«Нужно рассказывать так, чтобы оживали улицы и звучали голоса из прошлого»

В музее Татьяна Александровна — фигура почти легендарная. Пришла сюда не по объявлению и не по распределению — ее привела подруга, сообщив, что учреждению требуются сотрудники, а осталась она уже по велению сердца.

Мне исполнилось уже 26 лет, солидный возраст,

— с самоиронией рассказывает заведующая отделом истории и природы.

Но это было только началом пути: из 57 лет ее трудовой жизни 51 год она посвятила культуре и музею, который стал для нее не просто местом работы, а настоящей судьбой. «Я самый древний сотрудник музея», — иронизирует наша героиня.

Первая ступень — работа экскурсоводом. Именно тогда, как она вспоминает, зародилась ее любовь к музейному делу. Поначалу — страх и растерянность: «Я понимала, что ничего не знаю», но рядом находились старшие коллеги — опытные наставники, мудрые и увлеченные люди.

Особое значение в профессиональной жизни Татьяны Зиновьевой сыграла директор музея Александра Аведисовна Колесникова, которую наша собеседница вспоминает с большой  теплотой и уважением. Колесникова учила не просто смотреть на экспонат или человека (если речь шла о фронтовиках), а понимать, какую роль он сыграл в истории города.

Музей, по словам Татьяны Александровны, не терпит случайных людей:

Здесь важно не просто знать, а чувствовать свою профессию. Немаловажно и умение говорить, рассказывать так, чтобы оживали улицы, зазвучали голоса прошлого, и ребенок, впервые пришедший в зал, понял, что история — это не просто даты.

Счастье от проделанной работы

Сама Татьяна Александровна начала с экскурсий по музею и городу, позже — по памятным местам окрестностей Геленджика и Новороссийска. Это был не только путь профессионального роста, но и способ пополнять фонды музея. В 70-80 годах прошлого века она принимала активное участие в работе с ветеранами, героями-малоземельцами, благодаря чему удалось собрать уникальные фотографии, письма, личные вещи бойцов и документы о проходивших здесь во Время Великой Отечественной войны боях.

Научная работа для нашей героини — это не формальность и не функция, а острая необходимость. Она автор многочисленных исследований, статей и публикаций, в том числе фундаментального труда «Роль и значение Геленджика в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», получившего высокую оценку у военных специалистов. Татьяна Александровна долгие годы изучала вклад города в будущую Победу, обследовала братские и одиночные захоронения, участвовала в создании краевой «Книги Памяти».

Сегодня, когда открыли ранее недоступные архивы, Татьяна Зиновьева с воодушевлением продолжает исследовать и находить материалы, которые искала десятилетиями.

Это большое счастье — понимать, что теперь это все стало доступным,

— говорит она.

Татьяна Александровна также активно вовлечена и в культурную жизнь города. И она не просто исследователь прошлого, но и активный участник формирования будущего. Геленджик с каждым годом меняется, появляются новые кварталы, улицы. И во многом благодаря ей и ее коллегам улицы и строения получают имена достойных людей:  архитекторов, героев, деятелей культуры. Она считает это особой гордостью: дать городу живую, значимую память о тех, кто его создавал.

Фото Сусанны Кушу.

Научная работа — ее стихия

О вкладе Татьяны Зиновьевой свидетельствуют грамоты и награды: Почетная грамота Минкультуры РФ, медаль «За достойный вклад в развитие муниципального образования город-курорт Геленджик», звание «Знатный работник культуры Геленджика», лауреат гуманитарной акции «Культуры алмазный фонд», ее фото занимает почетное место на городской Доске почета.

В должности заведующей отделом истории и природы Татьяна Александровна оказалась, как говорит сама, «по необходимости». Но научная работа по-прежнему остается для нее истинной стихией.

Я с удовольствием ушла бы на должность младшего научного сотрудника, лишь бы заниматься темой, которая мне интересна,

— признается она.

За этим — не усталость, а честность, ведь научное дело требует тишины, сосредоточенности, полного погружения, чего порой не хватает.

История — это не даты, а судьбы. А музей не просто здание, а место, где эти судьбы продолжают звучать,

— говорит она.

И в ее голосе слышна подлинная любовь к городу, его жителям, к большому и важному делу по сохранению культуры и истории нашего края.

Автор: Кристина Лыжова.