы идем на крики и видим двух красноармейцев, у которых на спине вырезаны звезды. Эту жестокость я запомнила на всю жизнь. Как им удалось сбежать из плена и выжить, не знаю.

По словам Лидии Климентьевны, отношение врачей к раненым бойцам было очень трепетным, каждому они дарили частичку своей души.

— Привозят раненого и сразу выбегают санитар и врачи. Берут носилки с разных концов и несут на расстояние 300-500 метров, не жалуясь при этом на боль и сильную усталость.
Лидия Корпусова — старший лейтенант медслужбы. Снимок был сделан в день празднования победы. Девушка шла на работу в госпиталь, в то время как фотокорреспондент предложил ее сфотографировать


«Слышишь — больше не стреляют!»

Долгожданную победу женщина встретила в Германии.

— В первые дни мая стала замечать, что на улицах тихо. Шестого числа я дежурила, шла рано утром на раздачу пищи и другие приготовления. Шеф-повар схватил меня и крикнул: «Война кончилась, не стреляют!» Затем выбежали остальные повара и стали целовать землю. Но о том, что подписан акт о капитуляции Германии мы узнали ночью 9 мая.

В 1946 году в советском посольстве Берлина женщина зарегистрировала брак с советским военнослужащим Георгием Емельяновичем Корпусовым. После демобилизации вместе с мужем вернулась в Краснодар, работала в военном госпитале, затем, с 1956 по 2002 год, в одной из поликлиник города.

— Проработав в одном месте почти полвека, я решила уйти на пенсию — все-таки возраст. И вот уже стукнуло 100 лет. В чем секрет моего долгожительства? Возможно, дело в спорте — будучи юной, я занималась гимнастикой. Или же в отношении к жизни, характере: я старалась никогда ни с кем не ссориться, никого не подставлять и даже в трудные времена видеть хорошее.

Лидия Климентьевна имеет звание капитана медицинской службы, награждена орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Воспитала двух сыновей, четверых внуков и восьмерых правнуков.