Поиск нового стиля или полное смешение жанров? Постановка главного режиссера Театра Защитника Отечества Андрея Корионова «Тень»18+ в социальных сетях учреждения заявлена как «настоящее событие в культурной жизни города». Интригующе, правда?

На контрасте

Вот и меня заинтересовало. Первоначально — возрастной ценз. Ведь известно, что на данной государственной сценической площадке представлен контент, ориентированный в первую очередь на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование и сохранение ценностей. И сделан он  соответствующе. Любопытно, как интерпретировали материал в театре, где значительную часть аудитории составляют дети и пожилые люди, а в одном из залов висят портреты героев Великой Отечественной. Запланировала премьеру. Пришла. Посмотрела.

Предполагаю, что всем причастным к постановке своя работа нравится и есть желание, чтобы «Тень» была принята театральным сообществом и зрителем. Для этого руководство театра провело определенную кампанию: интервью в СМИ, публикации в соцсетях. Организовало тематическую фотозону: все желающие могли сделать фото вместе с актрисами, играющими медсестер. В фойе исполняли песни группы «Пикник», что придало определенный настрой, но увело от темы Шварца.

Спектакль действительно вступает в резкий контраст с другими постановками. Но после моего «тактильного» знакомства с «Тенью» у меня возник вопрос: для кого и, главное, для чего он? 

Театр Защитника Отечества образован в Краснодаре в 2016 году, и это один из самых молодых театров в стране. Я посещала практически все премьеры, и хорошо помню полупустые залы вначале и скептический настрой избалованной краснодарской публики, привыкшей удивляться необычным формам, она сюда просто не шла. Театр стоит особняком. На фоне других —
прогрессивных драмы и Молодежки, коммерческих «Одного» театра или театра «Мой» — по мнению критиков, имеет более слабую позицию.

Ситуация, несмотря на имеющиеся жесткие рамки в выборе и подаче репертуара, начала меняться, и зритель все-таки пошел. Заинтересовались премьерой, точнее самим материалом, артисты и режиссеры других театров. Возможно, внимание к площадке привлек Даниил Безносов (известный по культовой работе «Гроза»16+ в Молодежном и др.), поставивший в прошлом году для Театра Защитника «Двенадцатую ночь»12+ по Шекспиру. Спектакль отмечают, его хотят посмотреть, но я напомню, что у театра изначально была своя ниша и вполне конкретное направление, он не собирался равняться на других и не занимался креативом. К чему сравнения?

Фото: Эльвира Мясищева

Но что бы ни являлось причиной возникшего зрительского интереса, на открытии нового театрального сезона свободных мест практически не было. Театр не в тени, а это значит, что за все, что делает, несет ответственность и должен быть готов  к оценке критиков. Он, кстати, ими замечен. А еще, как поговаривают в кулуарах, даже решился заявить новую постановку на высшую театральную премию «Золотая маска». Смело.

Главное — показать себя

В сентябре 2023 года пост художественного руководителя покидает Александр Николаев и театр приглашает нового главного режиссера Андрея Корионова. Он ставит спектакль для новогодней кампании «Поцелуй принцессы»6+ и тем самым утверждает свои позиции. Начинает с «Zоны Особого Vнимания», заканчивает работу над постановкой вместе с приглашенным режиссером Вадимом Романовым. В мае при поддержке министерства культуры Краснодарского края стартовал еще один масштабный проект — фестиваль творчества участников СВО «ПереПрава», и в текущем сезоне его реализация продолжится. Очевидно, что театр все-таки держит заданный тематический курс.

Как только становится известно о назначении главрежа, мы договариваемся с ним об интервью. В процессе нашей беседы Андрей Валерьевич обозначил, что намерен делать иной театр. Вот цитата Корионова: «Все думают, что если театр носит такое название, то в приоритете у него военный контент. На самом деле это не так. Он живет своей жизнью, и ему нужны разные постановки в репертуаре. Я хочу создать живой театр, в который с удовольствием станет приходить зритель, где ему будет интересно».

На мой вопрос, намерен ли он ставить Пушкина в юбилейный год поэта, главный режиссер ответил так: «Мне важно, чтобы первый мой большой спектакль получился  моей заявкой. Хочется познакомить Краснодар с собой как с человеком, поэтому я не хочу привязываться в этом смысле к юбилею Пушкина. У него было много юбилеев, а у меня есть только одна попытка заявить о себе».

Амбициозно. Но неплохо было бы режиссеру сесть на место зрителя и посмотреть со стороны на получившийся результат беспристрастно. К слову, ко второму действию свободных кресел стало больше. Несколько освободилось рядом со мной. Живой  не значит прямолинейный.

И чем сердце успокоилось?

Андрей Корионов выбирает Шварца. Безусловно, прекрасного драматурга. Писатель демонстрирует в своих пьесах-сказках попытку современного восприятия старого сюжета. Результат художественного эксперимента оказывается успешным, потому что выдумка сливается у Шварца с правдой жизни, фантазия утверждает себя в реальных человеческих поступках. Нет претензий к материалу. Вопрос, как его поставить. Какую форму выбрать и как подать. Опять же, рамки. Или все-таки их нет?

Фото: Эльвира Мясищева

Андрей Корионов идет по пути смешения жанров: здесь и сатира — высмеивание общества и человеческой сути, и наличие откровенных сцен — недвусмысленное поедание сладкой ваты одной из актрис на пляже, совершенно однозначные танцы под песни «Пикника» (вот для чего, оказывается, они были исполнены ранее!). И капельница с игристым, предназначенная для уставшего министра. И концерт с элементами шоу: артисты много поют, а зрители одаривают их аплодисментами — думаю, скорее от недоумения. Упомяну и летающих бабочек, символизирующих любовь, которые уже имели место в одном из спектаклей, поставленном в другом театре Краснодара, что сразу же подметили театральные знатоки. Отмечу непроработанные сюжетные линии, а главное, повторюсь, непонятно, для какого зрителя «Тень». Детям —
рано. Человеку, который часто ходит в театр, будет ясно уже после первых двух сцен, что спектакль недотягивает до заявленного высокого уровня. Для молодежи, вероятно? «Тень» участвует в акции «Пушкинская карта». Но Андрей Корионов подчеркивал, что «мы — не ТЮЗ».

Без всех этих, с позволения сказать, художественных средств вполне можно  обойтись в театре, который сколько угодно может искать новую стилистику, но должен учитывать то, для чего он был создан. Ведь так? Если это комедия, зачем в ней использован звук системы оповещения, ничего кроме тревоги с собой не приносящий? В какую плоскость он должен переместить зрителя? Хорошая работа актрисы Карины Редькиной, сыгравшей Аннунциату.  Ее героиня стала воплощением чистоты, но абсолютно потерялась в общем полотне…

Финал известен. Добро победило зло, и зал выдохнул. Оставшиеся аплодировали. А в воздухе повис вопрос: если из постановки убрать музыку и откровенные сцены, что останется?

Ранее «КИ» рассказывали, чем интересен краснодарский спектакль «Незримое». А также о том, почему постановка «Любовь и голуби» Молодежного театра стала объектом внимания критиков.