zhiltsy 10591ba228 Краснодарские известия
По словам местного жителя Алексея (на фото в центре), «канализационный запах в подъезде стоит жуткий». В этом он солидарен с активисткой дома Варварой (слева). Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Соседи разделились на два лагеря: лояльные к местному ТСЖ и жаждущие его свержения с последующим переходом под руководство управляющей компании. Что не так с организацией, которая более 30 лет стоит во главе дома, и как действовать жильцам в подобных случаях?

«В моей спальне воняет даже из розеток»

Варвара стала собственницей квартиры полтора года назад. Со времени своего переезда — более полугода — она ведет борьбу с ТСЖ. По ее словам, предвестником затяжного конфликта стал отказ выдавать ей ключ от дворового шлагбаума. Уже тогда женщине пришлось писать первые жалобы на имя председателя.

— Не все такие боевые, как я, многим ключи так и не выдали. Некоторым проще поменять место жительства, чем разбираться,
— признается женщина.

Ситуация обостряется взаимным недовольством: старожилы в лице членов правления ТСЖ называют активистку «пришлой», обвиняют ее во лжи, нарушении покоя и даже мошенничестве, а Варвара считает, что большинство жильцов просто-напросто боится перемен и намеренно закрывает глаза на многочисленные проблемы их жилищного обустройства ввиду незнания дела и недостатка времени. И те и другие пытаются агитировать нейтрально настроенных жильцов путем развешивания листовок, объявлений, а порой и откровенного выкрикивания личного мнения на всю округу.

Есть и факты, не вызывающие споров среди жильцов. Это запах из канализации, заполонивший этажи с первого по девятый. Причина — пятый за месяц засор. Кроме того, собственников не устраивает отсутствие текущего ремонта, уровень поддержания чистоты в подъезде и на придомовой территории, пустые информационные стенды, тусклое освещение.

— В моей спальне воняет даже из розеток. Пришлось заклеить их пакетом,
— жалуется Варвара.

По мнению председателя Татьяны, это не иначе как диверсия, ведь подобных случаев за все 16 лет своего правления женщина не встречала:

— Находим в трубах пустые пакеты, средства личной гигиены. Из-за этого коллектор забивается, и все отходы идут в подвал. Только откачали воду — через неделю снова, причем сразу в трех подъездах. Это провокация!

Тысяча и один вопрос к председателю

Среди наиболее острых претензий Варвары и ее сторонников к ТСЖ: необоснованное завышение тарифов на электроэнергию и газоснабжение, отказ в предоставлении документов и крупные долги перед ресурсо-снабжающими компаниями. Так, для проведения общего собрания жильцов женщина запрашивала у ТСЖ реестр собственников. Согласно Жилищному кодексу РФ он содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений и размер принадлежащих им долей. 

Правление обязано в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику реестр. Однако, как утверждает Татьяна, ТСЖ имеет право предоставлять жильцам только устав, квитанции и финансовый годовой отчет. Остальное, по ее словам, предназначено для проверки ревизионной комиссией. Это объяснение противоречит части 3-й статьи 143.1 ЖК. Кроме того, лично Варваре документы не выдают на основании некоего постановления правления. На соответствующие предостережения и штрафы Государственной жилищной инспекции ТСЖ не реагирует.

В числе многочисленных претензий собственников к ССЖ - пустые информационные стенды, отсутствие текущего ремонта, тусклое освещение, неудобные пандусы. Фото: Дарья Паращенко,

Фото: Дарья Паращенко,

Предостережения поступали и по поводу «недопустимости нарушения обязательных требований при расчетах за потребленную электрическую энергию в жилых помещениях на коммунально-бытовые нужды». По словам активистов, тарифы завышали 9 лет. Председатель объясняет это дифференцированным по времени суток общедомовым учетом электроэнергии, согласно которому с жильцов и взималась плата.

«Исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией по такому общедомовому прибору учета вне зависимости от наличия в помещениях дома индивидуальных приборов учета» — так сказано в документе, который подкреплен печатью ТСЖ. Однако обоснование Татьяны идет в разрез с соответствующими предписаниями департамента государственного регулирования тарифов. (Копию документов предоставила Варвара).

Инициативная группа, которая выступает за свержение ТСЖ, кроме прочего жалуется на долг их дома перед ресурсоснабжающей организацией в размере более 2 млн рублей. По словам председателя, все дело в злостных должниках, которые на протяжении пяти лет не платили вовремя за коммунальные услуги: энергосбытовая компания неоднократно подавала в суд, а тот, в свою очередь, начислял пени. По итогу — долг, который теперь автоматически снимается из средств на содержание жилья. Подтверждающие документы Татьяна не предоставляет.

«Смуты и скандалов мы не хотим»

Юрий проживает в доме уже 30 лет. В конфликте он поддерживает ТСЖ:

— Мы хорошо жили, никто никого не притеснял, проблем не было. Как только сюда переехала Варвара, в нашем внутреннем государстве произошел разброд! Она взбаламутила людей, переломала устои. Считаю, что наш дом ничем не хуже других. Да, много должников, сейчас проблемы с канализацией, но это все решаемо. А смуты и скандалов в такое и без того неспокойное время мы не хотим.

Иного мнения придерживается местный житель Руслан:

— ТСЖ пользуется тем, что нет механизмов, способных обязать его к чему-либо, а потому предостережения игнорирует, информацию не разглашает. Все на совести, а совести-то нет. Считаю, что переход в управляющую компанию — единственный выход из ситуации.

Удастся ли соседям прийти к согласию, — вопрос открытый. Между тем подобные столкновения в системе жилищно-коммунального хозяйства не редкость. «КИ» поговорили с экспертами и узнали, возможно ли достичь согласия в спорах между ТСЖ и собственниками.

Правда за большинством

Как правило, исход зависит от самих жильцов, однако решающее значение в данных вопросах имеет принцип большинства.

— Если существенная часть собственников многоквартирного дома недовольна деятельностью ТСЖ, то нет никаких преград для смены формы правления и перехода в управляющую компанию: достаточно инициировать общее собрание жильцов согласно Жилищному кодексу и поставить данный вопрос на повестку. При наличии конкретных фактов того, что ТСЖ нарушает порядок содержания общедомового имущества, инициативная группа вправе обратиться к нам в управление. Мы проведем соответствующую проверку. Если же нарушения выявлены в сфере финансовой отчетности, следует обращаться в Государственную жилищную инспекцию,
— поясняет начальник управления по жилищным вопросам администрации Краснодара Павел Абрамчик.

По словам председателя Межрегиональной гильдии управляющих компаний в ЖКХ Ирины Павлович, по статистике из общего числа ТСЖ в нашей стране лишь 12 процентов товариществ добросовестно исполняют свои обязанности.

— Управляющие компании работают по лицензиям и в случае нарушений платят большие штрафы — от 250 тысяч рублей, тогда как для ТСЖ они минимальны — в среднем 5 тысяч. Зачастую председатели правления пользуются этим. Кроме того, в рамках тарифа УК предоставляют жильцам полный спектр общедомовых услуг: текущий ремонт, обслуживание инженерных систем. ТСЖ на эти нужды, как правило, собирает с собственников дополнительные деньги, что в принципе недопустимо,
— подчеркнула Ирина Павлович.

Председатель пояснила, что повышения цены на коммунальные услуги жильцам бояться не стоит: эти платежи являются транзитными и регулируются государством, а потому не меняются при смене формы правления.

Также Ирина Феликсовна подчеркнула, что согласно ЖК РФ любой собственник имеет право провести общее собрание по изменению формы управления. Поддержат ли инициатора соседи, — вопрос другой. В ситуации с ТСЖ все зависит от итогов голосования жильцов за переход в управляющую компанию, которое состоится в марте. Кроме того, в Управлении министерства внутренних дел России по Краснодару сейчас проходит проверка по факту выявления неправомерных действий со стороны председателя правления.