Есть же железная дорога! Одно из самых популярных сообщений — поезд Красноярск — Анапа, который заходит в крупные (и не очень) города Сибири, Урала, Казахстана, Башкирии и центральной части России.
Ох уж эти комментаторы…
Последний раз на настоящем поезде, а не на скоростной электричке, я ездила в студенчестве, и было это более четверти века назад. Потом на дальние расстояния — только самолет. Но из-за недавней травмы и усилившейся аэрофобии в мае решила съездить к дочке в Новосибирск на поезде.
Как это бывает у нас, импульсивных русских, сначала купила билеты, а уже потом начала вникать в детали поездки. Ценнейшая информация сейчас, как известно, черпается во Всемирной паутине. Я начерпала там такого, что уже готова была забыть про свою травму и бежать сдавать билеты.
Одни советчики-комментаторы предупреждали о наглецах, которые купили билеты на верхнюю полку, но собираются нахально завладеть нижней, а если завладеть не получится, то сидеть на ней сутками и бесконечно есть. Другие истерили, что в это время едут мамы с маленькими детьми, которые обязательно будут голосить всю дорогу. Третьи негодовали по поводу специфического запаха быстро завариваемой лапши и картошки.
В общем, возмущениям несть числа — все плохо. Пока я ошалело читала все эти опусы, цены на самолет значительно выросли (сезон же начинается), и в итоге я все-таки решилась на железнодорожное путешествие. К моему удивлению, многие интернет-предупреждения оказались весьма далеки от истины. Итак, поехали!
Почему с проводницей не выпить горькой?
Про поездку туда рассказывать особо нечего. Путешествие прошло достаточно спокойно, не считая небольшого конфликта между мужчинами, навеселе вернувшимися из вагона-ресторана. Но и он разрешился довольно быстро, и вновь наступила тишина. А вот поездка обратно оказалась более яркой и громкой: началось лето, и на юг потянулись первые отдыхающие с детьми. Кстати, про безопасность. В течение всего времени движения поезда дежурят сотрудники транспортной полиции.
При слове «поезд» у каждого возникают свои ассоциации, в том числе не лишенные романтизма: стук колес, пробегающие за окном поля-леса-реки, разговоры по душам с попутчиками, которым можно рассказать все, что угодно (как в известной песне: «Навру с три короба, пусть удивляются»), приятное знакомство и, конечно, проводница, которой в ночной тишине можно излить душу под стопочку-другую.
Сразу хочу остановиться на последнем пункте. Проводницы в поездах сейчас больше напоминают стюардесс: одеты в красивую униформу, идеально отутюженную, на голове — пилотки, на шее — фирменные шарфики, даже обувь вся в корпоративном стиле — красные туфли на небольшом каблуке или мягкие кеды. Женщины все при макияже, прическе и улыбке.
Но их приветливость вовсе не значит, что они будут с тобой травить байки и уже тем более пить горькую. Всегда ухоженные, они каким-то чудесным образом успевают все: от уборки в санитарных комнатах (их в вагоне две) до предложения чая, сладостей и открыток, средства от продажи которых идут на лечение больных ребятишек. Может, корпоративная этика, а может, просто из-за нехватки времени, но сегодня от них не услышишь: «А вот в прошлую поездку у меня был пассажир…» И дальше курьезную историю про нас же. Единственное, что удалось узнать, — это график работы: 9 дней (суток) работают, 5 — отдыхают.
Душ, мыло и гора салфеток
Что касается сервиса, он тоже значительно изменился. Интернетовские советчики настоятельно рекомендовали взять с собой кучу сухих и влажных салфеток, мыло, шампунь, антисептик, полотенце, да не одно, и далее, далее, далее… Ничего, кроме зубной щетки и пасты, вам не понадобится, ну, может, упаковка влажных салфеток.
Сейчас в вагонах удобные матрасы, чистейшее белое постельное белье с полотенцем (выдается запакованным в полиэтиленовый пакет). В поезде есть душ, стоимость услуги — 150 рублей. В санитарных комнатах в наличии весь набор гигиенических средств, который регулярно пополняется. Ни разу за трое суток в пути не было такого, что бумага закончилась и — упс, беда. Кстати, на дверях санузла висят графики уборки и приемки ее начальником поезда (!). А так как уборные оборудованы биотуалетами, то они не закрываются на станциях, как раньше. Исключение — прохождение пограничной зоны в Казахстане. Но это кратковременное неудобство, о котором очень вежливо предупредили проводницы и так же вежливо попросили всех оставаться на местах. Понятно, едем по территории другого государства.
Еще из нововведений — запрет на курение в тамбуре. Хотя я помню время, когда дымили даже в коридоре купейного вагона. Теперь затянуться можно только на перроне, если поезд останавливается не меньше чем на 7-8 минут. Курильщики бегут к выходу сломя голову: поезд скорый, порой между остановками проходит несколько часов. Зато, когда в крупных городах стоянки длятся 30, 40 и 50 минут, есть возможность размять затекшие ноги, позвонить родным и друзьям (связи-то в дороге нет!), что-нибудь купить. В этот раз в поезде ехала на студвесну в Саратов молодежь, которая устраивала мини-концерты во время стоянок. Например, ребята из Кузбасса играли на саксофоне и читали рэп.
