Соседи разделились на два лагеря: лояльные к местному ТСЖ и жаждущие его свержения с последующим переходом под руководство управляющей компании. Что не так с организацией, которая более 30 лет стоит во главе дома, и как действовать жильцам в подобных случаях?
«В моей спальне воняет даже из розеток»
Варвара стала собственницей квартиры полтора года назад. Со времени своего переезда — более полугода — она ведет борьбу с ТСЖ. По ее словам, предвестником затяжного конфликта стал отказ выдавать ей ключ от дворового шлагбаума. Уже тогда женщине пришлось писать первые жалобы на имя председателя.
— Не все такие боевые, как я, многим ключи так и не выдали. Некоторым проще поменять место жительства, чем разбираться,
Ситуация обостряется взаимным недовольством: старожилы в лице членов правления ТСЖ называют активистку «пришлой», обвиняют ее во лжи, нарушении покоя и даже мошенничестве, а Варвара считает, что большинство жильцов просто-напросто боится перемен и намеренно закрывает глаза на многочисленные проблемы их жилищного обустройства ввиду незнания дела и недостатка времени. И те и другие пытаются агитировать нейтрально настроенных жильцов путем развешивания листовок, объявлений, а порой и откровенного выкрикивания личного мнения на всю округу.
Есть и факты, не вызывающие споров среди жильцов. Это запах из канализации, заполонивший этажи с первого по девятый. Причина — пятый за месяц засор. Кроме того, собственников не устраивает отсутствие текущего ремонта, уровень поддержания чистоты в подъезде и на придомовой территории, пустые информационные стенды, тусклое освещение.
— В моей спальне воняет даже из розеток. Пришлось заклеить их пакетом,
По мнению председателя Татьяны, это не иначе как диверсия, ведь подобных случаев за все 16 лет своего правления женщина не встречала:
— Находим в трубах пустые пакеты, средства личной гигиены. Из-за этого коллектор забивается, и все отходы идут в подвал. Только откачали воду — через неделю снова, причем сразу в трех подъездах. Это провокация!
Тысяча и один вопрос к председателю
Среди наиболее острых претензий Варвары и ее сторонников к ТСЖ: необоснованное завышение тарифов на электроэнергию и газоснабжение, отказ в предоставлении документов и крупные долги перед ресурсо-снабжающими компаниями. Так, для проведения общего собрания жильцов женщина запрашивала у ТСЖ реестр собственников. Согласно Жилищному кодексу РФ он содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений и размер принадлежащих им долей.
Правление обязано в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику реестр. Однако, как утверждает Татьяна, ТСЖ имеет право предоставлять жильцам только устав, квитанции и финансовый годовой отчет. Остальное, по ее словам, предназначено для проверки ревизионной комиссией. Это объяснение противоречит части 3-й статьи 143.1 ЖК. Кроме того, лично Варваре документы не выдают на основании некоего постановления правления. На соответствующие предостережения и штрафы Государственной жилищной инспекции ТСЖ не реагирует.
Предостережения поступали и по поводу «недопустимости нарушения обязательных требований при расчетах за потребленную электрическую энергию в жилых помещениях на коммунально-бытовые нужды». По словам активистов, тарифы завышали 9 лет. Председатель объясняет это дифференцированным по времени суток общедомовым учетом электроэнергии, согласно которому с жильцов и взималась плата.
«Исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией по такому общедомовому прибору учета вне зависимости от наличия в помещениях дома индивидуальных приборов учета» — так сказано в документе, который подкреплен печатью ТСЖ. Однако обоснование Татьяны идет в разрез с соответствующими предписаниями департамента государственного регулирования тарифов. (Копию документов предоставила Варвара).
Инициативная группа, которая выступает за свержение ТСЖ, кроме прочего жалуется на долг их дома перед ресурсоснабжающей организацией в размере более 2 млн рублей. По словам председателя, все дело в злостных должниках, которые на протяжении пяти лет не платили вовремя за коммунальные услуги: энергосбытовая компания неоднократно подавала в суд, а тот, в свою очередь, начислял пени. По итогу — долг, который теперь автоматически снимается из средств на содержание жилья. Подтверждающие документы Татьяна не предоставляет.
«Смуты и скандалов мы не хотим»
Юрий проживает в доме уже 30 лет. В конфликте он поддерживает ТСЖ:
— Мы хорошо жили, никто никого не притеснял, проблем не было. Как только сюда переехала Варвара, в нашем внутреннем государстве произошел разброд! Она взбаламутила людей, переломала устои. Считаю, что наш дом ничем не хуже других. Да, много должников, сейчас проблемы с канализацией, но это все решаемо. А смуты и скандалов в такое и без того неспокойное время мы не хотим.
Иного мнения придерживается местный житель Руслан:
— ТСЖ пользуется тем, что нет механизмов, способных обязать его к чему-либо, а потому предостережения игнорирует, информацию не разглашает. Все на совести, а совести-то нет. Считаю, что переход в управляющую компанию — единственный выход из ситуации.
Удастся ли соседям прийти к согласию, — вопрос открытый. Между тем подобные столкновения в системе жилищно-коммунального хозяйства не редкость. «КИ» поговорили с экспертами и узнали, возможно ли достичь согласия в спорах между ТСЖ и собственниками.
Правда за большинством
Как правило, исход зависит от самих жильцов, однако решающее значение в данных вопросах имеет принцип большинства.
— Если существенная часть собственников многоквартирного дома недовольна деятельностью ТСЖ, то нет никаких преград для смены формы правления и перехода в управляющую компанию: достаточно инициировать общее собрание жильцов согласно Жилищному кодексу и поставить данный вопрос на повестку. При наличии конкретных фактов того, что ТСЖ нарушает порядок содержания общедомового имущества, инициативная группа вправе обратиться к нам в управление. Мы проведем соответствующую проверку. Если же нарушения выявлены в сфере финансовой отчетности, следует обращаться в Государственную жилищную инспекцию,
По словам председателя Межрегиональной гильдии управляющих компаний в ЖКХ Ирины Павлович, по статистике из общего числа ТСЖ в нашей стране лишь 12 процентов товариществ добросовестно исполняют свои обязанности.
— Управляющие компании работают по лицензиям и в случае нарушений платят большие штрафы — от 250 тысяч рублей, тогда как для ТСЖ они минимальны — в среднем 5 тысяч. Зачастую председатели правления пользуются этим. Кроме того, в рамках тарифа УК предоставляют жильцам полный спектр общедомовых услуг: текущий ремонт, обслуживание инженерных систем. ТСЖ на эти нужды, как правило, собирает с собственников дополнительные деньги, что в принципе недопустимо,
Председатель пояснила, что повышения цены на коммунальные услуги жильцам бояться не стоит: эти платежи являются транзитными и регулируются государством, а потому не меняются при смене формы правления.
Также Ирина Феликсовна подчеркнула, что согласно ЖК РФ любой собственник имеет право провести общее собрание по изменению формы управления. Поддержат ли инициатора соседи, — вопрос другой. В ситуации с ТСЖ все зависит от итогов голосования жильцов за переход в управляющую компанию, которое состоится в марте. Кроме того, в Управлении министерства внутренних дел России по Краснодару сейчас проходит проверка по факту выявления неправомерных действий со стороны председателя правления.