Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Общий стаж педагогической деятельности составляет 63 года, а в гимназии №54, где она трудится по сей день, 61. Каждый год учитель выпускает 100-балльников и медалистов, и, вы не поверите, но ее ученики поступают в вузы без репетиторов. Из нашей беседы мы сделали вывод, что секрет успеха Ларисы Григорьевны в том, что ей удается соединять советскую и современную методики, оставаться на одной волне с молодым поколением и ни при каких обстоятельствах не терять чувства юмора.

Уважение к возрасту

— Лариса Григорьевна, правда, что вас назвали в честь героини пьесы Островского «Бесприданница» Ларисы?

— Это правда. Вечером, часов в десять, мама посмотрела фильм Якова Протазанова «Бесприданница», ночью у нее начались схватки, а утром родилась я.

— Вероятно, что ваш путь был предопределен свыше. Сегодня редко встретишь педагогов, обладающих большим опытом, и знающих, как найти подход к каждому ребенку.

— Я не могу жить без школы и в отпуске просто мучаюсь. Летом хорошо —
есть сад, огород, это отвлекает.

— Планируете еще работать?

— Моя цель — выпустить младшего внука, он у меня идет в 9-й класс, и скорее всего, что 10-й я уже не возьму. Дальше работать уже просто неприлично! (Улыбается.) Говорю нашему директору: «Пока я аксакал — хорошо, как стану саксаулом — уйду». Я, конечно, динозавр. Но, наверное, они тоже нужны. Хочу отметить, что наш руководитель, Наталья Викторовна Россошных — молодая и энергичная женщина — с большим уважением относится к возрасту. Она дает мне возможность пропускать какие-то субботники, отдохнуть лишний раз. Многие люди от чего страдают, когда переходят в возрастную категорию? От недостатка уважения. В нашем коллективе это уважение есть.

— Горький факт: современные дети читают меньше классики. Как их мотивировать?

— Скажем так: есть 1001 способ, и каждый из них может быть неправильным, как ни парадоксально. Читают дети меньше, это однозначно. Родителям нужно привлекать ребенка к чтению через личное восхищение и общение с ним: «Посмотри, какой момент любопытный», «Ой, какое красивое сравнение!». Школа, разумеется, не должна оставаться в стороне.

— Как воспитывать детей в эпоху цифровых технологий? Некоторых искусство и культура вообще не интересует. Телефон в руке.

— У меня двое внуков, и оба разные. Младший подвержен влиянию интернета, старший тоже через это прошел, но быстро «излечился» — его спасла химия. Водить в театры надо, стучать в закрытую дверь надо, но и детей надо понимать и уважать. Они личности. Палкой — нельзя, плохим словом — нельзя. Убеждать. И терпеливо ждать. Придет момент, когда начнется отдача. Когда беру 5-й класс, они еще как пластилин, и из них можно лепить что угодно. В этом году выпустила 11-й класс. Это хорошие, замечательные дети. На каждом уроке литературы, если появляется возможность, так или иначе, рассматриваю и темы по культуре вне программы.

Прометеи, прикованные к интернету

— Сегодня педагоги так перегружены заполнением отчетов и бумаг, что успеть бы основную программу дать. Как вы успеваете?

— А мы всегда были загружены и никогда не жили легко. Мне пришлось разные периоды пережить, и всегда школа творила, бурлила, создавала. Мы всегда что-то делали. Молодые учителя часто приходят с мыслью, что все хорошо, прекрасная маркиза. Это не так. Учить надо.

— Чем отличаются молодые педагоги от представителей старой гвардии?

— Это Прометеи, прикованные к интернету. Я их так называю. Кроме того, молодому педагогу не хватает преданности. Когда мы оканчивали институт, то хотели поехать в глубинку, учить детей — могли остаться в крае работать, но написали письмо в министерство с просьбой нас отправить. Нам выделили спецвагон, мы приехали в Кемеровскую область и пошли в гороно. Заходим с подругой в кабинет, заведующий нам говорит: «Куда вы хотите?» А на стенке такая большая карта висит. Я пальцем ткнула: «Наверное, сюда». «Прекрасно! Это деревня Правдинка». Мои друзья потом шутили: «У тебя не правда, а Правдинка. Как поэтично звучит!»

— Молодежь идет к вам за советом?

— Обязательно. Всегда говорю — есть вопросы, пожалуйста, приходите. И я к ним обращаюсь, если нужно освоить какие-то компьютерные программы.

— Такое впечатление, что мы никак не можем нащупать свой путь в образовании и до сих пор ностальгируем по советской системе. Какие плюсы в современных методиках?

— Что такое ностальгия? По чему мы страдаем? Ностальгия — это широкое понятие. Если оно относится к Родине, любимому человеку — понимаю. Ностальгия по прошлым методикам? Так они все равно остались.

— А ЕГЭ разве не уничтожил эти методики?

— ЕГЭ — это палка о двух концах. Он предполагает натаскивание ребенка на сдачу теста. Я не натаскиваю, а учу. Школа должна давать знания. Например, тема «Безударные гласные». Я всю ее повторяю, и на словах, в которых дети могут споткнуться, делаю акцент.

В чем однозначный плюс ЕГЭ? Он дал возможность юным Ломоносовым, родители которых никогда не потянули бы столичные вузы, поступить в них. Все мои выпускники сдали ЕГЭ без репетиторов, и так и должно быть.

«Война и мир» — это вечно

— Изменилась ли программа, в частности, по литературе и каких авторов не хватает?

— Программа не особо изменилась. Сейчас вот думают «Сына полка» возвращать, «Как закалялась сталь». Поймут ли современные дети? Поймут, если я им преподнесу на блюдечке: покажу эту эпоху, страдания, голод. А если просто заставить их читать и отвечать на вопросы — возненавидят.

— Но «Война и мир» по времени еще дальше от них. И тот же Достоевский.

— «Война и мир» — это вечно. Было, есть и будет. В оригинале роман читают избранные —
обычно 2-3 человека на класс. А мы по главам разбираем: бал Наташи, и дуб, и небо над Аустерлицем. Но канву текста знают все.

— Надо ли вводить современные произведения?

— Сейчас многие пишут, но пока эти авторы широкой публике не известны. Я, наверное, ретроград и привыкла ориентироваться на классиков. Вы сказали, что Достоевский им непонятен. Моя задача — заинтересовать ребенка. Стала практиковать такие задания: найдите 10 самых запоминающихся фактов из жизни писателя. Ребята готовятся дома, и потом мы с ними разбираем — у нас существует система круглого стола, кто и что запомнил. И вот их уже заинтересовала личность автора. Потом переходим к произведению. Задаю и мини-сочинения: «Мой Пушкин», «Моя Цветаева», и акцентирую их внимание: ваш Пушкин и ваша Цветаева, а не из интернета.

— У вас не было таких ребят, которые говорили бы: «Зачем мне эта ваша литература, я иду в политех?»

— Никогда! Чаще бывает, когда урок проходит хорошо, и я это чувствую сразу. Дети подходят ко мне, эти маленькие козявочки, обнимают и говорят: «Спасибо вам». Это самое ценное.