На днях власти Благовещенска первыми в стране полностью ограничили использование СИМ. Новость разлетелась по всем регионам и вызвала жаркие споры. Одни считают меру оправданной. Другие уверены, что самокаты — спасение в нашем городе-миллионнике. Власти Геленджика еще в прошлом году закрыли набережную для средств индивидуальной мобильности (СИМ), демонтировав велодорожки. Решение принято в связи с увеличением случаев травматизма.
Основная часть аварий — с частными самокатами
На нашем круглом столе мы попросили экспертов ответить на единственный вопрос, который был заложен в названии мероприятия «Электросамокаты в городе: запрещать или регулировать?».
В последние годы они стали неотъемлемой частью транспорта Краснодара. Однако их стремительное распространение породило острые дискуссии: как обеспечить безопасность всех участников движения, не ограничивая мобильность горожан?
По данным ГИБДД, с начала года в Краснодаре произошло 41 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в которых пострадали 43 человека, включая 9 детей до 16 лет.
Примечательно, что 27 аварий случились с частными самокатами, и лишь 14 —
с арендованными. Эта разница объясняется строгими мерами, которые применяют шеринговые компании:
- автоматическое ограничение скорости в «медленных зонах»;
- блокировка аккаунтов за нарушения;
- запрет аренды несовершеннолетним до 16 лет.
Получается, настоящей головной болью для властей стали личные электросамокаты. Только за прошедшие месяцы этого года россияне купили 180 тысяч таких устройств. По оценкам экспертов, в стране сейчас около 2 млн частных СИМ — вдвое больше, чем весь парк шеринговых компаний.
Родители часто покупают детям мощные модели, которые разгоняются до 80 км/ч. При этом никакого обучения правилам безопасности зачастую не проводится,
— отмечает Владимир Петраков, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела Госавтоинспекции УМВД России по Краснодару.
По словам Петракова, полностью отказаться от электросамокатов невозможно — ими пользуется большинство жителей города:
Нам нужно не запрещать, а усиливать контроль, проводить больше просветительской работы и продолжать взаимодействовать с сервисами проката.
Госавтоинспекция активно сотрудничает с несколькими крупными шеринговыми компаниями. Совместно выпускают памятки по правилам передвижения, раздают информационные материалы.
Сейчас главное — расширить охват этой работы, проводить больше профилактических мероприятий, чтобы самокатчики лучше знали и соблюдали правила,
— подчёркивает Петраков.
Корректировка транспортной схемы
Администрация Краснодара выбирает стратегию разумного регулирования вместо радикальных запретов. В краевом центре введены ограничительные меры:
- 27 парков и скверов закрыты для СИМ.
- Введены зоны с ограничением скорости до 12-15 км/ч.
Проводится просветительская работа:
- Уроки безопасности в школах.
- Социальная реклама в транспорте.
- Родительские собрания.
Более того, в Краснодаре готовят корректировку транспортной схемы города. Новая концепция предусматривает создание инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности.
Как рассказал начальник отдела департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Роман Мануйлов, сейчас идет подготовка технического задания для научной работы, которая станет основой обновленной транспортной концепции.
В эту схему обязательно войдут мероприятия по развитию инфраструктуры для СИМ — в первую очередь самокатов и велосипедов. Речь идет о создании велодорожек, обустройстве парковочных зон и других необходимых элементов.
По словам Мануйлова, организация, которая выиграет конкурс на выполнение научной работы, будет обязана включить в проект полную инфраструктуру для таких транспортных средств. На основе новой схемы власти смогут заложить соответствующие решения в планы по развитию городской инфраструктуры и комплексному благоустройству территорий.
Роман Мануйлов подчеркнул, что позиция администрации Краснодара в отношении средств индивидуальной мобильности — не запрещать, а регулировать.
Запретить — не решение проблемы. Мы работаем над созданием безопасной инфраструктуры и правил пользования,
— отмечает представитель администрации.
Кустарник как физический барьер
Марина Репещук, руководитель общественной организации «Транспортная инициатива», высказала взвешенную позицию, основанную на личном опыте и анализе ситуации в городе.
Я отношусь к той общественности, которая неоднократно пострадала от самокатов. Но мои синяки не занесены в статистику ДТП. Многие люди, получив в результате столкновения с СИМ травмы или испорченную одежду, просто не обращаются за фиксацией происшествия,
, — признается Марина Юрьевна.
По ее словам, реальное количество конфликтов между пешеходами и водителями средств индивидуальной мобильности значительно превышает официальные данные.
Репещук привела конкретные примеры проблемных мест в городе:
На улице 40 лет Победы велодорожка выложена брусчаткой. Когда водитель СИМ с маленькими колесами едет по ней, он буквально теряет челюсти. Обратите на это внимание, пожалуйста. Другой пример — улица Московская, где велодорожка и тротуар неожиданно меняются местами. В темноте пешеходы легко оказываются на пути самокатчиков, и наоборот. Это тоже провоцирует опасные ситуации.
