Госдума на пленарном заседании в среду сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки в закон «Об образовании». В частности, речь идет о введении обязательных уроков труда в начальной и средней школе с 1 сентября 2024 года.
Об этом в своем телеграм-канале написал спикер Госдумы Вячеслав Володин:
— В школы возвращен урок труда как обязательный предмет. Трудовое воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса. Если с детства ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо.
Поправки поддержали все 100% присутствующих депутатов, а именно 390 человек.
Напомним, что парламентарии поддержали идею запретить школьникам использовать телефоны на уроках, кроме экстренных случаев. Ко второму чтению в документ добавили поправку о включении уроков труда в перечень обязательных школьных дисциплин.
Именно последний пункт сегодня и обсудим.
Парламентарии говорят о том, что возвращение предмета «труд» в школьную программу потребует ее пересмотра и дополнительной подготовки учителей, а также оснащения классов. Работа в этом направлении уже стартует. В Госдуме также добавили, что часть законопроекта посвящена мерам социальной поддержки педагогических работников.
Благодаря новому закону в правила школьного распорядка будут внесены требования к дисциплине учеников, и исполнение этих норм должно стать обязательным для всех школьников. За соблюдением правил поведения будут следить как сами педагоги, так и администрация.
Немаловажный вопрос – материальное обеспечение кабинетов труда, особенно в малокомплектных школах. Будем надеяться, что его образовательные структуры успеют проработать к новому учебному году.
Плюсы и минусы для детей
«КИ» пообщалась с психологом Екатериной Велиховой, которая рассказала, почему возвращение уроков труда позитивно скажется не только на развитии навыков школьников, но и на их психике.
— На этих занятиях ученики переключаются с умственной деятельности на физическую. Труд позволяет детям отдохнуть от других предметов, «разгрузить» голову. А смена деятельности крайне полезна и для психоэмоционального состояния ребят. Немаловажно, что школьники формируют новые знания и умения. Еще один плюс уроков труда – они объединяют детей и учат работать их сообща – коллективно. Развивается и творческая натура ученика, при этом у него прививается любовь к физической работе как к элементу творчества. Ну и труды для детей – это всегда весело, стоит вспомнить свои школьные занятия, когда мы что-то мастерили, готовили, шили,
Есть, конечно, и своеобразные минусы. Все мы знаем, что за детьми нужен глаз да глаз. Так, школьники могут травмироваться, если не будут соблюдать меры безопасности. Также важно, чтобы программа была интересной, отличалась для мальчиков и девочек, иначе ребята быстро потеряют интерес.
И еще один фактор – качество преподавания. Если учитель сумеет заинтересовать учеников, то они с удовольствием будут бежать на занятия, если же педагог допустит промах, то у детей появится неприязнь к самому предмету.
Родители и педагоги поддерживают нововведение
Мы пообщались и с родителями школьников. Среди опрошенных более 90% «за» возвращение этого предмета.
— В школе необходимы классические уроки трудового воспитания. Те, которые были раньше. Что делали дети на обычных уроках труда в средней школе? Мальчишки занимались в мастерских: ремонтировали школьную мебель, работали на станках. А девчонки шили, готовили. Да и после уроков ребят привлекали к общественному полезному труду: к работе на пришкольных территориях, уборке школьных помещений. Важно с первого класса приучать малышей к этому,
Педагоги солидарны с родителями. Учителя отмечают, что сейчас, чтобы попросить ребенка чем-то помочь – вымыть доску или подмести пол, им нужно получить письменное согласие на привлечение детского труда в школе.
И кого в итоге мы так вырастим? Хорошо, если родители понимают, что ребенка надо приучать к труду. Учеба в школе – тоже большая работа. Это тяжелый труд. И если ребенок не приучен трудиться, то и учиться ему не захочется.
Тут на ум приходят слова великого педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко:
— Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Если он всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
Советская основа
Уроки труда в СССР зачастую считаются эталонными. Этого мнения придерживаются как многие педагоги, так и сами родители. Давайте немного окунемся в историю.
Итак, возьмем для примера учебник для четвертого класса «Трудовое обучение» за 1988 год.
Чему обучались на уроках ребята во всех школах страны? Вот, например, темы для мальчиков выглядят так: «обработка древесины», «устройство столярного станка», «разметка деталей», «работа ножовкой», «строгание», «сверление», «соединение деталей на гвоздях, шурупах и на клею», «выжигание по дереву», «работа с листовым металлом», «графическое изображение деталей» и т.д.
Следующий раздел учебника посвящен электротехническим работам, среди разделов и изучение электрических цепей, оснащение рабочего места и т.д.
Наверняка многие со своих школьных лет помнят, что занятия у ребят вел штатный учитель труда. Была оборудована столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная – с различными станками.
Для девочек же этом же учебнике были созданы такие темы: «свойства тканей», «машинные работы», «устройство швейной машины», «подготовка швейной машины к работе: обработка швов», «изготовление косынок и фартуков», «ремонт одежды» и т.д. А в разделе «Домоводство» — параграфы про обработку пищи и ее приготовление, в том числе квашение и соление овощей.
Актуальны ли эти темы сейчас? Многие из них пригодятся если не в работе, то в быту – точно. Но стоит помнить, что прогресс успел далеко шагнуть. Стоило бы совмещать уроки труда с современными технологиями. Ведь спросом у работодателей пользуются специалисты, которые помимо навыков ручного труда владеют и технологическими умениями.
Ранее «КИ» разбирались, что беспокоит родителей краснодарских школьников и спросили у лауреата конкурса «Учитель года города Краснодара», как сделать так, чтобы дети услышали педагога.
Автор текста: Татьяна Турко