Искусство, проверенное временем
— В театре драмы когда-то уже ставили спектакль по пьесе Максима Горького «Васса Железнова». Режиссер Владимир Чернядев-Рыбчевский также обращался к ее первой редакции. Как вам кажется, почему сейчас это произведение Горького может звучать свежо и актуально?
— Наверное, не так важно, ставили раньше эту трагедию или нет, это вообще имеет мало значения. А если говорить об актуальности, то здесь, конечно, сложно, ведь это же классика, и ее особое свойство — быть всегда актуальной. Классика — это искусство, проверенное временем. И подобные сюжеты происходили во все времена, потому что человеческие отношения никуда не деваются, чувства никуда не деваются, болезни человеческого духа тоже, как и его нищета или сила.
— Что вас как режиссера привлекает в этом материале? Чем он трогает вас как человека?
— Я считаю себя достаточно типичным человеком, и поэтому меня интересуют типичные вопросы и проблемы, свойственные всем людям. Все это есть в «Вассе Железновой». Меня в этом тексте интересуют, например, созависимость — родителя от ребенка, ребенка от родителя. Здесь нет истории об отношениях мужчины и женщины как партнеров, здесь все сосредоточено на родственных отношениях. И именно из любви, из-за любви родственники устраивают друг другу ад. Это никуда не исчезло и не исчезнет. Это мне и интересно. И не оттого, что я сам как человек живу со своими родственниками в аду, но у нас всех возникают какие-то семейные вопросы и скандалы, конфликты отцов и детей, мы вдруг обнаруживаем себя гиперопекающими, излишне волнующимися за ребенка, что является разрушительной силой. Мне интересно в этом разбираться, об этом интересно говорить и ставить и, видимо, было интересно писать Горькому.
— Художником-постановщиком «Вассы Железновой» стал уже полюбившийся краснодарскому зрителю Константин Соловьев, который в этом сезоне работал в спектаклях «Бесприданница» и «Чайка». Как идет работа над сценографией «Вассы Железновой»?
— Мне кажется, что Константин Соловьев — это выдающийся современный художник. Кто-то может со мной не согласиться, потому что не взаимодействовал с ним лично, не видел, как он работает, но я наблюдаю этот процесс и могу сказать, что Константин — художник с большой буквы, который сочиняет пространство, который сочиняет спектакль. Он не делает сценографию ради сценографии, нет. Он ставит спектакль вместе с режиссером, чаще всего являясь не просто оформителем, но сосочинителем. И это всегда крайне интересно и любопытно.
С Константином просто и приятно работать. «Васса Железнова» — второй наш совместный спектакль, но с ним получилось чуть сложнее, чем с «Космосом». В «Космосе» Константин сразу предложил пространство, с которым я согласился и в которое буквально впрыгнул, потому что оно было абсолютно тем, что мне было нужно. А в «Вассе Железновой» получилось не совсем так. Не скрою, что три варианта, которые Константин предлагал, нами были проанализированы и отставлены в сторону. Но последний вариант, в рамках которого мы сейчас работаем, оказался максимально подходящим как самой пьесе, так и нашему театру и языку, который мы выбираем как способ существования, и самой истории.
Вообще, мне кажется, что сценография — это самостоятельное произведение искусства. Эскиз декораций «Вассы Железновой» выглядит очень красиво и цельно, в получившуюся сценографию уже заложен определенный смысл. И я надеюсь, что это будет так же или даже лучше выглядеть на сцене.
Сейчас наша основная задача заключается в совмещении декораций и нашей сценической истории, что, как мне кажется, у нас очень неплохо получается. И здорово, когда пространство сочиняется, потому что наше пространство именно сочиняется, и поэтому будет уникально. Сам Константин Сергеевич долгое время проведет на выпуске постановки, что, конечно, для нас важно и радостно.
«Мой любимый момент — премьера»
— У каждого спектакля есть своя целевая аудитория, свой зритель. Для кого ставится ваш спектакль?
— Мы рассчитываем на глубокого и широкого зрителя. Возраст не имеет значения. Самое главное —
любопытно человеку или нет. «Васса Железнова» пусть и в какой-то мере развлекательный спектакль, потому что в нем есть сюжет: он понятен, он интересен, в нем есть какие-то необычные решения, которые уже сейчас находятся, но это все равно произведение, над которым нужно думать, которое нужно чувствовать, которому нужно сопереживать и сочувствовать. И наш спектакль создается для людей, которые готовы быть сопричастны тому, что происходит на сцене.
— Главную героиню в спектакле сыграет любимица публики заслуженная артистка России Вера Великанова. Какой получается Васса, сделанная вами и Верой Григорьевной?
— Мне кажется, что наша с Верой Григорьевной Васса получается настолько великолепной, что иной раз боюсь сглазить. Это абсолютное попадание в ту Вассу Железнову, которую мы вместе с ней нашли, определили. И пока что она складывается абсолютно уникальной. Это свежо, ново, но не переходит какие-то границы.