Эксперт предлагает более четкое разделение потоков.
Там, где есть расстояние 1-1,5 метра между велодорожкой и тротуаром, нужно высаживать кустарник. Это создаст физический барьер и предотвратит случайные выходы пешеходов на путь самокатов. И еще. Некоторые шеринговые компании размещают парковки прямо на остановках общественного транспорта. Это вызывает законное раздражение.
Привязать аренду к Госуслугам
Несмотря на проблемы, Марина Репещук подчеркивает ценность электросамокатов для города:
В районах типа Восточно-Кругликовской улицы общественного транспорта не хватает. Самокаты решают проблему «последней мили». Они также помогают объезжать пробки, к примеру, на улице Зиповской или быстро добираться от электрички до дома.
При этом особую тревогу у общественницы вызывают два момента: массовое использование самокатов несовершеннолетними и практика езды на одном СИМ вдвоем и втроем.
Возле нашего волонтерского центра дважды были случаи, когда молодые люди не справлялись с управлением на ровном месте. Последствия — разбитые лица, окровавленные носы,
— делится наблюдениями Репещук.
Она предложила внедрить систему поощрений для горожан, фиксирующих нарушения. А также было бы неплохо обеспечить привязку аренды самокатов к Госуслугам для контроля возраста.
Запретить просто, но это не выход. Нужно создать условия, при которых самокаты станут безо-пасным и удобным транспортом для всех жителей Краснодара. Необходим баланс: четкие правила, контроль, культура использования. Только тогда получится безопасная и удобная городская среда,
— резюмировала Марина Репещук.
Удобны не только для жителей, но и для курьеров
Мирослав Гриценко, урбанист и активный пользователь электросамокатов, начал свое выступление с личного примера:
Я приехал сюда на самокате, оставив машину на углу улиц Горького и Леваневского — для меня это решение проблемы пробок. Самокаты особенно удобны для семей. Раньше были модели с двойными ручками, на которых я возил ребенка в школу. К сожалению, из-за единичных аварийных инцидентов такие модели исчезли.
Гриценко подчеркивает, что проблемы с самокатами характерны для всех городов мира. На примере европейских и американских он предлагает различные подходы к регулированию:
- обязательное использование шлемов;
- возрастные ограничения (18+);
- информационные надписи на самокатах о правилах безопасности.
Особое внимание эксперт уделил столичному опыту:
В Москве создают выделенные полосы для СИМ прямо на проезжей части, отделяя их от автомобильного движения парковочной зоной. Это защищенная эффективная инфраструктура.
По мнению Мирослава Гриценко, электросамокаты имеют неоспоримый ряд преимуществ:
- Экологичность: нулевые выбросы и низкий уровень шума.
- Решение проблемы доступа из спальных районов к транспортным узлам: транспорт «последней мили».
- Компактность: возможность создавать инфраструктуру в парках и скверах.
- Экономичность: стоимость создания велодорожек в сотни раз ниже автодорог.
- Контроль: системы шеринга позволяют отслеживать перемещения и анализировать транспортные потоки.
СИМ удобны не только для жителей, но и для сетей общественного питания — они позволяют быстро доставлять заказы. А также для почтовых и курьерских служб.
Наш эксперт считает, что необходимо создавать дополнительные образовательные программы, пропагандировать безопасное использование СИМ через соцсети, общественный транспорт и домовые чаты.
Автомобили когда-то тоже считались чересчур опасными, но за сто лет мы создали для них инфраструктуру. Сейчас находимся в подобной точке развития с самокатами: нужно время и грамотное планирование,
— резюмирует урбанист.
Гриценко предлагает рассматривать электросамокаты не как проблему, а как возможность для развития города. По его мнению, разумные инфраструктурные решения могут сделать Краснодар более комфортным для всех участников движения, снизив нагрузку на автомобильные дороги.
«Нельзя прятаться за сухими цифрами»
Александр Сидоренко, заместитель председателя Общественной палаты Краснодара, председатель комиссии по вопросам общественного контроля и противодействия коррупции, взаимодействия с правоохранительными органами и судебно-правовой системой, напомнил, что Общественная палата города одной из первых подняла этот вопрос:
Впервые проблему использования средств индивидуальной мобильности подняли на площадке Общественной палаты 15 сентября 2020 года. Тогда эта тема нигде еще широко не обсуждалась.
Он уверен, что СИМ должны использоваться при безусловном соблюдении правил и норм. Ведь на первом месте безопасность людей.
Есть цифры, которые ложатся на бумагу, а есть жизнь. Они расходятся в разы. Когда мы говорим о безопасности, нельзя прятаться за сухими цифрами. Каждый пострадавший — это трагедия, а не статистическая погрешность.
