Красивые, подтянутые, в стройотрядовских куртках собрались за круглым столом настоящие герои своего времени. Это они прокладывали железнодорожные пути, строили тоннели и мосты, поселки и города посреди непроходимой тайги, в условиях жесточайших морозов. Жили в палатках, вагончиках, времянках. А сегодня все как один отмечают: это было лучшее время в их жизни. Своими воспоминаниями ветераны поделились с молодым поколением.
Вскочила на подножку уходящего поезда
Почетными гостями «Встречи поколений» стали ветераны-строители Байкало-Амурской магистрали, руководители органов исполнительной власти, журналисты — авторы материалов о всесоюзной стройке века, молодые депутаты, представители Центра молодежных инициатив, Кубанского союза молодежи, Российского союза сельской молодежи, #МЫВМЕСТЕ, российских студенческих отрядов, Движения первых и Юнармии. На мероприятии ветеранам-строителям вручили памятные медали Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество».
Многие тысячи кубанцев — профессиональных строителей, добровольцев, прежде всего молодых людей — отправились по призыву руководства страны и зову сердца «строить путь таежный».
Вера Конинская (ныне Демочкина) стала одной из двадцати первых жителей Кубани, которые поехали строить БАМ прямо с XVIII съезда комсомола. Именно там 27 апреля 1974 года была объявлена новая Всесоюзная комсомольская стройка — Байкало-Амурская магистраль. Со съезда на строительство отправился первый поезд со стройотрядом из делегатов.
Вера Григорьевна в отряд «Кубань» попала, словно вскочила на подножку уходящего поезда. Так получилось, что в последний момент у одного из кубанских делегатов отозвали путевку, так как он нарушил одно из условий — быть холостым. Женился за неделю до отправки в Москву на съезд. Конинской тогда было всего 19 лет, но она, не сомневаясь и секунды, тут же согласилась на предложение догнать наш отряд.
Впечатлила Москва, в которой я оказалась впервые. Обстановка на съезде непередаваемая: мы в форме, в центре внимания. Всем нам вручили книги «Через тернии к звездам». Я собрала в этой книге кучу автографов знаменитых людей, которые были на съезде,
— вспоминает Вера Григорьевна.
Кубанцы сошли с поезда последними — в далеком Шимановске, где предстояло строить комплекс заводов строительных материалов для всего БАМа. Работали с бетоном, заливали фундамент. После Шимановска Вера Григорьевна работала радистом в воинской части, метеорологом в Хабаровском крае, Амурской области. Сейчас проживает в городе Гулькевичи.
В региональном списке сегодня более 1200 бамовцев
При поддержке председателя ЗСК Юрия Бурлачко организовал встречу бамовцев координатор БАМовского содружества в Краснодарском крае, депутат ЗСК Виктор Чернявский. В 1981 году он в составе студенческого строительного отряда «СКИФ» истфака Кубанского госуниверситета работал на возведении и благоустройстве объектов города Усть-Кут. Сегодня в своем аккаунте ВКонтакте Виктор Васильевич публикует уникальные воспоминания и фотографии бывших кубанских бамовцев, материалы из газет того времени — «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани».
Более года назад, в преддверии празднования 50-летия начала строительства БАМа, во всей стране началась подготовка к этому юбилею. В Краснодарском крае была развернута широкая работа по поиску кубанцев, работавших на строительстве. Активно включились в эту работу сотрудники краевой библиотеки им. А.С. Пушкина и научной библиотеки КубГУ, Центра документации новейшей истории Краснодарского края и краевого Госархива. Студенты-архивоведы факультета управления и психологии Кубанского госуниверситета провели большую исследовательскую работу.
Сегодня в региональном списке более 1200 бамовцев. К печати готовится книга с воспоминаниями участников великой стройки. В книгу вошли все отряды, все организации и направления, все участки БАМа,
— рассказал Виктор Чернявский.
В апреле Виктор Васильевич возглавил делегацию кубанцев, которая приняла участие в торжествах, посвященных 50-летию БАМа, в Кремле. Наша делегация явно выделялась среди участников торжества, все кубанцы были одеты в стилизованные стройотрядовские куртки.
«Меня, как цыпленка, за капюшон скинули в сугроб»
В книге, которая в эти дни готовится к печати, есть целая глава, которая посвящена детям БАМа. Ведь там, как и везде, рождались семьи. А вот Альбина Вершкова юной девушкой отправилась на БАМ к отцу.
Отец, Иван Иванович Черняков, уехал на стройку 1 июля 1976 года. А я — в августе 1979-го, после окончания школы. Встречал он меня за 300 км от станции Даван. Он работал осмотрщиком по ремонту вагонов, поэтому мы добирались на тепловозе, в кабине, вместе с ведущей бригадой. Преодолеть перевал Байкальского хребта было делом не из легких. И если тормоза не удержат, то поезд может разнести под гору. После подъема на самую вершину локомотив должен прокачивать тормоза при спуске, через определенный участок снова и снова останавливаясь для прокачки. Но вот на каком-то участке тормоза не послушались, поезд стал набирать скорость… А по бокам везде скалы! Выбрав какую-то песчаную площадку меня, как цыпленка, за капюшон скинули в сугроб, а следом выпрыгнул мой отец и остальные немногочисленные пассажиры тепловоза. Последний же перекинулся набок. Это было мое бамовское крещение,
— рассказала Альбина Ивановна.
