Телефоны, компьютеры, игровые симуляторы, искусственный интеллект, онлайн-обучение — это реальность сегодняшнего дня. Между тем, как отмечают специалисты, гаджеты замедляют развитие речи у современных малышей. Неговорящие дети… Почему их становится все больше? Наш разговор с детским клиническим психологом, руководителем инклюзивного центра развития «Росток надежды» Ириной Пушкаревой.

«Медицина шагнула вперед, а заболеваний нервной системы стало больше»

Ирина Александровна, я лично знакома с родителями, чьи дети никак не могут начать говорить. При этом все врачи сходятся в одном: малыши здоровы. Почему же они молчат?

— Гаджеты ускоряют прогресс, позволяют быстро обмениваться информацией, получать ее в большом объеме здесь и сейчас, насладить мозг яркими образами и картинками. Они ускоряют одно и замедляют другое — нашу речь. Она перестает быть необходимой. Нашим детям просто не нужны слова. Давайте разберемся. Что такое речь? Ведь это не просто слова, которые произносит наш артикуляционный аппарат. Речь — это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы — слова — формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, мышление и многое другое. Речь — это индикатор уровня развития человека, как интеллектуального, психофизического, так и эмоционального. Сегодня в геометрической прогрессии растет количество детей с задержками речевого развития. И вопрос, почему так происходит, волнует родителей все больше и больше.

Но ведь и раньше среди детей встречались молчуны.

— Можно с уверенностью сказать, что в предыдущих поколениях нашего генофонда не было такого большого количества заболеваний нервной системы и психики в целом. Да, дифференциальная диагностика, углубленный мониторинг, медицина в наши дни шагнули вперед, но появились побочные реакции. В результате применения новейших медицинских технологий сниженную от природы репродуктивную способность некоторых людей удалось повысить. Вследствие этого родителями становятся люди с ослабленным здоровьем. Также появилась возможность выхаживать детей с минимальным весом при рождении. Все это увеличило риск рождения детей с множественными патологиями, в том числе речи.

Раньше поколения детей были здоровее, потому что развивались в естественной природной среде. Шло развитие, а не стимуляция сенсомоторики (умение управлять движением и эмоциями), гнозиса (узнавание окружающих предметов через обоняние, зрение, вкус, осязание, слух), праксиса (способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий) и умственных способностей. Поэтому процент детей с проблемами речи был значительно ниже.

«Детей, нуждающихся в логопедической помощи, с каждым годом больше»

— Как на этот процесс могут повлиять родители?

— Родители сегодня тоже изменились. Среди молодых родителей бытует мнение, что у современных детей речь стала формироваться позже, чем у старшего поколения. Мол, после трех лет разговорится, и это нормально. Отвечаем: это не нормально. Не нужно ждать, нужно действовать. И действовать сразу, как только появились сомнения, что ребенок развивается по норме.

Нам как специалистам видно, что количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, с каждым годом будет только увеличиваться, а тяжесть речевых нарушений  возрастать. Вот и сейчас мы ждем на занятия поколение детей с нарушениями речи вследствие гипоксии и кислородного голодания как последствий коронавирусной изоляции, локдауна.

«Общение с родителями и сверстниками делает речь красивой и правильной»

К каким специалистам необходимо обращаться, если ребенок не заговорил в раннем возрасте?

— Этой проблемой занимается достаточно широкий круг специалистов. Врачи-неврологи, логопеды-дефектологи, психологи, поведенческие аналитики, нейропсихологи, инструкторы АФК и ЛФК, специалисты по сенсорной интеграции и АВА-терапевты. Аббревиатура АВА расшифровывается как прикладной анализ поведения. Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно — для детей-аутистов.

Кстати, все эти специалисты есть у нас в штате. Вот уже восемь лет в Краснодарском крае работает наша некоммерческая благотворительная организация — Инклюзивный центр раннего развития «Росток надежды». Мы входим в реестр поставщиков социальных услуг, поэтому имеем возможность принимать детей на бесплатную реабилитацию. Наши филиалы находятся в трех городах: в Краснодаре, Славянске-на Кубани и Кропоткине.

Мы помогаем детям с особенностями развития. Оказываем комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям от рождения до 18 лет. Все наши проекты поддерживает Фонд президентских грантов. Один из последних — «Территория речи: оказание комплексной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья в сфере развития речи и коммуникативных навыков». У нас открыта служба ранней помощи детям до трех лет. Действуют комплексные программы для неговорящих детей, включающие в себя аппаратные методики и психолого-педагогическое сопровождение.

Ежемесячно через руки наших специалистов — логопедов, психологов, коррекционных педагогов, поведенческих аналитиков, инструкторов адаптивной физкультуры, массажистов — проходит около 300 детей. Они приходят к нам в центр на групповые и индивидуальные занятия.

Часто вижу, как в общественном транспорте родители дают телефоны детям, чтобы те тихо себя вели. Возможно, многие мамы и папы поступают так и дома.

— Хочется сказать: дорогие родители, никакие гаджеты, многочисленные кружки и секции не способны заменить ребятам живое общение. Правильная, хорошо оформленная устная речь формируется только в процессе речевой практики и естественного общения ребенка со взрослыми. Общение с родителями и родственниками, дружба со сверстниками делает детство  полноценным, нервную систему крепкой, а речь — красивой и правильной.

Справка «КИ»

Логопаты — это дети, у которых присутствуют речевые нарушения. Они находятся на третьем месте по классификации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Чтобы максимально избежать трудностей речевого развития:

  • говорите как можно больше со своим ребенком;
  • ежедневно старайтесь давать малышу развивающие игры;
  • необходим контакт с другими детьми;
  • если слышите ошибки в произношении, обязательно исправляйте их у ребенка.

Ранее многодетная мама рассказала «КИ», как воспитывать дочерей и сыновей.