О том, что им нужно знать и к чему быть готовыми, «КИ» попросили рассказать начальника городского управления по вопросам семьи и детства Евгению Шкута.

Дайте себе и малышу время узнать друг друга

Евгения Александровна, как бы ни менялось общество, основные ценности по-прежнему закладываются именно в семье.

— Это действительно так. Дети, лишенные полноценного тактильного, эмоционального, вербального контакта с родителями, растут не всегда приспособленными, менее адаптированными, зачастую резкими, конфликтными, немотивированными на социальную активность. Опыт проживания сначала в неблагополучных семьях, потом в государственном учреждении формирует искаженное представление о понятиях «ценности», «семья», «любовь», «жизнь», «радость» и т.д. Поэтому замещающее родительство является актуальным решением проблемы жизнеустройства ребят, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. Особенно это важно для детей с особенностями развития и подростков. К сожалению, чем старше становится ребенок, тем больше падает шанс на  его усыновление, особенно если он имеет ограниченные возможности здоровья.

Радует, что многие краснодарцы решаются стать приемными родителями. Посоветуйте, как им правильно себя вести, чтобы маленький  человек в новой семье чувствовал себя комфортно. 

— Важно помнить, что первые дни могут стать большим стрессом как для детей, так и для взрослых. Поэтому главная рекомендация в этот период: относитесь к ребенку и к самим себе особенно внимательно, не форсируйте события, не надевайте розовые очки («Я сделал доброе дело. Дальше — только счастье»). Не торопитесь собирать родственников и друзей для знакомства и шумного праздника. Не спешите задаривать малыша подарками и впечатлениями от развлекательных поездок. Постарайтесь несколько месяцев спокойно провести в узком семейном кругу, чтобы он мог освоиться и не торопясь усвоить правила жизни в новой семье.

Появление приемного ребенка — это только начало. Впереди еще многое предстоит: сделать ему регистрацию, прикрепиться к поликлинике по месту жительства, организовать досуг маленького человека с учетом его склонностей и интересов. Обязательно нужно уточнить перечень федеральных и региональных льгот и выплат, которые вам полагаются.

Если в семью взяли малыша дошкольного возраста, стоит ли его отдавать в детский сад или лучше взять няню на период адаптации?

— Это каждая семья решает индивидуально. Как правило, дома ребенка и центры помощи детям размещаются в зданиях бывших детских садов, что может напоминать малышу на подсознательном уровне его прошлое в государственном учреждении. С одной стороны, это неплохо, среда ему покажется знакомой, а потому привычной и безопасной. А с другой — эмоционально для него ничего не поменяется: снова чужие люди, шум, сменные воспитатели. Это может помешать формированию привязанности и осознанию того, что теперь у него есть свой собственный дом и свои родители. А может и активизировать страх: «Вдруг за мной не придут, не заберут домой  и есть ли смысл привыкать к этим людям?» Если актуален вопрос с няней, важно понимать, к кому больше привыкнет ребенок: к няне или приемной маме? Оптимально будет взять отпуск, во время которого вы сможете лучше узнать  нового члена семьи.

Если говорить о посещении развивающих занятий, развлекательных кружков, как лучше поступить?

— Тоже важно не спешить. Если он ранее посещал какую-либо студию, кружок и скучает по любимому занятию, то, конечно, привычная творческая или спортивная деятельность послужит плюсом в период адаптации. Если никуда не ходил и пока ничем не интересуется, дайте ему время освоиться в новой обстановке и привыкнуть к вам. Когда окружающий мир станет для него знакомым, а значит, безопасным, он сможет наконец-то переключиться на развитие и усваивать новые навыки.

Евгения Шкута. Фото респондента

Кровные узы: вред или благо?

Евгения Александровна, один из первых вопросов, который мучает приемных родителей: говорить или не говорить о том, что малыш неродной. Можете дать совет, как лучше поступить?

— Даже если вы взяли в семью младенца, которому всего несколько месяцев, то, когда он подрастет, не стоит утаивать от него, что вы приемные, а не биологические родители. Чем младше ребенок, тем легче он воспримет эту информацию, т.к. ему еще не с чем сравнивать. Если вы с самого начала не станете делать из этого секрета и расскажете о его появлении в вашей семье как о чем-то естественном и положительном, то и реакция малыша будет соответствующей. Так что лучший возраст для раскрытия тайны — это возраст первых вопросов из серии «Откуда я появился?».

Есть тематические сказки, например, «Сказки про Марту» детской писательницы Д. Сабитовой: «Клад» — для детей 3-6 лет, сказка «Музей» рассчитана на возраст 6-9 лет, когда дети начинают интересоваться деталями. Можно воспользоваться помощью специалистов управления по вопросам семьи и детства администрации города.

Можно вместе сделать «Книгу жизни», благодаря которой его история — как он пришел в вашу семью — станет для него более ясной, перестанет его пугать и мешать добиваться успехов в новой жизни.

