image 2023 01 21 21 59 52 c34fb77d9b
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

«У нас нет вступительных экзаменов»

Оркестр русских народных инструментов «Юные виртуозы» основан в 1958 году заслуженным работником культуры Кубани Александром Гавриловичем Титиевым, который более 40 лет был его бессменным руководителем и воспитал целую плеяду выдающихся выпускников. Среди них — заслуженный артист России Владимир Георгиевич Урбанович, преподаватель московской детской музыкальной школы имени Н.Я. Мясковского Леонид Николаевич Силаков, заслуженный работник культуры Кубани Алла Семеновна Хлевная, преподаватель Краснодарского музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова, заслуженный артист России Игорь Илларионович Сенин, профессор, концертмейстер НАОНИР им. Н.П. Осипова, заслуженная артистка России Ольга Алексеевна Путина, концертмейстер ГКРНО «Виртуозы Кубани», заслуженная артистка Кубани, артистка ГКРНО «Виртуозы Кубани» Татьяна Михайловна Кирюшина и многие другие.

С 2000 года оркестром «Юные виртуозы» руководит заслуженный работник культуры Кубани Ирина Ивановна Шевченко. Под ее руководством коллектив продолжает вести большую концертно-просветительскую деятельность, направленную на развитие у детей эстетического вкуса, художественных способностей.

— В отличие от музыкальных школ мы не завершаем обучение детей после прохождения ими определенных программ. У нас нет вступительных экзаменов — мы принимаем всех желающих. Обучение проходит в несколько этапов. В первый год ребенок просто выбирает инструмент. Он вправе попробовать любой и потом решить, на каком будет играть в оркестре. Как правило, не более двух. На индивидуальных занятиях педагоги обучают основным умениям и навыкам игры на инструментах: домре, балалайке, баяне, аккордеоне и изучают с ними ансамблевые партии. Гитаристы на занятиях ансамбля дополнительно изучают оркестровый инструмент по выбору: домра малая, домра-альт, домра-бас, балалайка-альт, балалайка-контрабас, гусли, ударные шумовые инструменты (бубен, треугольник, коробочка и др.),
— рассказывает Ирина Шевченко.

Обучение ведется по комплексным дополнительным общеразвивающим программам художественной направленности. Содержание их направлено на решение как образовательных задач, воспитательных, так и на развитие творческих способностей, приобщение к русской музыкальной культуре. Ребенок может овладеть несколькими музыкальными инструментами (индивидуальный, оркестровый инструмент). В дальнейшем эта особенность используется в нескольких направлениях: игра в ансамблях малых форм, участие в оркестровом творчестве и сольные выступления на том или ином инструменте. Таким образом, синтез различных видов музыкально-исполнительской деятельности (сольное исполнение, игра в ансамблях малых форм, музицирование в оркестре) способствует наиболее быстрому и разностороннему музыкальному развитию учащихся.

Работа оркестра невозможна без высококвалифицированных концертмейстеров. Каждый из них вносит огромный вклад в работу с детьми. В их числе: Александр Витальевич Баркунов, Павел Юрьевич Додока, Злата Юрьевна Золочевская и Дарья Андреевна Вихрова.

— Как правило, родители выступают инициаторами и приводят к нам детей, чтобы они занимались полезным делом. Но бывает, что ребенок сам приходит, узнав о нас от друзей и знакомых. Мы часто даем просветительские концерты, поэтому у нас много зрителей. Среди них есть и родители, которые когда-то сами у нас занимались. Есть выпускники, которые приводят к нам уже своих внуков. Вот такая преемственность. Создана целая образовательная среда за многие годы. Конкурса на прием новичков нет, но детей у нас много — и мальчиков, и девочек. Приходите, не пожалеете,
— подключается к разговору Зоя Григорьевна Колаева, заслуженный работник культуры России, концертмейстер высшей категории.

img 8881 e12096f44c
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Руководители оркестра говорят, что краевые и городские власти им всегда помогают, приглашая на самые различные мероприятия. Приятным подарком на Новый год от министерства образования, науки и молодежной политики края стало приобретение для оркестра новых инструментов: балалаек, домр, аккордеона, гитары и ударных инструментов. Инструменты ручной работы, изготовлены известными мастерами, так что прослужат еще многие годы, неся в народные массы прекрасные звуки русской национальной музыки. Репертуар оркестра постоянно пополняется. Есть произведения, которые исполнялись еще 65 лет назад, есть современные. Около 25% репертуара составляют произведения кубанских композиторов.

