Если в вузах и ссузах относительная тишь да гладь, то в общеобразовательных учреждениях то и дело норовят что-нибудь отменить или же, наоборот, ввести — будь то предмет по конструированию беспилотников, уроки домостроя или фандоматы — аппараты для раздельного сбора тары.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Без рюшей и галстуков

Весной первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила обсудить правила ношения школьной формы или вовсе отказаться от нее.

— На мой взгляд, ношение школьной формы дисциплинирует, настраивает на рабочий лад и снижает число конфликтов из-за внешнего вида ученика. К тому же это красиво. Но не все школьники согласны с этим, часто слышу заявления, что им комфортнее без формы. Да и родители иногда выступают против, боясь, что покупка формы повлечет большие финансовые траты,
— заявила депутат.

Действительно, желающих облачаться ранним утром в белоснежные рубашки с рюшами и завязывать на шее строгий галстук, как бы изящно и деловито это ни выглядело, найдется немного. Да и на умственную активность такой наряд вряд ли влияет. Куда проще (и, что лукавить, дешевле) натянуть любимые джинсы, футболку и с улыбкой отправиться на занятия, не боясь увидеть непроглаженную вмятину на брюках.

К слову, разработка ГОСТа на школьную форму продолжается уже несколько лет. А пока каждое образовательное учреждение устанавливает свои правила для учеников. Им предлагают одежду, напоминающую взрослый деловой костюм: для мальчиков из темной плотной ткани жилет, рубашку, а девочкам — брюки, юбку, рубашку и сарафан.

— Я увлекаюсь хип-хопом, и в моем гардеробе только одежда свободного кроя — оверсайз. Она удобная, не сковывает движений, к тому же современная. Вот бы и школьная форма была в таком стиле! Тогда бы и на физкультуру туда-сюда переодеваться не пришлось,
— считает ученик 6 «Г» класса школы №62 Саша Скляренко.

Спустя пару месяцев эта тема вновь активизировалась. На этот раз школьную форму предложили упростить. Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов подготовил и направил соответствующее письмо министру просвещения РФ Сергею Кравцову.

— Убежден, что для детей и подростков такой формат одежды не совсем подходит. Дети, особенно в младших классах, очень подвижны, а пошивочные материалы нередко не отвечают даже базовым санитарным требованиям,
— отмечает депутат.

По его словам, оптимальным выходом из спорной ситуации мог бы стать отказ от обязательного набора элементов формы при сохранении привычного цвето-стилевого стандарта (светлый верх, темный низ). Что ж, думается, предложение депутата претендует на звание золотой середины в этом споре.

Халява, приди?

Тем временем вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков выступил с идеей отмены домашнего задания для школьников. Он рассказал, что сделал это по просьбе сына: когда тот узнал, что папа стал депутатом, попросил написать соответствующий закон.

Коллеги отнеслись к инициативе депутата скептически. Председатель комитета по делам материнства, детей и молодежи Госдумы Нина Останина выразила мнение, что юное поколение должно трудиться, а приучить его к этому может только учеба.

Этого мнения придерживается и директор лицея №12 Краснодара Наталья Дзюбейло.

— Каждый ребенок должен отработать тот материал, с которым он ознакомился на уроке. Если в школьные часы он что-то не понял или упустил, то без выполнения домашнего задания этот пробел уже не восполнить. Кроме того, оно дисциплинирует детей.

Владислав Даванков добавил, что отмена «домашки» — это мировой опыт, а потому он уверен, что разгрузка детей и учителей пойдет на пользу всем.

Разгрузка — это, безусловно, полезно, но, как отмечает заслуженный учитель Кубани и депутат гордумы Краснодара Владимир Белоусов, у этого вопроса две стороны медали.

— Полностью отменять домашнее задание, особенно по отдельным дисциплинам, нельзя. А вообще, домашнее задание как яд змеи: в ограниченном количестве это лекарство, но если его слишком много, то возникает проблема перегрузки, стресса. Должно быть чувство меры, адекватные объемы.

С мнением Владимира Алексеевича трудно не согласиться. Не поднимать головы от стола, выполняя тонну «домашки», было не самым любимым моим занятием в школьные годы. Казалось, проще отсидеть еще пару-тройку уроков, нежели написать дома сочинение, проштудировать четыре параграфа по истории и решить 30 столбиков примеров по математике.