Еще одна болезненная тема — общение ребенка с кровными родственниками. Наверняка придет время, когда он захочет узнать о них побольше и, возможно, встретиться с ними.

— Важно, чтобы вы имели свою четкую позицию по этому вопросу. А чтобы ее выработать, можно проконсультироваться со специалистами управления по вопросам семьи и детства. Если ребенок под опекой, встречи с кровными родственниками возможны, правда, только в интересах малыша (п. 5 ст. 148.1 Семейного кодекса: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка»).

Если же такое общение ему вредит, нарушает душевное спокойствие — ограничивайте контакты. При этом постарайтесь, чтобы у малыша не сложилось впечатления, что приемные родители запрещают встречи с кровной родней «из вредности», иначе у него возникнет внутренний конфликт. Это нужно делать с помощью третьих лиц, лучше психологов или грамотных социальных работников, которые объяснят ему, почему не получится увидеться с мамой или бабушкой (например, по причине болезни, ведь алкоголизм — это болезнь).

Еще один важный вопрос в процессе воспитания приемного сына или дочки (как, впрочем, и кровного): что делать, если не все идет так, как хочется?

— Для восполнения жизненных сил нужно использовать все возможности: полноценно и регулярно отдыхать, быть внимательным к своим переживаниям и эмоциям, общаться с близкими по духу приемными родителями как онлайн, так и лично. Не позволять себе забывать о своих увлечениях и хобби, о вещах и занятиях, которые доставляют вам радость и придают сил. По возможности приобщайте ребенка к совместному досугу, открытому диалогу с вами.

Какой бы еще совет вы дали взрослым, которые приняли решение взять сына или дочку?

— Помнить, что возрастные кризисы у приемных детей могут проходить более болезненно, чем у ребят, которые с рождения воспитывались в родной семье. В этот период нужно обратиться за поддержкой и помощью к специалистам. Не думайте, что это проявление слабости и признание своей родительской несостоятельности. Напротив, зрелый родитель всегда ищет дополнительные возможности и ресурсы в процессе воспитания.

Какие шаги должны сделать взрослые

1. Первые недели по возможности соблюдайте режим того учреждения, в котором жил малыш. При этом помните, что в кровной семье, возможно, он вообще не имел никаких правил. Будьте терпеливы, внимательны. Проявляйте гибкость в общении.

2. Ограничьте посещение друзей и родственников, пока ребенок не привыкнет к вам и новым правилам.

3. Не торопите события. Помните про периоды адаптации, не перегружайте маленького человечка новыми впечатлениями.

4. Вводите правила поведения в семье постепенно, по мере усвоения предыдущих, объясняя, почему нужно делать так, а не иначе. Помните, ребенку легче воспринимать информацию в игровой форме по принципу: «От простого — к сложному».

5. Не проявляйте излишней принципиальности в питании. Отношение к еде у малыша может быть двояким: категорически отказываться от полезнейших на ваш взгляд продуктов или привычного для вашей семьи меню, но механически и бесконтрольно поедать все, что находится в свободном доступе. Скорее всего, у него просто еще не сформирована культура питания. Договаривайтесь.

6. Выработайте свой стиль взаимодействия с новым членом семьи.

7. Помните: как правило, дети нуждаются в установлении как личных границ, так и границ окружающих, так как в кровных семьях этого могло не быть.

8. В случае возникновения нештатной ситуации постарайтесь не взрываться, не говорить о своем разочаровании. Обратитесь к специалисту управления по вопросам семьи и детства администрации города за помощью и поддержкой.

Три стадии адаптации

  1. «Знакомство», или «Медовый месяц»

Психологическая ловушка в том, что в этот период часто отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь. Малыш испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Они ощущают и радость, и тревогу, и нетерпение одновременно. Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил гладко и быстро. В действительности же  в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений.

Есть еще две ловушки этой стадии: завышенные ожидания друг от друга и уверенность, что ребенок должен чувствовать благодарность, что вы его взяли в семью. Важно помнить: вы самостоятельно приняли решение стать приемными родителями. Если оно было продиктовано желанием сделать что-то хорошее, доброе, то все пойдет естественным путем. Главное, чтобы ожидание благодарности не стало ведущим мотивом принятия малыша в семью.

2. «Возврат в прошлое», или «Регресс»

Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок. Начался кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок по привычке пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Может происходить очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек малыша. Иногда в этот период он регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут возникать необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Иногда отмечается возврат фактов энуреза, вредных привычек. Ловушка этой стадии — резкое разочарование друг в друге.

3. «Привыкание», или «Медленное восстановление»

Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми, вести себя так же естественно, как родной, принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. В случае нестандартной ситуации ищет защиту и помощь у вас.

Автор: Ася Бушкова

Ранее «КИ» делились советами многодетной мамы, как воспитывать дочерей и сыновей.