По мнению Александра Сидоренко, решение требует системного подхода на всех уровнях власти. Никто не выступает против прогресса, но прогресс без правил — это путь в никуда. Необходимо федеральное регулирование ситуации, четкий статус средств индивидуальной мобильности в ПДД, жесткий контроль со стороны соответствующих служб.
Посмотрите на Александровский бульвар. Да, здесь запрещены самокаты, висят предупреждающие таблички. Однако каждый вечер там гоняют подростки без защиты. Чудо, что еще не случилось трагедии. Лично видел, как в центре города парень на самокате проехал на красный свет в метре от экипажа ДПС.
Вывести частных владельцев из «серой зоны»
Ситуация в Благовещенске сильно искажена в СМИ. Фактически там ввели ответственность за проезд в запретных зонах, но забыли утвердить разрешенные. Это не запрет, а бюрократический просчет, который сейчас оспаривается. Уверен, через месяц это решение отменят,
— считает Григорий Огородников, начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти шеринговой компании.
Эксперт отметил парадокс современной транспортной системы:
С одной стороны, электросамокаты прописаны в транспортной стратегии РФ как экологичная альтернатива. С другой — они создают вызовы безопасности. Но важно понимать: проблема не в шеринге, он у нас под контролем, а в частном сегменте.
22 тыс. штрафов выписано клиентам шеринговых сервисов в России за прошедшие месяцы этого года.
10,6 тыс. аккаунтов заблокировано.
6,2 тыс. несовершеннолетних отсечены от аренды.
Эти меры снизили аварийность на нашем транспорте, но спровоцировали бум частных покупок. За 2025 год в стране продано 180 тысяч самокатов.
Представитель бизнеса акцентировал внимание на ключевой проблеме:
Когда случается ДТП, все кивают на арендные самокаты, хотя восемь смертельных аварий в крае произошли с частными,
— рассказал Григорий Огородников.
Эксперт напомнил, что частные СИМ не имеют ограничений скорости (в аренде разрешено максимум 25 км/ч), систем верификации, четких механизмов штрафов.
Мы работаем над интеграцией с Госуслугами. Хотели бы внедрить и систему Face ID, но пока для этого нет законодательной базы.
При этом, как отметил Григорий Огородников, шеринговые компании готовы безвозмездно помогать общественным организациям.
К примеру, волонтеры поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» бесплатно используют наши самокаты для поиска пропавших. С ними у нас заключено соглашение о сотрудничестве. Мы также предоставляли самокаты волонтерам при ликвидации последствий в Анапе. Готовы предложить транспорт соцработникам и медикам. Это не пиар, а наша осознанная политика. Мы открыты для сотрудничества со всеми социальными службами,
— подчеркнул представитель сервиса аренды.
Между мифами и реальностью
Многие не знают, но в ПДД четко указано: СИМ — это транспортное средство.
— рассказал Денис Балакирев, пресс-секретарь сервиса аренды электросамокатов.
Все правила и ответственность уже прописаны. Более того, наши внутренние требования строже государственных: если правила разрешают ездить на самокатах с 14 лет, мы установили планку в 16 лет. Потому что статистика показывает: в 14-15 лет высок риск падений,
По словам Дениса Балакирева, компания постоянно проводит мониторинг ситуации.
Четверть краснодарцев хотя бы раз пользовалась нашим сервисом. Средняя поездка сократилась с 18 до 10 минут — люди стали меньше кататься для удовольствия, больше стали использовать самокаты как транспорт. 90% маршрутов — от остановок до дома, работы, университета. 99,7% поездок на наших самокатах совершается без нарушений.
Как рассказал пресс-секретарь сервиса аренды, в статистику попадают не только ДТП, но и любые инциденты, даже если человек просто неудачно встал на самокат. Таких случаев не более 1%.
У нас работает телеграм-бот для жалоб. Любой житель может прислать фото нарушения — мы найдем нарушителя по геолокации. Действует серьезная система штрафов: 500 рублей за первую неаккуратную парковку. До 150 тысяч рублей выплачиваем за ДТП с пострадавшими. Стоят автоматические ограничения: для пользователей 16-18 лет искусственно снижаем скорость,
— говорит Денис Балакирев.
Как разъяснили в шеринговых компаниях, самокаты «паркуются у остановок не из вредности»:
Статистика показывает: человеку удобно проехать 1-2 км от автобуса до дома. Но строго соблюдаем дистанцию 10-15 м от пешеходных зон. Если парковка мешает, достаточно пожаловаться на сайте, и мы ее перенесем.
По итогам обсуждения мы пришли с нашими экспертами к такому выводу: решение — в балансе. Нужно развивать инфраструктуру, совершенствовать законодательную базу, ужесточать контроль за нарушениями, вывести частных владельцев из «серой зоны» и активнее информировать пользователей о правилах.
…Краснодар продолжает искать золотую середину. Электросамокаты — это не временное увлечение, а новый вид городского транспорта. И как любой транспорт, он требует четких правил и инфраструктуры. Регулирование, а не запрет — вот путь, который выбирает наш город.