Тройка автоматом

Бурную дискуссию в школах России вызвала также инициатива чиновников усилить роль искусственного интеллекта в образовании. Об этом заявил замглавы Минцифры РФ Олег Качанов во время своего онлайн-выступления на Всероссийском форуме региональной информатизации «ПРОФИТ-IT» в Новосибирске. По его словам, это простой и понятный способ, который позволит разгрузить педагогов. Умным машинам предлагается перепоручить проверку домашнего задания и составление рабочих программ. В Минцифры объявили, что уже разрабатывают типовое решение для всех школ.

— Педагогическим работникам и обучающимся обеспечена возможность применения автоматизированной проверки домашних заданий и планирования образовательных программ с привлечением систем искусственного интеллекта,
— говорится в документе, опубликованном на портале образовательных стандартов высшего образования.

По мнению Владимира Белоусова, для начала стоит понять, как станет работать эта автоматическая система, в каком виде школьники будут присылать выполненные домашние задания.

— Но хотим мы того или нет, цифровизация наступает. Мне кажется, каждая идея в своем становлении проходит три этапа: этого не может быть, в этом что-то есть и как мы раньше без этого жили. Поэтому в виде эксперимента попробовать внедрить такую систему можно. И если со стороны педагогического сообщества, детей и их родителей будет положительный отклик, тогда можно внедрять повсеместно.

Как рассказывал «КИ» почетный работник сферы образования РФ Федор Ваховский, педагоги не знают отдыха даже в праздники.

— Однажды наш коллектив отмечал 8 Марта. Все поздравляли дам, радовались. А после обеда отправились… проверять тетради. Это и многое другое, включая поиск необходимой литературы, ее изучение, повышение квалификации — колоссальный интеллектуальный труд. Неспроста профессиональным заболеванием учителей принято считать эмоциональное выгорание.

Иными словами, помощь искусственного интеллекта, на мой взгляд, учителям будет очень кстати.

Гаджеты — в портфель

В октябре в Госдуму внесли законопроект об ограничении использования смартфонов в школах: ими можно будет пользоваться только в учебных целях и экстренных случаях. Принять такие изменения предлагается для того, чтобы ученики не отвлекались.

Один из авторов законопроекта, председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина заявила, что за это выступает около 80% учителей и родителей школьников. Депутат напомнила, что Минпросвещения еще в прошлом году запретило пользоваться телефонами на уроках, и это одобрили педагоги и родители. При этом школьники смогут пользоваться фитнес-браслетами. Кроме того, педагоги совместно с родителями сами определят, как будут храниться телефоны и планшеты, которые принадлежат ученикам, — в шкафчиках, столах, портфелях или вообще не будут приноситься школу. На днях стало известно, что Госдума приняла этот законопроект в первом чтении.

Кстати, громкий скандал, связанный с гаджетами, произошел этой осенью в краснодарской гимназии №87. На уроке математики ученица шестого класса отказалась сдавать телефон учителю. В ответ тот, замахнувшись, грубо вырвал его из рук ребенка. В соцсетях мнения разделились. Одни считают, что не права ученица, так как игнорировала законные требования учителя и мешала проведению урока, а другие — что учитель ни при каких обстоятельствах не имеет права оскорблять и применять силу в отношении ребенка. Так или иначе, телефон стал яблоком раздора.

— Полностью поддерживаю инициативу! Чем меньше дети будут смотреть в гаджеты, тем лучше будет их физическое и ментальное здоровье. К сожалению, начиная с 1-го класса ученику буквально вкладывают в руки смартфон, и он уже без него не может: заглядывает в экран каждую минуту, совершенно не слушая учителя. Ученики говорят: «Мы ждем, когда настанет перемена, чтобы наконец поиграть в телефон». Потом возвращаются в кабинет перевозбужденные, с воспаленными глазами и долго не могут вернуться в реальность,
— убеждена учитель начальных классов школы №89 Татьяна Кантемирова.

Я как представитель зумеров (поколение людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 г.), без телефона свою рутину не представляю. Но предложение не пользоваться ими на уроках поддерживаю. Поэтому мой младший брат подумает сто раз, прежде чем зайти в соцсети и мессенджеры во время занятий, — я пристально слежу за этим. К тому же он носит оптические очки, и это, кстати, неизменный атрибут современных школьников, за что «поблагодарим» все те же гаджеты.