Театр драмы им. Горького начинает сезон со спектакля «Бесприданница». Над постановкой работает режиссер Тимур Насиров в тандеме с художником Константином Соловьевым. Чем трагедия XIX века созвучна нашему времени? Вы ошибались, если полагали, что Карандышев — это воплощение тщеславия, а Паратов — олицетворение шика!
«У Рязанова получился плохой фильм»
— Тимур, у Островского много пьес, почему выбрали «Бесприданницу»?
— Мне позвонил главный режиссер Арсений Фогелев и сказал, что театру нужна именно эта пьеса. Я согласился. Хотя, не скрою, сомнения были.
— Потому что история женская?
— Потому что сцена большая, а «Бесприданница» — для камерной площадки. Константин Соловьев суперпрофи и знает, что нужно делать. Чем больше погружаюсь в историю, тем яснее вижу, что это мужской мир и в нем нет места чайке по имени Лариса. Обратите внимание, что в пьесе Островский ни разу не упоминает, что она Огудалова от слов «огудать» — обмануть. Мать — да, Огудалова. Главная героиня только Лариса или Лариса Дмитриевна. Имя выбрано автором неспроста.
— Зритель будет сравнивать постановку с «Жестоким романсом». Спектакль
«12 стульев», премьера которого состоялась в декабре, проиграл фильму.
— Сравнивать будут, безусловно. Меня успокаивает, что «Жестокий романс» — фильм плохой.
— Неожиданно! Обоснуйте.
— В лучшем случае это иллюстрация к Островскому. Там нет разбора, но есть рабское следование за сюжетом. Поясню. Карандышева зовут Юлий. А кто такой Юлий? Потяните за ниточку.
— Цезарь.
— Правильно. Мать Карандышева, в отличие от его отца, была девушкой образованной. Она назвала сына Юлий, а то общество малограмотных людей, через слово использующих мат, в котором они с мальчиком живут, никогда даже не слышало, кто такой Юлий. Как тетка Карандышева. У нас в спектакле ее не будет. Этот персонаж необходим в пьесе для того, чтобы читателю стало понятно, в какой нравственной темноте вырос герой. И вдруг в его жизни появляется Лариса… Это безумная любовь! В фильме этого ничего нет.
— Но там подчеркнуто, что он вращается в элитарном обществе, которому не соответствует.
— Если Андрей Мягков хорошо играет в «Иронии судьбы», то в «Жестоком романсе» он играет то же самое, только плохо, потому что роль не налезает на этого очаровательного пьяницу. В Ларисе — спасение Карандышева.
— У Рязанова в основе лежит тщеславие.
— Вовсе нет. Юлий Капитонович по капле выдавливает из себя раба, своего жуткого папу: здесь я провожу параллель с Чеховым, который тоже обвинял своего родителя в том, что он мать в гроб вогнал. Карандышев с ужасом понимает, что становится таким же, а Лариса — это шанс! Только Чехову удалось выдавить из себя раба, а Юлию — нет.
«Паратов тоже бесприданница»
— Акцент в постановке делаете на Карандышеве?
— Интересны Кнуров и Вожеватов, два хозяина города, для которых люди — марионетки. Все делается с их молчаливого согласия и не делается, если такового нет. Пьеса начинается с того, что они расставляют фигуры, и заканчивается тем, что они делят Ларису. Это они —
главные. Мало того, другие герои даже не догадываются, что эти двое подталкивают их к каким-то шагам.
— А каков красавец Паратов?
— Не «мохнатый шмель» уж точно, и никакого отношения Никита Михалков (а артиста часто олицетворяют именно с Паратовым) к этой роли не имеет. У Островского Паратову под 40, а по нашим меркам — это за 50. Он был бонвиваном, женщины бросались ему на шею, но его мужская стать уходит, он разорился к тому же, и если сейчас не женится, то никакая дама за него не пойдет. Он тоже бесприданница. Но если Ларису продают против ее воли, то он продает самого себя ради золотых приисков. Он такая же марионетка, хотя и человек-праздник. Но фейерверк закончился, и никаких следов не осталось.
— В главной роли Анастасия Поддубная. Как подбирали актеров?
— Ориентировался на мнение Арсения Владимировича, знакомился с труппой, спектакли смотрел. Подбор актеров — это всегда непросто.
— Почему у вас заявлен один состав?
— Во-первых, нет времени делать два, а во-вторых, мне кажется, что у нас правильная и точная Лариса. Роль хорошо легла на Анастасию Поддубную.
«Выход — смерть»
— Часто дочь копирует судьбу матери. Лариса похожа на свою мать?
— Лариса и ее мать Харита — настоящие таборные цыганки. Но у Хариты в жизни случилась великая любовь — Дмитрий Огудалов, который, наплевав на свою репутацию, вытащил ее из табора и женился. Тогда это было все равно что жениться на актрисе или сумасшедшей.
— Дочери выросли в любви, но все — несчастные. Почему?
— Муж умер, и Харите пришлось снова хитрить, выкручиваться. Она никто в этом мужском мире, но изо всех сил «огудает» всех, чтобы выжить. Но не сложилось.
— Луч света в темном царстве будет?
— Смерть — это выход. Вы заметили, что Островский все время сравнивает Ларису и Катерину из «Грозы»? Но в отличие от Катерины Лариса не может покончить жизнь самоубийством: то ли сил не хватает, то ли, наоборот, сил слишком много, ведь она дочь своей матери, такая же жизнелюбивая.
Ни джинсов, ни пижамы
— Есть зрители, которые опасаются, не окажется ли новая «Бесприданница» авангардной.
— Будет классика. Зритель хочет классики — он ее получит, но пусть потом не обижается.
— Лариса в джинсах не выйдет на сцену?
— Ни джинсов, ни пижамы. Вот это излюбленное массовым зрителем в соответствии с эпохой… Такого в театре не бывает никогда. Делал спектакль на Сахалине, где у меня была замечательный художник по костюмам, но, как выяснилось, исторические костюмы никто не умеет делать. Приглашали специального технолога, который пояснял, как шить исторический фрак, но там пришлось идти на сплошные компромиссы.
— Судя по всему, скучно не будет.
— Новый спектакль — это риск. Ты можешь выиграть, а можешь все проиграть. Актеры в театре замечательные, я потрясен. Работают над ролью дома и приходят на репетицию со своими мыслями. Это так редко встречается. Думаю, у нас все должно получиться.
— Вы живете в Питере, ставите по всей стране. Как вам Краснодар? Жара не мешает работать? Мы здесь просто с ума сходим.
— Очень нравится. Я родом из Баку, и мне так не хватает солнца и вкусных помидоров. В южных городах каждый год все сходят с ума из-за жары. А приезжают туда, где солнца мало, и начинают скучать. Так устроены люди.
Премьера 15, 16, 17 сентября 2023г. Реклама. 16+