После церемонии награждения мы задали коллегам по 5 вопросов об их профессиональной деятельности.
90-е открыли двери в журналистику
— Марина Петровна, насколько известно, вы оказались в профессии журналиста не сразу. С чего начинали?
— По образованию я филолог. До того как пришла в профессию, руководила отделом рекламы, работала редактором газеты «Киноэкран Кубани». Возможность вступить на журналистское поприще в те времена была ограничена — жесткий отбор, требовалось профильное образование. Кроме того, в крае выпускалось всего две газеты: «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани». В 1990-х, когда начался бум печатных изданий, все стало гораздо проще. Начинала корректором в газетах «Вечерний Краснодар», «Краснодар». Затем решила стать журналистом, поскольку поняла, что мне гораздо интереснее творить самой, нежели корректировать чужие тексты. Когда нас расформировали, я обратилась к бывшему главному редактору «КИ» Елене Крыловой с просьбой о трудоустройстве. Итак, в этой газете я уже 17 лет — больше нигде не работала столько времени.
— Вас всегда интересовала сугубо историческая тематика?
— Изначально я была абсолютно всеядным журналистом, писала про все: начиная от сельского хозяйства и заканчивая политикой. Не затрагивала лишь темы спорта и культуры, поскольку мало разбираюсь в этом.
— Много лет вы ведете в газете рубрики «Малая родина» и «Пешком в историю». На ваш взгляд, насколько интересна и важна сегодня эта тема на страницах печатного издания?
— Чрезвычайно! С радостью отмечаю, что в последнее десятилетие этот интерес только растет. Вообще, историческая тематика удивительна, на мой взгляд. Я как коренная краснодарка открыла для себя много нового и интересного. Прогуливаясь по улицам, смотрю на город совершенно иными глазами. Отдыхаю душой, когда занимаюсь такими материалами.
— О многих не известных широкой аудитории исторических деталях вы рассказывали первая. Каким своим журналистским открытием вы гордитесь больше всего?
— У нас замечательные историки-краеведы, которые проделали огромную работу. Я ничего нового не привношу, лишь через призму собственного восприятия знакомлю читателей с тем, что уже известно благодаря архивным данным.
— Вы также являетесь парламентским журналистом — освещаете заседания Законодательного Собрания Краснодарского края и другие мероприятия. Расскажите о тонкостях этой работы.
— Здесь важно простыми человеческими словами донести до аудитории суть законодательной инициативы. Чтобы люди поняли, какую цель преследовали депутаты и какую пользу обществу принесет та или иная их идея.
— Ваш сын Денис тоже пишет материалы на историческую тематику, верно?
— Да, он по образованию историк, и в этом мы с ним схожи. Плюс увлекается геополитикой.

Четверть века в «КИ»
— Елена Аркадьевна, сколько лет вы работаете в нашей газете?
— Уже 25. Начинала с должности помощника в секретариате, занималась макетированием. В начале 2000-х первый главный редактор газеты Вячеслав Смеюха объединил секретариат и отдел верстки — компьютерный, как его еще называли. В нем трудилось 5 верстальщиков, потому что выпускали не одну газету, а несколько — существовал целый медиахолдинг. Тогда я начала учиться верстке: ходила и заглядывала всем за спины, в экраны мониторов, и стала верстальщиком-самоучкой. Вскоре меня перевели на должность заместителя ответственного секретаря, а в 2017 году — ответственного секретаря.
— Как изменилось издание за эти годы?
— В 1999-м мы вручную макетировали полосы — расчерчивали их с помощью строкомера — линейки для подсчета числа строк в полосе, подбирали оформление из книг. К примеру, все тексты про здоровье мы иллюстрировали с помощью книги «Альтернативная медицина». По объему все строго — сколько строк отвели журналисту на материал, столько пусть и изволит сдать. Сейчас благодаря интернету и различным программам для верстки наша работа стала проще. Да и само издание изменилось к лучшему, это факт. Черно-белые обложки сменились на цветные, подача материалов — ярче, превосходная графическая модель. Что касается дизайна, считаю, что «КИ» — лучшая газета, и не только на Кубани. Благодаря слаженной работе фотографа и отдела верстки каждый наш номер — произведение искусства.

— Что входит в задачи ответственного секретаря?
— Коммуникация с журналистами, фотографом, дизайнером. Распределение полос номера среди сотрудников. К ответственному секретарю стекается вся информация, а он, обрабатывая ее, контролирует весь процесс выпуска газеты. Если переводить на строительный язык, то он выступает в редакции прорабом.
— С какими сложностями, казусами вы сталкиваетесь?
— Главная сложность — впихнуть в номер то, что не влезает по объему. Когда автор изначально заявляет одну треть материала, а в итоге пишет текст на страницу и просит разместить каким-то образом все это на полосе, иначе говоря, совершить чудо.
Возникают проблемы и с оформлением. Все снимки из интернета защищены авторским правом, а штатный фотограф не может оказаться везде и сразу. А без оформления мы называем полосу «слепой». Ее неинтересно читать. Казусы… как-то раз один из верстальщиков перепутал фамилии, и вместо Бабеля в номере оказался Бебель.
— Расскажите о самом ярком впечатлении в «КИ».
— Несколько лет назад к нам приезжал дизайнер из Санкт-Петербурга, который открыл для нас новые возможности применения графических и верстальных программ. Он предложил новую модель, в которой мы работаем до сих пор — она очень облегчает процесс. Каждый раз, упираясь при верстке во что-то невозможное, удается выкрутиться благодаря этой модели.