А далее начались будни. Первое время девушка спала в самодельной кровати в вагончике-инструменталке.
Жить было сложно, но на это как-то не обращали внимания. За ночь вагончик полностью засыпало снегом, поэтому пристраивали тамбур, чтоб дверь открывать вовнутрь и копать тоннель — выход продвижения. Устроили меня станционным рабочим, а маму, Нину Ивановну, — дежурной стрелочного поста.
Ветеран труда Альбина Вершкова за свой труд получила медаль «За строительство БАМА». В 2013 году вышла на пенсию, а в 2018 году приехала в хутор Коржевский Краснодарского края. По ее словам, жизнь у нее удалась и она абсолютно счастлива.
«Пели песни и понимали, что трудности — это временно»
Как известно, за регионами Советского Союза были закреплены конкретные объекты — города и железнодорожные станции. Были образованы специализированные строительные предприятия, набиравшие специалистов для работы на БАМе. В Краснодарском крае это было СМУ «КраснодарБАМстрой». Зоной ответственности кубанцев стал городок Усть-Кут с самой западной точкой БАМа — станцией Лена.
В состав делегации, которая этой весной побывала в Кремле, был и ветеран «ГлавБАМстроя» Владимир Сабуров. В августе 1974 года ему было 27 лет. Он окончил Всесоюзный финансово-экономический институт, работал в Челябинске заместителем управляющего конторой материально-технического снабжения.
С самого начала Владимиру Николаевичу поручили самый ответственный участок работы на центральном участке БАМа: организовать приемку и выгрузку вагонов на станции Сковородино. Из-за простоя вагонов практически парализовало работу Забайкальской железной дороги. А поток грузов рос, увеличивался. Сабурову удалось наладить процесс. Люди трудились сколько требуется, сроки выгрузки вагонов были минимально возможными, зарплата — весомой (доходила до тысячи рублей в месяц). И это только частичка бамовской деятельности Владимира Николаевича.
Каждый раз, когда мы с друзьями собирались, всегда пели комсомольские песни. Были одержимы идеей — быстрее построить БАМ и понимали, как важно это для нашей страны — и в экономическом, и в политическом плане. Никто не жаловался на бытовые трудности. Все понимали, что это временно,
— вспоминает Сабуров.
Работы отменяли лишь при -60 градусах
С песней и стихами по бамовскому пути прошла и Ольга Сергань. В 1981 году она с годовалой дочуркой отправилась к месту службы мужа Анатолия.
И вот мы на другом конце нашей огромной страны. Словно на другой планете! Двадцатые числа августа, но под ногами — снежная каша. Тот августовский снег вскоре, конечно, растаял. Но уже к концу сентября снег лег на землю белоснежным зимником до самого мая. В Тынде мы двое суток прожили в общежитии для военнослужащих. Там было несколько семей офицеров, тоже приехавших по распределению. Затем в штабе были подписаны требуемые документы, и мы отправились в Путевой батальон, который стоял на 41-м километре от Тынды,
— говорит Ольга Юрьевна.
По ее словам, строительство железной дороги в таких суровых условиях — очень сложный процесс.
Работы на ветке велись практически круглые сутки, их отменяли лишь при -60. Но это было редкостью. «Работа — план, и так весь БАМ!» — говорил наш главный инженер, о котором мой муж и все его подчиненные отзывались с огромным уважением. И солдаты, и офицеры в такую зимнюю стужу работали по десять минут, меняясь взвод за взводом, чтобы согреться у костра. Обжигая при этом валенки, рукавицы, лица.
Три года назад у Ольги Сергань вышла книга, куда вошли стихи, в том числе о БАМе.
История длиной в жизнь
Сегодня уже известно, что БАМ не только прошлое, но и настоящее и будущее нашей страны. По мнению Виктора Чернявского, в наши дни задача ветеранов великой стройки не просто пойти в студенческие, школьные аудитории, не просто рассказать, как это было. Главная миссия — донести до молодежи простую мысль: каждое поколение имеет возможность совершить что-то важное для страны, заложить фундамент для новых свершений.
В процессе диалога один из молодых активистов задал вопрос: «Что вас побудило участвовать в стройке Байкало-Амурской магистрали?» В один голос ветераны-строители ответили: «Романтика!» И действительно, в перерывах между работой шла обычная жизнь: дружили, заводили семьи, растили детей и отмечали праздники. Для них БАМ — это не только история развития нашей страны, но и история всей их жизни. Как заметил один из участников встречи, на БАМе не было национальностей, «все были единой семьей, родными людьми». Там и появилась новая национальность — бамовец.
Кстати, весной краснодарские бамовцы встретились за круглым столом в Доме молодежи. В течение года у бамовцев запланировано множество мероприятий.