С момента крушения нефтяных танкеров в Керченском проливе у берегов Кубани прошло почти полгода. Пока водолазы разрезают корму «Волгонефти-212» и носовую часть «Волгонефти-239», владельцы затонувших судов готовятся к судебным заседаниям. «Краснодарские известия» собрали все, что известно на 9 июня.

Подъем и утилизация

Напомним, что танкеры разломились на носовые и кормовые части, после чего их унесло далеко друг от друга. Корма «Волгонефти-239» сдрейфовала дальше всех, ее вынесло к мысу Панагия в Темрюкском районе. Расстояние между обломком носа и кормы составило около 12 км.

Такой широкий разброс произошел из-за того, что суда разломились, стоя на якоре. На нем и остались носовые части, которые опустились на глубину около 20 метров, а кормовые унесло ветром и волнами ближе к берегу.

В начале марта стало известно, что корму «Волгонефти-239» полностью распилили, а металл отправили на переплавку на Абинский электрометаллургический завод. Перед этим с судна откачали весь мазут.

Фото: t.me/opershtab23

В конце марта комиссия утвердила план по подъему затонувших частей. Его разделили на четыре этапа: срезка выступающих элементов, установка защитных коффердамов, откачка мазута и полный подъем обломков с коффердамами. Все работы планируют завершить в 2026 году.

Утилизация носовой части «Волгонефти-239» стартовала в апреле. Проект финансируется судовладельцем и оценивается более чем в 240 млн рублей. А 6 июня водолазы начали демонтировать корму «Волгонефти-212».

Урон природе и водным ресурсам

Разлив мазута с танкеров обернулся экологической катастрофой в Анапе и Темрюкском районе. После кораблекрушения 15 декабря 2024 года сначала ввели режим ЧС муниципального, а затем регионального и федерального уровней. Из-за загрязнения воды и песка Роспотребнадзор признал пляжи Анапы непригодными для купания.

Владельцами танкеров являются компании «Волгатранснефть» и «Кама шиппинг». Мэрия Анапы потребовала взыскать с них почти 546 млн рублей, которые власти потратили на ликвидацию последствий ЧС.

В море попало около 2,5 тыс. тонн мазута. Водным биологическим ресурсам был нанесен ущерб в 2,5 млрд рублей, рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, счет выставят владельцам затонувших судов.

Мы провели три морских исследования по состоянию запасов, в том числе по нанесению вреда морской среде и водным биологическим ресурсам. Согласно методике сделан расчет оценки ущерба, который составил 2,5 миллиарда рублей. Соответственно, далее будем предъявлять его нарушителям — владельцам нефтяных танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», 

— заявил руководитель ведомства 6 июня на заседании правкомиссии для координации работ по ликвидации последствий ЧС.

Расчеты проводили с учетом ряда параметров. Например, во внимание принимался вред от потери прироста водных биоресурсов в случае гибели кормовых планктонных и бентосных организмов. Также учитывались вред от ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов.

Фото: Варвара Вострокнутова, «Краснодарские известия»

В Азово-Черноморском бассейне уже восставлен рыбный промысел. Водные биоресурсы при этом добывают даже активнее, чем в прошлом году. Отслеживается опережение показателей аналогичного периода 2024 года более чем на 38%.

Каждая партия выловленной рыбы, доставленная в порт, исследуется специалистами Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Превышений показателей вредных веществ в исследованных образцах рыбы не выявлено. Следов мазута в районах промысла и на используемых на промысле орудиях лова не обнаружено, 

— добавил Шестаков.

Судебные разбирательства

Суммарный ущерб экологии от крушения танкеров Росприроднадзор оценил почти в 85 млрд рублей. На владельца «Волгонефти-212» ООО «Кама Шиппинг» пришлось 49,46 млрд, на собственника «Волгонефти-239» ЗАО «Волгатранснефть» — 35,5 млрд. При этом выплачивать компенсации они пока не торопятся, отметила руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова.

Она уточнила, что Арбитражный суд Краснодарского края уже принял иски к производству и по ним назначены первые заседания. Так, 24 июня пройдет слушание по иску Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора к «Кама Шиппинг», а 25 июня состоится заседание по иску ведомства к ЗАО «Волгатранснефть».

Ущерб оплатят квартирами

По делу о крушении танкера «Волгонефть-239» также проходит соучредитель ООО «Венчур Трейд Лимитед» Никита Шавва. Его компания аффилирована с ЗАО «Волгатранснефть».

В рамках расследования уголовного дела Мосгорсуд арестовал квартиры бизнесмена. Тот назвал такое решение незаконным, отметив, что он не является подозреваемым, обвиняемым или подсудимым по делу о кораблекрушении. Предприниматель заявил, что не несет материальную ответственность за действия капитана «Волгонефти-239».

Шавва также уточнил, что купил арестованные квартиры до того момента, как принадлежащая ему компания приобрела акции ЗАО «Волгатранснефть», поэтому имущество не связано с бизнесом по перевозке нефти и с инцидентом в Керченском проливе.

Бизнесмен пытался обжаловать решение суда, но безуспешно, сообщил «Коммерсантъ».

В то же время владелец «Волгонефти-239» попросил передать дело об экоущербе в другой суд. Ходатайство подано в Арбитражный суд Краснодарского края 9 июня и пока не рассмотрено.

Фото: Варвара Вострокнутова, «Краснодарские известия»

Капитаны под следствием

В момент крушения на борту танкеров находились 27 членов экипажа. Всех эвакуировали, кроме 23-летнего вахтенного матроса «Волгонефти-212» — он погиб.

По версии Минтранса, трагедия произошла из-за того, что капитаны судов нарушили сезонные ограничения и вышли в море после 30 ноября. Следователи установили, что танкеры затонули после повреждения в условиях шторма. Руководителей экипажей обвинили в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта.

Капитану «Волгонефти-212» предъявили обвинение по более тяжкой части статьи в связи со смертью человека. 19 декабря 2024 года его арестовали. Мужчине грозит до пяти лет лишения свободы. Второго обвиняемого отправили под домашний арест.