Ребенок не заговорил вовремя? Срочно к логопеду!  Такой совет часто могут дать люди, знакомые с проблемой неговорящих детей лишь издалека.На самом деле, прежде чем с малышом начнет заниматься дефектолог, проводя диагностику и коррекцию речевых нарушений, необходимо пройти предречевую подготовку. Ведь на первом этапе логопеду работать не с чем, речи у ребенка еще нет. О том, как правильно научить малыша говорить, мы поговорили с нашими экспертами.

Фото: Денис Яковлев

«Золотой коридор» реабилитации

Светлана Зенкина, врач-невролог:

К сожалению, сегодня действительно очень много неговорящих детей. Самое главное, что нужно знать родителям, необходимо вовремя обращаться к специалистам. Чем раньше специалисты увидят таких малышей, тем большего эффекта смогут достичь, тем меньше вы будете иметь дело с дефектологами и логопедами. Не годами ходить на занятия, а быстрее откорректировать проблемы. Это называется «золотым коридором» реабилитации.

Ребенок не разговаривает. Почему? Для начала нужно отсеять эпилептическую активность. Возможно, были особенности в течении беременности и родов мамы. После диагностики выстраивается программа реабилитации. С такими детьми обязательно должны работать специалисты по физическому направлению — адаптивной и лечебной физкультуре, массажу. Затем подключаются дефектологи и логопеды.

При этом задача логопеда  не просто поставить звуки, а научить ребенка владеть языком, губами, щеками. Потому что у ребенка, возможно, слабый тонус мышц. Зачастую у таких детей есть проблемы с глотанием, жеванием.

Замечательно, когда дефектологи-логопеды также обучаются таким специальностям, как дисциплинарный педагог и психолог. Ведь специалист должен знать все этапы психического развития малыша. Очень полезен для таких детей логопедический массаж.

Расскажу на примере. Как-то на прием обратились с полуторагодовалым ребенком, который не просто не разговаривал, а ел только жидкую пищу. Он не мог даже кусать. Были выявлены причины: нарушение мышечного тонуса, координации (у малыша не сформировалась даже крупная моторика). Все это стало результатом поражения центральной нервной системы в перинатальный период, то есть во время беременности мамы. Ему составили программу реабилитации, подключились все специалисты: массажист, специалист АФК и ЛФК, дефектолог, логопед. Уже после первого курса, который составляет три месяца, у ребенка появилась речь. Конечно, история не была короткой. Ребенок наблюдался полтора года. После этого он спокойно пошел в детский сад, адаптировался в коллективе.

Светлана Зенкина. Фото респондента

«Давайте получим то, с чем будет заниматься логопед, а потом пойдем дальше»

Ирина Виноградова-Савченко, логопед-дефектолог, нейропсихолог, поведенческий аналитик, междисциплинарный педагог:

Очень важно понимать, что такое предречевая подготовка. Специалисты  часто объясняют родителям: «Вам не нужен логопед, вам нужна физкультура». Логопед — это десятая история в дальнем ряду. Ведь логопед — это специалист, который чистит звуки, речь. А если еще нечего чистить? Необходимо получить то, с чем будет заниматься логопед, а потом идти дальше. Это называется предречевой подготовкой. И эту формулировку знают все специалисты. Если пишут в направлении, что нужна предречевая подготовка, значит, надо поработать с мелкой и крупной моторикой, заняться ритмикой, проработать глазодвигательные функции.

Поэтому физкультура и сенсорная интеграция в реабилитации неговорящих малышей — это номер один. А вот когда ребенка немного стабилизируют, тогда к работе подключается дефектолог. Логопед же начнет действовать в последнюю очередь.

Логопеды используют в работе с детьми множество методик и технологий. Одним из средств работы является логопедический массаж. Он помогает артикуляционному аппарату закрепить нейронные связи, которые ребята сначала нарабатывают на лечебной физкультуре. Массаж — это активное механическое воздействие, которое меняет состояние речевого аппарата (сосудов, нервов, мышц, тканей). Способствует нормализации речи у детей, которые страдают речевыми нарушениями.

Ирина Виноградова-Савченко. Фото респондента

«Речь напрямую связана с движением»

Степан Сапожников, специалист АФК, ЛФК и сенсорной интеграции:

Переоценить важность лечебной физкультуры невозможно. Это фундамент развития. Речь напрямую связана с движением. Именно от движения в головном мозге строятся нейроны. С помощью движений получаются новые нейронные связи, которые дают мозгу необходимую информацию для выстраивания структуры речи. С помощью специальных занятий развивается мелкая и крупная моторика. К примеру, часто на реабилитацию приходят дети, которые не умеют ползать. Это связано с тем, что в младенчестве они пропустили этот период. Многие родители умиляются: мол, как здорово, ребенок просто встал и пошел. На самом деле хорошего тут мало. Фазу ползания пропускать нельзя. Если ребенок не ползал, значит, на занятиях с ним будут ползать в любом возрасте, когда он придет со своими проблемами. Нужно «доползывать» упущенное.

