По словам нашей читательницы, Алексей Голов был участником Великой Отечественной войны, председателем колхоза, хорошим семьянином и просто добрейшей души человеком.

В тот день цвели деревья

Родной отец Галины Руденко умер, когда ей было всего 2,5 года. Он погиб от тяжелых ран во время войны. Так 27-летняя мать Галины, Надежда Мартынец, стала вдовой и матерью-одиночкой. На тот момент у нее осталось трое маленьких детей.

Помню, весной 1947 года, как отчим переехал к нам жить, мне было около шести лет. В одной руке у него был баян, в другой — чемодан с книгами. В тот день цвели деревья, была точно такая же погода, как и сейчас. Спустя два года у них с мамой родилась общая дочь, и они сыграли свадьбу,

— говорит Галина.

Алексей Голов родился в Мордовской АССР. До войны окончил сельхозтехникум. Как человека образованного, его направили в Харьковское летное училище. После его окончания воевал летчиком-штурманом.

Летал в Прибалтику, в портовый город Лиепая. Там в море бомбил немецкие корабли,

— вспоминает Галина Руденко.
Алексей Голов. Фото автора

«Леша, поехали на Кубань, там такие красивые девчата»

Родственник Алексея воевал на Кубани. И когда война закончилась, сказал ему:

Леша, поехали на Кубань, там такие красивые девчата. А так как ты окончил сельхозтехникум, тебе здесь точно работа найдется. Я таких полей никогда не видел: если растут подсолнухи, то края не видать.

Так они вместе оказались на кубанской земле. Алексей Голов работал агрономом в станице Нововеличковской Динского района. В колхозе «Путь коммунизма» стал уже главным агрономом. Затем — председателем колхоза. Позже трудился начальником гражданской обороны.

Отец даже пытался продолжить летать, хотел устроиться в гражданскую авиацию, но ему сказали, мол, ждите, позовем. Но не случилось.

Одного устроил трактористом, другого — шофером

Будучи уже в браке, Алексей Голов получил высшее образование, окончив сельхозинститут. Бывший летчик и будущий председатель колхоза постоянно старался повышать квалификацию, в том числе три года учился в институте им. Патриса Лумумбы (Российский университет дружбы народов). В общей сложности он проучился 10 лет. Был очень уважаемым человеком. По словам Галины, помогал абсолютно всем родственникам:

Одного устроил трактористом, другого — шофером, третьего — на ферму, четвертого — в контору. Нам, детям, всегда помогал, никогда не упрекал. Лично меня он ругал только за учебу. У меня было неважно с точными науками. Так, с 1 по 10 класс он помогал мне решать химию, физику, алгебру, геометрию. А когда я решила после 8-го класса уйти из школы, он как стукнул по столу: «Ты будешь учиться дальше!». Я его послушалась и позже окончила медучилище. Папа и писать меня красиво научил. Вообще все, что из меня получилось, только благодаря ему,

— с гордостью говорит Галина Федоровна.

В семье отчима приняли сразу. Ощущения, что он чужой человек, не было.

Он даже внешне был очень обаятельным. Умел играть на баяне, гитаре, гармошке, балалайке. Был грамотным и разносторонним человеком. Вся родня сразу приняла его как своего.

Галина Руденко показала мне коробку с большим количеством удостоверений Алексея Голова.

Он все время был депутатом — и в Динской, и в Титаровке, и в Величковке. Руководство, начальство, люди его уважали. А он очень любил свою семью. Когда я выходила замуж, сказала: «Свадьбы не будет!» А он настоял и сам устроил торжество.

Галина признается, что, несмотря на то что отчим был замечательным человеком, ей трудно было назвать его папой.

Звала дядей Лешей. Однако в день свадьбы сама себе сказала, что назову его отцом, и сдержала обещание,

— не скрывает слез Галина Федоровна.

Сам отчим относился к детям как к родным. Даже зятю Алексей Голов дарил книги и подписывал их: «От отца».

На правой фотографии Алексей и его жена Надежда. На левом фото с левого края муж Галины — Борис. С правого — родная дочь Алексея Людмила. На заднем фоне родные дочери Надежды, с правой стороны — Галина. Фото автора

Голос еще жив

Когда Алексею Голову исполнилось 70 лет, крайком партии подарил ему магнитофон. На него он записал собственную автобиографию.

Мы ничего об этом не знали, даже после смерти… Прошло восемь месяцев, как папа умер, и тут сын увидел в нашей комнате бобинник (катушечный магнитофон), подошел к нему и начал крутить, а там — голос отчима. Сын закричал: «Мам, пап, бабушка, все идите сюда!» Мы сели возле магнитофона и просто рыдали от его истории, голоса. Нам казалось, что он тут, рядом с нами.

Каждый раз 9 мая вся семья садится возле магнитофона, включает двухчасовую кассету и терпеливо слушает историю жизни того, кто когда-то стал таким родным, всегда жил для своей семьи и Родины.

Он умер 28 лет назад. А для меня жив и по сей день,

— говорит Галина Руденко.

Часто в нашей беседе Галина повторяла:

Он для меня легенда, авторитет.

В этих словах чувствуется искренность, нескончаемая любовь к тому, кто когда-то стал для женщины всем.

Он нас воспитал, выучил и до самой смерти присматривал за нами. Мы с мужем поехали жить в Москву, когда я ждала ребенка. Отец говорит: «Гала, открывай коробку». А там… пеленочки. Я еще даже не родила, а он уже одежду для малыша подготовил. Порой такими отцы и по крови не бывают.

Названый отец привил детям трудолюбие. Галина проработала в поликлинике 33 года, ее муж Борис — 35 лет, он заслуженный врач Кубани. Их дочь тоже доктор, участница боевых действий в Чечне. Сейчас Галине и Борису Руденко больше 80 лет, но они до сих пор хранят воспоминания об отчиме, который стал им родным отцом.

Ранее мама четверых детей дала советы читателям «КИ», как воспитывать дочерей и сыновей.