Молодежь выбирает балалайку

Во время нашей беседы за стеной кабинета заиграла балалайка. Трели и переливы были прекрасными. Мы решили узнать, кто так классно играет. Высокий, статный современный парень с балалайкой в руках смотрится особенно необычно в наш век электронной музыки и интернет-технологий.

— Я играю на балалайке и аккордеоне. В оркестр пришел 8 лет назад. Мама привела сюда сначала моего старшего брата, а потом, чтобы ему не было скучно, в оркестр привели и меня. Брат давно окончил обучение, а вот я до сих пор занимаюсь. Изначально играл на аккордеоне, но в оркестре тогда не хватало балалаечников, и мне предложили попробовать. Понравилось. С тех пор не расстаюсь с балалайкой, но и аккордеон не забываю. Занимаюсь музыкой каждый день по два часа минимум. Сложно совмещать с учебой, но стараюсь. Одноклассники знают, что я — балалаечник. Уважают, не смеются. Ни грамма не стесняюсь, что играю на народном инструменте. Даже горжусь этим,
— охотно рассказывает о себе Илья Дихамиджия, ученик 10-го класса школы №2 Краснодара.

Илья — виртуозный исполнитель, после окончания школы планирует продолжить обу-чение в музыкальном колледже, институте, стать преподавателем и передавать свои знания молодому поколению. Он ничем не отличается от своих сверстников, любит общаться в соцсетях и мессенджерах. Его школа специализируется на информационных технологиях и математике. Илья учится на пятерки, но программистом не станет. Увлекается спортивными бальными танцами. Слушает хоррор-панк-группу «Король и шут» и на балалайке даже иногда наигрывает отдельные композиции в этом стиле. Прикольно. Но самое любимое музыкальное произведение — «Валенки». От преподавателей мы узнали, что мама Ильи хотела бы, чтобы сын выбрал себе другую, более перспективную специальность, но Илья выбрал балалайку. Он уверен, что это и есть его будущее. Удачи!

Справка «КИ»

Человек-оркестр

Александр Гаврилович Титиев родился 14 октября 1922 года в шахтерской семье в пос. Краснодон Луганской области. Учась в школе, организовал уличный струнный оркестр «Мандолина, гитара и бас», который состоял из его друзей и сверстников. Рано потеряв отца, Александр в 15 лет пошел работать, чтобы помогать семье — матери и сестре. За свою жизнь он перепробовал огромное количество профессий. Окончил среднюю школу рабочей молодежи в Краснодоне.

В 1943 году его призвали на фронт телефонистом проволочной связи в стрелковую роту. Александр Гаврилович был участником многих боев при освобождении Ворошиловграда, Днепропетровска и Запорожской области. Под Запорожьем был ранен и комиссован на родину.

После войны Александр Гаврилович продолжил осваивать новые профессии, работал помощником начальника пожарной команды, художником-копиистом и воспитателем в Краснодонском городском детском доме. Организовал и руководил струнным, а потом домровым оркестром. Переехав на Кубань, окончил исторический факультет педагогического института. Создал оркестр в Перевалковской средней школе Псебайского района.
В 1958 году его пригласили организовать детский оркестр русских народных инструментов в Краснодарском Доме пионеров. Он согласился, приехал, организовал, и с тех пор оркестр не прекращает свое существование ни на минуту.

Выпускники оркестра получают образование в музыкальных учебных заведениях и продолжают творческую деятельность в концертных коллективах края и России. Десятки выпускников стали профессиональными музыкантами, педагогами.

Материал подготовил Александр Сучков