Воды — вагон
Возвращаясь к теме романтики, скажу, что поезд — это скорее, наоборот, про прагматизм. Важно обдумать, что взять в дорогу, которая длится несколько суток, чтобы не остаться грязным, голодным, не умереть от скуки и вообще более-менее чувствовать себя комфортно. Про гигиену уже сказала. Пустыми оказались и советы взять с собой запасы воды. Ее — и горячей, и холодной — в вагоне — вагон. Ну, то есть бак. Если принципиально пьете только бутилированную, во время долгих стоянок сможете купить ее в привокзальном буфете или перронных киосках.
Питание. Это да — лидирующие позиции держат быстро завариваемые блюда. Запах присутствует, но достаточно быстро улетучивается, потому что в поезде работает система кондиционирования. Столоваться можно и в вагоне-ресторане. Повар ходит и предлагает приготовить определенные блюда на завтрак, обед и ужин. По цене — от 150 до 500 рублей. Есть и выпечка — сосиска в тесте стоит 120 рублей. Проводницы предлагают чай (в пределах 30-50 руб.) и даже натуральный кофе (160 руб., можно купить к ним фасованные сливки — по 25 руб. за штучку). В поезде продают сладости, чипсы, мороженое. Голодным вы точно не останетесь.
Многие опытные путешественники запасаются продуктами, помещая их в термосумку, или грамотно упаковывают в бумагу, фольгу и даже льняные салфетки — говорят, в них все хранится гораздо дольше… А вот полиэтилен лучше не использовать, так как в нем продукты преют и плесневеют. Вот такой лайфхак.
Что касается перронной торговли, бабушек с пюре и котлетками не видела, зато встретилось несколько станций, где торгуют копченой рыбой. Одна из самых знаменитых — Барабинск, город в Новосибирской области. Здесь на ура идет пелядь, в среднем 200-250 руб. за рыбку. Выглядит аппетитно, но прежде чем потянуться за кошельком, я спросила у проводников: «Не отравлюсь? Можно купить?» Они интеллигентно ответили, что, возможно, и да, но они так не делают. Никогда. Вот этому совету я последовала. Хотя мои соседи рыбу купили, и к запаху лапши добавился запах копченой пеляди…Чем ближе подъезжали к южным регионам, тем больше на перроне становилось ягоды.
Купе своими руками
Разница стоимости билетов в купе и плацкарте — почти в два раза. СВ дороже плацкарта раза в три-четыре. Деньги считать умеют все, но и от комфорта отказываться не спешат. Тут в дело вступает фантазия. Современный тренд — завешивать свою полку либо покрывалом, взятым с собой, либо казенной простыней. Ближе к ночи плацкартный вагон превращается в ставку из шатров. Те, кто едет с маленькими детьми, используют специальные ширмы на липучках. Они комбинированные — из плащевки и сетки, чтобы защитить малыша и от насекомых, и от лишнего света. В вагоне ничего этого не было: комары на юг не ехали, а свет проводницы выключали в 22.00.
Что касается детского крика. Ну да, тишина в южном направлении отсутствовала. Но и дикого ора, как пугали комментаторы из интернет-пабликов, не заметила тоже. Во-первых, днем многие малыши спят. А во-вторых, опытные родители набирают кучу раскрасок и игрушек. Конечно, в ход шли и планшеты со смартфонами, перед которыми малышня залипала часами. Техника действует на ребятню просто магически — любой каприз или слезы гасятся за секунды. Для себя взрослые обычно берут книги или скачивают побольше фильмов.
Кстати, новичков, впервые отправившихся на юг, вот прямо единицы. Многие едут уже к «своим» Иван Иванычам или Мариваннам. Охотно делятся контактами и особенностями гостевых домов. Самые опытные советуют места, которые стоит посетить, предупреждают о возможных неприятных моментах. В моем вагоне новичком оказалась лишь одна женщина, она ехала в Анапу на заработки. Поделилась своими переживаниями. В беде даму не оставили, девчушка лет 12 бойко заявила: «Сейчас я вам все расскажу!» И выдала такой ликбез, что даже у ее мамы глаза округлились. На вопрос: «Откуда ты это знаешь?» знаток юга ответила в стиле: «Здрасьте! От тебя! Ты же сама постоянно об этом говоришь».
Со мной ехали молодые бабушка с дедушкой, везли на курорт шестилетнюю внучку. На мой вопрос: «Не страшно ребенка с собой брать? Ответственность!» сказали, что возят ее с трех лет, и она уже лучше них знает все маршруты и самые козырные пляжные места. И останавливаются они у одних и тех же людей, стали как родные. В подтверждение слов — их «Иван Иваныч» звонил несколько раз, беспокоясь, когда их встретить и все ли у них хорошо.
Многие после таких совместных поездок обмениваются номерами (мало ли) и даже становятся друзьями. Кстати, только что получила СМС от моих спутников. Им настолько полюбилась Анапа, что они хотят здесь приобрести жилье. Я поделилась контактом знакомого риелтора — уже созвонились, смотрят квартиры. А у меня есть номер гостеприимного Иван Иваныча. Мало ли.
Кстати, ранее «КИ» писали, что билеты на поезд в Краснодар из Москвы и Санкт-Петербурга практически закончились.
Также «КИ» сделали обзор цен билетов при путешествии в июне из Краснодара.