В исполнении Веры Григорьевны я вижу, что это получается человек, человек многослойный. Не машина, не железобетонный характер или образ, а прежде всего человек. Горький ведь дал пьесе подзаголовок «Мать», и у Веры Григорьевны эта самая мать получается — любящая, смеющаяся, плачущаяся — действующая мать.
Репетиционный процесс — вещь долгая и многоступенчатая. Какой этап в репетициях ваш любимый и как протекает подготовка к премьере?
— Знаете, самая любимая часть репетиционного процесса — это премьера, потому что все это наконец-то закончилось. Репетировать — это прекрасно, есть много хороших и приятных моментов, но ты не получаешь столько удовольствия, сколько получаешь его от выпуска. Когда выпускаешь спектакль, приходит понимание, что работа сделана, что общий труд и твой собственный имел большое значение и все это было не зря. И когда смотришь на творение рук своих, от этого и получаешь величайшее удовольствие. Поэтому самый мой любимый момент — это премьера, сдача спектакля, когда делаются финальные штрихи, когда все самые важные точки сходятся.
Поэтому, конечно, страшно, боязно, что может что-то пойти не так, что в голове все получается, а на сцене чего-то важного может не случиться. Но я надеюсь, что это не про нас. Однако вы же знаете, что такое театр: можно собрать грандиозных актеров, гениального режиссера, великого художника, и все это может не получиться. Такое бывает. Но в любом случае то, что у нас выходит, — это вещь профессиональная, осмысленная и не поверхностная. А успешным или нет будет спектакль, время покажет. Пока все складывается как нельзя хорошо.
С широко открытыми глазами
— Какое творческое открытие вы совершили для себя в процессе работы над «Вассой Железновой»?
— Каждый день делаю для себя следующее важное открытие: в нашем театре великолепные артисты. И те, кто работает у меня в спектакле, с кем я репетирую, — это самые настоящие молодцы. Думающие, ищущие, любопытствующие, профессиональные люди, причем и люди взрослые, и люди молодые. Они замечательные. Мое главное открытие —
это наша талантливая труппа.
— Что для вас становится решающим фактором в выборе материала, с которым вы будете работать как режиссер?
— Вообще, для любого главного режиссера большой удачей является совпадение его собственных интересов и нужд театра. На данный момент 80 процентов материала, который я выбираю для постановок, одновременно любопытен и мне, и подходит театру. Пожалуй, есть три главные составляющие, на которые я опираюсь при выборе литературной основы для спектакля: потребность театра, интерес зрителя и моя собственная вовлеченность. Замечательно, если три этих критерия совпадают. И мне очень везет, ведь зачастую именно так и происходит.
— Есть ли среди произведений Максима Горького такое, которое вы бы тоже хотели поставить?
— Горький — великий драматург. Велик он тем, что во всех его текстах присутствует синтез сердца и ума, из чего рождается полнота восприятия. «Васса Железнова» — одно из моих любимых его произведений — что первый, что второй вариант пьесы. Второй вариант мне кажется менее интересным по тому, как написано. Но по сюжету это тоже очень любопытно. Первый же вариант, на мой взгляд, написан тоньше. Поэтому, ставя «Вассу Железнову», я работаю именно с тем материалом, который мне дорог, который я люблю у Горького, который мне хотелось поставить. В целом было бы увлекательно поработать со всей его драматургией, поэтому сложно выделить какое-то произведение особо, тем более что сейчас я занимаюсь тем материалом, к которому меня тянуло.
— Какое напутствие можете дать зрителям, идущим на спектакль «Васса Железнова»?
— Нужно идти смотреть спектакль с широко открытыми глазами и широко открытым сердцем, без прищура. Смотреть с любопытством, впрочем, как и все другие спектакли, а самое главное — непредвзято. Не стоит ожидать, что вы увидите копию какого-то спектакля, поставленного ранее, не нужно ничего сопоставлять, заранее фантазировать. Нужно смотреть ту историю, которая будет разворачиваться у вас перед глазами, а не представлять ту, которая стояла перед вашими глазами, когда вы читали произведение. Чтение — это отдельный вид получения удовольствия от творчества, поэтому не нужно думать, что от чтения и просмотра спектакля вы испытаете одинаковые эмоции. Когда вы читаете, вы воображаете свою картинку; когда вы приходите на спектакль, то сталкиваетесь с воображением другого человека — режиссера, художника, актера. Мне кажется, что если спектакль хороший, то зритель и не отвлекается на свои собственные придумки, а работает только с сердцем, с умом, которые откликаются на увиденное на сцене.
На заметку. Премьера спектакля состоится 22, 23 и 26 мая.
Реклама, 16+
Автор: Настасья Пономарева
Кстати, в прошлом месяце в Краснодарском драмтеатре прошла премьера спектакля по пьесе Чехова «Чайка». Редактор «Краснодарских известий» Лилия Матонина рассказала о своих впечатлениях.