В Краснодаре за последние две недели произошло сразу три провала грунта на улице Московской. Из-за этого там не ходят трамваи. Пока краснодарцы шутят, что в городе начали строить метро, коммунальщики круглосуточно устраняют последствия ЧП. Рассказываем, почему обвалился грунт и как избежать подобных ситуаций в будущем.

Не метро, коллектор

Напомним, 27 ноября на улице Московской провалился грунт под трамвайными рельсами. Причиной стала протечка старой канализационной трубы, которую проложили еще в 1960-х годах, сообщил глава города Евгений Наумов. Стоки подмыли грунт под трамвайными путями, в результате обвалился верхний слой почвы.

Фото: Краснодарские известия

Из-за ЧП для проезда полностью закрыли квартал до улицы имени 40-летия Победы, в том числе для трамваев. Участок дороги от Зиповской до 40-летия Победы временно сделали двусторонним и пустили по нему автомобили и четыре автобуса для перевозки пассажиров к транспортному узлу в районе КубГТУ. В тот же день в образовавшуюся яму упал мужчина, который переходил трамвайные пути. Его доставили в больницу с вывихом плеча.

Утром 2 декабря в мэрии сообщили, что аварию устранили, но буквально через несколько часов на другом участке ул. Московской образовалась новая яма диаметром около четырех метров.

Фото: «Краснодар Водоканал»

Специалисты установили пневмозаглушку, чтобы исключить из работы поврежденный участок коллектора, завезли шпунты для укрепления стенок котлована. Восстановительные работы проводят сотрудники Краснодар Водоканала.

Инструментальное обследование коллектора проводили в 2019 году. Тогда выявили дефекты по колодцам, которые устранили. Специалисты также прочистили трубы для повышения пропускной способности. В мае 2024 года проводился точечный ремонт коллектора на пересечении улиц Московской и Зиповской,

— рассказал «Краснодарским известиям» директор по производству Росводоканала Краснодар Станислав Гераськов.
Фото: Краснодарские известия

Из-за ремонта трамваи по улице Московской не ходят уже больше недели. Маршруты № 5, 15, 21 и 22 едут через улицу Декабристов, а вагоны № 8 следуют до конечной остановки на пересечении Колхозной и имени 40-летия Победы.

По Московской запустили временный автобус № 0 «КубГТУ — Ул. им. Петра Метальникова». На маршруте работают шесть автобусов большой вместимости. Они ходят с 5:45 до 23:05 с интервалом 10 минут.

«Московская уходит под землю»

Утром 5 декабря провалы грунта продолжились. На этот раз рухнул тротуар на придомовой территории ЖК «Ривьера», на пересечении Московской и Зиповской. На снимках из соцсетей в образовавшейся яме видны канализационные трубы. В управляющей компании ООО «Электра» рассказали, что причина происшествия пока неизвестна. Сейчас сотрудники УК ищут подрядчика для ремонта. К работам планируют приступить 5 декабря. А пока дыру в пешеходной зоне оградили сигнальной лентой и конусами.

Фото: t.me/typodar

На фоне новости о том, что в Краснодаре недавно утвердили проект подземного скоростного трамвая, в соцсетях горожане шутят, что, судя по всему, работы уже стартовали:

«Реализация проекта подземного трамвая уже началась?»; «Когда задумал делать метро, и коллекторы уже сами себя начали рыть»; «В Краснодаре начали строить первую станцию метро – «Подмосковная», «Московская уходит под землю», — пишут пользователи.

Стоит отметить, что провалы грунта – это не особенность краснодарской почвы с якобы повышенной концентрацией воды, а природное явление, характерное для любого города. Да, в краевой столице действительно есть почвенные воды, но, по словам геологов, присутствуют они только на окраине города и в районе Краснодарского водохранилища.

Обвалы грунта называют карстовыми воронками. Они возникают, когда подземные воды размывают почву и земля проваливается в образовавшиеся пустоты, объясняет геолог Денис Вагизов. По его словам, разуплотнение грунтов идет все ближе к поверхности, а затем постепенно падает в воронку, как песок в песочные часы.

Большинство естественных провалов происходит в районах с большими залежами карбонатных пород, таких как известняк. В течение долгого времени подземные воды, протекающие через недра, могут растворять породу, создавая пустоты и открытые тоннели, значительно изменяющие характер потока подземных вод. Во-первых, они позволяют воде течь быстро, как по трубе, делая ее более эрозионной. Во-вторых, создают пространство для смывания почвы. При этих двух условиях любая почва, перекрывающая растущую воронку, рискует обрушиться изнутри, что в конечном счете приведет к провалу,

— уточнил Вагизов.

Геополимеры спасут от провалов?

Что касается обрушений грунта из-за утечек подземных коммуникаций, то происходит это так. Вода, движущаяся по трубе, способна вытеснить прилегающий грунт и унести его. При этом на поверхности нет никаких признаков. По мере вымывания почвы пустота под поверхностью увеличивается. В зависимости от свойств почвы этот процесс может занять от нескольких дней до нескольких лет, прежде чем кто-нибудь заметит проблему. Многие из краснодарских подземных коммуникаций проложены под проезжей частью. Асфальт часто действует как мост над провалом, скрывая пустоту внизу. Но в конечном счете он рухнет.

Чтобы в будущем избежать ситуаций, как на Московской, нужно не допускать переувлажнения почвы. Для этого необходимо следить за состоянием подземных коммуникаций и вовремя их ремонтировать. Во время ливней нельзя допускать скопления воды на поверхности: она должна быстро уходить в ливневку. В противной случае это также будет повышать риски просадки,

— добавил собеседник «КИ».

Кроме того, решить проблему обвалов грунта в наиболее уязвимых местах можно с помощью современных технологий, например, используя инъекции геополимеров. Они позволяют быстро и точно заполнить пустоты, уплотнить грунт, предотвращая дальнейшие осадки и провалы. Этот метод исключает необходимость раскопок, что значительно снижает временные и финансовые затраты. Геополимеры устойчивы к воздействию воды и химических веществ, обеспечивая долговременную стабильность и прочность грунта. При этом материалы, используемые в инъекциях, экологичны и безопасны для окружающей среды.