Впервые вышел на маршрут

Нашу поездку приурочили к дню, значимому для всего краснодарского электротранспорта: 28 июля 1950 года на улицы города вышли первые троллейбусы. Тогда было восемь машин модели «МТБ-82», курсировавших по улице Красной — от стадиона «Динамо» до парка им. Горького (ныне Городского сада).

Троллейбус — неотъемлемая часть Краснодара и городской системы общественного транспорта. В 1950-м первый колесный электротранспорт вышел на центральную улицу, со временем сеть расширялась, появлялись новые линии, некоторые из них не сохранились до сегодняшнего дня,

— сказал мэр Краснодара Евгений Наумов.

Он также напомнил важные вехи развития системы: в 1960-м открылось депо №1 на ул.  им. Дзержинского, и в 60-х годах начали появляться троллейбусы ЗиУ-5 и ЗиУ-682, в 70-х машины стали курсировать по улицам Красноармейской, Седина, Атарбекова, Октябрьской и пошли к ТЭЦ, затем маршрут продлили до ул. Красных Партизан и в  Комсомольский микрорайон. С 1985 года троллейбусы ходят до аэропорта.

Сейчас по 11 маршрутам города курсирует более 200 троллейбусов. В 2019 году в Краснодар поступили первые машины с увеличенным автономным ходом, а летом на тестовую эксплуатацию доставили новинку — троллейбус «Синара-6254». Он способен проехать без подключения к контактной сети до 40 километров.

Систему поддерживает более 1300 работников, в том числе свыше 400 кондукторов и 250 водителей. И у каждого за плечами не только километры городских улиц, но и множество маленьких историй, которые никогда не покажет табло маршрута.

Работа на ногах

Мы уже стояли у Троллейбусного депо №1 в 6.00. Город только начинал просыпаться, а в диспетчерской уже кипит жизнь. Люди здоровались, кто-то наливал чай, кто-то молча готовился к рабочему дню.

Нас встретила Наталья, приветливо улыбнулась, отдала нам заветные манишки с надписью «Кондуктор» и проводила на маршрут. Там уже ждала Галина Железная —  кондуктор с пятнадцатилетним стажем. Она станет моим проводником в мир работников общественного транспорта.

По счастливой случайности нам достался электробус 2Е, который курсирует от депо до ЖД вокзала и обратно. До троллейбуса, к сожалению, не добрались, но электробус  ему почти родственник: движется по тем же маршрутам, выходит из того же депо, да и кондукторы здесь те же.

Новый транспорт оборудован кондиционером, поэтому даже в жару ехать комфортно. До выезда оставалась еще пара минут, и я попросила Галину рассказать о том, как обычно проходит ее смена:

Просыпаюсь в три утра. Быстро собираюсь и выхожу, 2 километра пешком до «вахты». К 4.50 я уже на остановке на Дзержинского, жду автобус, который отвезет нас на работу. В 5.10 на месте. Через проходную сразу в диспетчерскую: отмечаемся, получаем табель, смотрим маршрут. С путевкой идем к кассе, берем валидатор, заполняем документы. Накануне вечером приходит сообщение: номер машины и имя водителя. Так что утром просто ищем «своих», обмениваемся парой слов, быстро чай или кофе — и в рейс,

— делится Татьяна Железная.

График работы кондуктора — 4/2. Бывает 8-часовая смена, случается и 12-часовая. Если кого-то нужно подменить, выходят в резерв. А еще иногда приходится после целого дня работы сразу отправляться на другой маршрут — если нужно.

Спать обычно и не хочется. Мы как-то привыкли, знаете, за 15 лет. Если надо перевести дух — есть специальная комната отдыха. Там холодильник, микроволновка, столы, телевизор, лавочки. На некоторых маршрутах перерыв бывает 2-3 часа. В таких случаях можно и полежать на кушеточке, подремать,

— говорит кондуктор.

«Мы знаем, кто передает карту, а кто просто делает вид»

Галина вспоминает, как 15 лет назад пришла сюда после завода «Сатурн». Предложили попробовать, да так и осталась. Поначалу полагала, временно, а теперь и не думает уходить.

У нас коллектив хороший. Мы дружим со всеми, всегда поможем, если требуется.

Она рассказывает, сколько за день нужно продать билетов, чтобы выполнить план. Летом это 57 билетов в час. За 10-часовую смену — 570 билетов.

— А если меньше? — спрашиваю.

— Зарплата ниже получится. Но стараемся. И водитель старается. И пассажиры, в общем-то, тоже.