Важно знать, что ребенок должен пройти разные фазы. Напольную, вертикальную. И только потом — фазу «за столом». Если какая-то из них пропускается, значит, в школе возникает пробел: могут «полететь» внимание и когнитивные функции. Школьнику будет трудно усваивать информацию, у него может страдать математика, логика, внимание. Такие дети не берут информацию, не воспринимают инструкцию, недоделывают, недописывают слова, меняют буквы.

Поэтому хочется обратить внимание родителей: ваш ребенок не хочет ползать, а норовит скорее встать и побежать? Ползаем вместе с ним! Высыпаем игрушки, собираем на полу конструктор.

Степан Сапожников. Фото респондента

Дочка долго не хотела разговаривать

Наш постоянный эксперт, многодетная мама, руководитель детского дошкольного учреждения Марина Емельянцева, несмотря на свое педагогическое образование и опыт воспитания старшего сына, тоже пережила ситуацию, при которой ее дочь не разговаривала до трех лет.

Я — Марина. Мама как мама. Сегодня у меня уже трое детей, но поволноваться всех нас заставила средняя дочка Юлечка. Долго она с нами разговаривать не хотела. Много я разных историй слышала о детских проблемах, и в интернете на мамочек-блогеров подписана. Пути у всех разные. Читаешь и каждому ребенку мысленно здоровья желаешь.

Наша Юля слова «мама» и «папа» говорила с полутора лет. Остальное… показывала руками. Мой супруг тоже в детстве поздно начал говорить, и сейчас об этом факте помнят только родные, так как никаких последствий позднего запуска речи у него нет. И все же как мама и, кроме того, как педагог по первому образованию, прекрасно зная возрастную анатомию и психологию, я начала беспокоиться, ведь мой старший сын в этом возрасте  говорил уже много слов.

Естественно, мы с дочкой наблюдались у специалистов, занимались развитием мелкой моторики и, хотя, казалось бы, рано, стали ходить к логопеду, чтобы подключить артикуляционную зарядку. Так прошло еще 1,5 года.

Юля в общении с нами использовала звуковое мычание, и самое страшное, что мы уже привыкли так жить. Ведь мы все прекрасно ее понимали. С помощью своего «м-м-м» она могла объяснить что угодно.

Марина Емельянцева с дочерью. Фото респондента

Однако в три года неговорящим детям ставят диагноз «задержка речи», прописывая уколы. При этом результаты исследований показывали, что нашему ребенку давать серьезные препараты нет никакой необходимости. По всем законам природы Юля должна была уже заговорить. Но законы природы таковы, что здесь нет правил. По роду своей деятельности я встречала много детей — не с ограниченными возможностями, а с повышенными потребностями.

Конечно, окружающие мне сочувствовали, пытались поддержать, помочь, подсказать. Надо сказать, что дочь у меня еще и рослая. В свои три года она выглядела на пять, и это усугубляло ситуацию.

Естественно, наша семья изу-чила все возможные случаи, не исключая наследственности. В это время я уже ждала третьего ребенка. Не скажу, что я паниковала. Понимала, что мы семья, которая не находится в группе риска, не подвержена каким-то отягощающим факторам и воздействиям.

Помог счастливый случай. Одна знакомая навела меня на мысль, что причина может быть связана с родовой травмой. Дело в том, что у новорожденного мышцы и связки очень слабые, поэтому при нагрузках во время родов травмировать их очень легко. При этом очевидных последствий родовой травмы может и не быть. Но, независимо от ее тяжести, данное повреждение обязательно будет иметь последствия.

Мы записались на прием к соответствующему специалисту, где выяснилось, что у дочки зажата челюстно-лицевая связка. Скорее всего, это произошло именно во время родов. Прием прошел быстро и легко. Но молниеносных результатов я от него, безусловно, не ждала. После возвращения домой Юля подошла к старшему брату и попросила: «Огурчик!». Мы сели. Никто не мог поверить, что проблема решена. Сын говорит: «Да ладно, разве такое бывает?»

…Я прекрасно понимаю, что все случаи разные и мой не самый показательный. Слава богу, у нас все обошлось,  дочь прекрасно разговаривает и вообще растет артисткой. Возможно, из-за того, что в детстве привыкла общаться с помощью жестов, эмоций, движений. Сейчас это целая феерия, сопровождающая речь. Здоровья всем детям!

Ранее «КИ» писали, что почти у всех современных детей есть речевые дефекты. Выяснили, почему.