Мой дед Сучков Степан Трофимович был родом из уральских казаков. Родился в 1911 году в селе Андреевка Талды-Курганской области (сегодня Казахстан). По воспоминаниям бабушки, он был кавалеристом и на фронт ушел в 1941-м. По архивным данным, был минометчиком, в конце 1942 года пропал без вести.

В 1989 году я работал в Центре научно-технического творчества молодежи в Ташкенте. Тогда был организован обмен со студентами из Австрии. В Инсбруке устроили большую встречу с участием общества Советско-Австрийской дружбы, и мне поручили приготовить праздничный плов. С принимающей стороны в приготовлении (точнее, для записи рецепта) участвовала потомственная графиня фрау Элизабет (фамилии не помню). Она упоминала, что ее род берет начало от самих Габсбургов, но работала она обычным преподавателем политологии в местном университете. 

Мы разговорились об участии австрийцев в Великой Отечественной войне, общались на английском. Фрау Элизабет заметила, что далеко не все австрийцы поддержали аншлюс (аннексия Австрии в состав Германии в 1938 г.), что австрийцы опасаются второго аншлюса после объединения ГДР с ФРГ и падения Берлинской стены (в то время как раз шло юридическое оформление). 

Она вежливо спросила, воевал ли кто-то из моих родных в 1941-1945 годах.

Конечно! Мой дед Степан пропал без вести под Можайском.

Фото из личного архива А. Сучкова

После этих слов у сдержанной и манерной графини Элизабет случилась небольшая истерика… Она расплакалась и без всякого акцента произнесла:

Можайск, Мож-а-а-йск, Можайск!

И добавила какое-то ругательство на немецком. Оказалось, что ее отец тоже пропал без вести под Можайском в это же время. Он был рядовым пехотинцем, и его призвали на фронт.

Через несколько минут графиня успокоилась и тихо спросила меня:

Вы и ваша семья, наверное, ненавидите немцев?

Я ответил, что фашистов ненавижу, а к немцам и австрийцам отношусь так же, как и к другим нациям. К добрым людям — по-доброму, а к плохим — соответственно. Мы с фрау поплакали, выпили, не чокаясь, по 50 граммов тирольского шнапса. Помянули моего деда и ее отца. Самое страшное, что, возможно, они стреляли друг в друга, а теперь  лежат в общей могиле где-то под Можайском. В итоге мой папа и фрау Элизабет росли без отцов.

Она говорила, что у многих австрийцев, чьи предки воевали против СССР на стороне фашистов, есть огромное чувство вины перед советским народом. Это одна из самых позорных страниц в истории Австрии.

Плов из тирольских продуктов с альпийских лугов получился отменным. Только горечь слез и воспоминания о наших дедах вносили в праздник общества  Советско-Австрийской дружбы грустные ноты.

Сегодня, когда страны НАТО под руководством США опять провоцируют наши страны на большую войну, хочется сказать: «Одумайтесь! Потом будет стыдно и больно! Всем».