Когда сезон не отпускной, особенно осенью, легко перевыполняют: и по 800, и по 900 билетов в день. Тогда премии, но и ответственность высокая.

За 15 лет многое изменилось. Галина помнит бумажные билеты, катушки, затем блестящие ленты, рекламные билетики, и только потом валидаторы. Теперь почти все с картами. Но и тут свои сложности.

Бывает, что карта у человека в минусе, и хоть терминал показывает, что оплата прошла, на самом деле нет. Так карта попадает в «стоп-лист», даже если потом на ней появляются деньги. А человек уверен, что все в порядке. Ссориться не хочется, пытаемся мирно решать. В таких случаях пассажиры друг другу переводят деньги и так помогают оплатить проезд,

— рассказывает Галина.

Контролеры проверяют почти каждый день. И если кто-то без билета, могут оштрафовать.

Мы стараемся не допускать такого. И хоть по правилам пассажиры должны сами подходить к кондуктору, все бегут в первую очередь занимать место. Поэтому мы сами всех видим, сами подходим. Но это делать сложнее, если заходит сразу много людей. Бывает, кто-то не хочет платить, тянет время. Но, по-честному, мы знаем, кто передает карту, а кто просто делает вид.

Люди попадаются, конечно, разные. Кто-то благодарит, а кто-то грубит. Но есть те, кто ездит каждый день и здоровается как с близким человеком. Узнают Галину, спрашивают, куда пропала, если была в отпуске.

Чтобы видеть улыбки

Особенно заполнился Галине Железной прошлый Новый год.

Я была Снегурочкой, а водитель Дедом Морозом. Все украсили: гирлянды, елки, троллейбус весь светился. Дети в восторге были.

Мы поговорили и про жару, и про старые троллейбусы, где нет кондиционера, и про водителей, которые летом, как она сказала, «выходят из кабины, будто их водой облили». Про тех, кто теряет сознание, потому что не поел или просто стало плохо из-за духоты.

Я тоже сначала думала, мол, поработаю и заодно на диету сяду. Не поем, и ладно. А потом к вечеру уже еле на ногах стоишь. Обязательно что-нибудь нужно съесть, хоть конфету,

— улыбается Галина.

Транспорт с годами развивается. Появились зарядки, пандусы для инвалидов, места для собак. Теперь есть даже кнопки для открытия дверей. Если что-то ломается или не срабатывает, кондуктор «виноватый».

Например, люди ругаются, думают, что кнопка не работает. А ее на этой машине просто нет. Или, наоборот, двери сами не открылись, чтобы не выпускать прохладу, а пассажиры уже злятся. Но потом все равно понимают.

Галина отмечает, что многое зависит не только от системы, но и от отношения.

Я стараюсь выглядеть аккуратно. Все должно быть чисто. Люди ведь смотрят. Это же лицо города. Не сиди с наушниками, не отвлекайся, отвечай на вопросы. И все будет в порядке.

С этим наставлением мне передали валидатор и сказали: «Теперь сама».

Рецепт лучшего кондуктора

Я обилечивала пассажиров на обратном пути — от железнодорожного вокзала до депо. Очень волновалась, потому что боялась сделать что-то не так. Каждую секунду прокручивала в голове: как никого не задержать, как ровно оторвать билет, как быстро посчитать сдачу. Но довольно скоро тревога переросла в азарт. Я вошла во вкус, и с каждым новым билетом настроение поднималось. Люди заходили, кто-то здоровался, кто-то молча шел к задней двери. Валидатор пикал, я улыбалась и отдавала билет. Многие были в растерянности, почему в салоне сразу три кондуктора — я, наш фотограф Эля (у которой, кстати, тоже отлично получилось обилечивать пассажиров) и Галина. Мы смеялись и говорили, что стажеры. Кажется, парочка молодых людей заинтересовалась, как им тоже стать кондукторами.

С утра, правда, люди не очень разговорчивы. Мы спросили у девушки, как нам получить премию работника месяца. Последовал простой ответ: «Будьте уверены в себе, этого хватит». Вот такой у нас вышел рецепт хорошего сотрудника депо.

Когда мы вышли из салона, то недолгое время, что мы провели в электробусе, показалось нам целым миром. И пусть я обилечивала всего один рейс, благодаря Галине почувствовала, что значит быть частью этого движения. В нем усталость, внимание, ответственность — и при этом простое человеческое тепло.

И пока для меня это лишь интересный и веселый эксперимент, Галина снова встанет в три часа утра. И снова пойдет на вахту.