Газовая коррозия
Начало капитального ремонта одного из 22 основных городских фекальных коллекторов было намечено на 2032 год, однако несколько провалов, образовавшихся на участке Московской от Зиповской до 40-летия Победы в конце прошлого года и проведенные в связи с этим обследования трубопровода показали, что он сильно изношен в нескольких местах и точечным латанием дыр не обойтись, менять его на этом отрезке нужно полностью.
По сути, средний срок службы железобетонных труб в стране примерно 50-55 лет, затем начинается их массовый выход из строя, что, в принципе, у нас на сегодняшний день и происходит по ряду объектов, — рассказал на очередном еженедельном совещании депутатам гордумы гендиректор ООО «Краснодар Водоканал» Дмитрий Павлюченко.
В краевой столице около 83% горожан подключены к центральной системе водоотведения, которую эксплуатирует компания. Она обслуживает и использует две площадки очистных сооружений, 98 канализационных насосных станций, около 1300 км канализационных сетей различного диаметра. Около 100 км из них — сети большого диаметра (более 600 мм).

Хотелось бы сделать акцент на сетях большого диаметра, так как аварийные ситуации, которые влияют на большее количество абонентов, происходят именно на них, — пояснил Павлюченко.
Проведенные компанией обследования показали, что изношенность сетей в городе составляет около 85%. Какие-то участки коллектора могут прослужить еще 20 лет, а какие-то требуют незамедлительного ремонта. К сожалению, даже телеметрические роботы, запущенные внутрь сети, не могут показать полную картину. Например, они не могут сказать, насколько истончилась труба. Единственный на сегодня путь — разрытие.

Главной причиной изношенности сетей называют воздействие газовой коррозии. Это процесс разрушения материалов под воздействием агрессивных газов, содержащих химические компоненты, способные разрушать железобетон.
Срок замены сетей, которые были проложены в те самые две пятилетки в 60-70-х годах прошлого века, подошел в 2010-2020 гг. Работа эта ведется. Так, за последние пять лет полностью заменили коллектор на ул. Головатого, Энгельса, Октябрьской и др. Но нельзя ожидать, что такая огромная многомиллиардная работа будет выполнена в городе одномоментно.
Наверное, ситуацию можно сравнить со строительством школ и детсадов, еще лет пять назад «дефицитных» для нашего города. Если открыть «КИ» за 2020 год, наверняка найдем комментарии чиновников, где говорится, что массовое строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений невозможно. Сегодня же их возведение ведется рекордными темпами: в течение одного года открывается три десятка новых соцобъектов и еще столько же проектируется или строится. Время показало: если обозначить проблему, найдется и ее решение.

На все про все — два месяца
На сегодняшний день вопрос нового коллектора интересует жителей микрорайонов вдоль Московской больше всего, ведь в связи с его заменой им пришлось столкнуться с остановками движения трамваев и с перекрытием проезжих частей. Ремонт на Московской, на участке от Зиповской до 40-летия Победы, начался 3 января и, по словам Дмитрия Павлюченко, должен завершиться к 1 мая, как и было заявлено раньше
Для решения вопроса передвижения своевременно вводили дополнительные автобусные маршруты — например, нулевой автобус, который возил пассажиров от ул. Островского до ул. П. Метальникова. Но, как бы то ни было, жители ждут восстановления стабильного движения трамваев. По завершении первого этапа строительства коллектора, намеченном на конец февраля, трамваи должны будут ходить в бесперебойном режиме.
Параллельно с его завершением специалисты уже приступили ко второму этапу: прокладыванию 334 метров нового трубопровода с устройством пяти колодцев. До этого на участке были проложены железобетонные трубы, введенные в эксплуатацию в 1962 году. Сейчас их меняют на новые, полиэтиленовые, срок эксплуатации которых не менее 50 лет.
С 8 марта по 30 апреля стартует третий этап. Краснодар Водоканал заменит оставшийся участок и выполнит врезку в камеру на перекрестке ул. Московской и Зиповской. Стоит подчеркнуть, что под улицей Московской проходит только часть крупного городского коллектора, который обеспечивает водоотведение для северо-восточной части Краснодара. Трубы пролегают от улицы Солнечной до Садовой, пересекая Клиническую. На разных участках этой сети есть проблемные зоны, требующие немедленного вмешательства.

Жиры и мусор
Помимо реконструкции, модернизации и замены коллекторов, Краснодар Водоканал занимается промывкой труб, работа эта ведется ежедневно.
В среднем в год промывается 275 км трубопроводов, и это именно промывка специальной техникой, а не ликвидация засоров, — отметил Павлюченко.
Он обратил внимание на большую проблему — прочистку сетей, связанную с отложением жиров из общепита.
Объекты общепита в основном находятся на первых этажах жилых домов и зачастую подключены с нарушением правил. У них должен быть отдельный выпуск в канализацию, многие же канализуются через общедомовые сети, — отметил гендиректор ООО «Краснодар Водоканал».

Жировые отложения очень плохо влияют на сети, особенно мелкого диаметра, и дают большой объем засоренности в сетях, что ведет к негативным последствиям и фиксации засора.
Помимо этого, на проходимость и соответственно срок эксплуатации труб влияет и мусор, который работники компании извлекают из сетей во время их промывки. Каждый день на полигон вывозится около 10 тонн посторонних предметов, среди которых даже автомобильные шины.