
Ночной визит
Владимир Чухлиб, ныне майор в отставке, а в 1993-м капитан внутренней службы, старший инженер, руководитель смены специализированной части ВПО Краснодара ПАСС УВД Краснодарского край-исполкома (тогда пожарная служба относилась к органам внутренних дел), был одним из тех, кто с первого до последнего дня боролся с горением газового фонтана в Славянском районе.
Говорит, уезжал на место происшествия здоровым спортсменом, вернулся исхудавшим и полностью оглохшим. Впоследствии доктора краевого лор-центра восстановили ему слух на 60-70%, врачи других специальностей подлечили подорванный организм, но работать в пожарной службе он больше не мог —
пришлось перевестись в УВД, в неведомственную охрану, где его хорошо приняли и где он проработал до выхода на пенсию.
— Я был начальником дежурной смены спецчасти Краснодара, работал сутки через трое. 17 марта — этот день выпал на среду — как раз отдыхал дома, когда около 24.00 в моей квартире раздался звонок в дверь. На пороге стоял посыльный сержант с приказом прибыть в расположение спецчасти по всей форме и с «тревожным» чемоданчиком, а это в мирное время не предвещало ничего хорошего. Дома остались беременная жена на последних сроках и 3-летняя дочка,
В спецчасти сообщили о пожаре на газовой буровой, возникшем около восьми вечера. До этого капитану приходилось тушить огонь на нефтяной скважине в пос. Ильском, но опыта тушения газового фонтана у него и его коллег не имелось.
«Добровольцы, шаг вперед!»
Была сформирована колонна из спецтехники в 6-7 машин и личного состава, которая тут же выехала в направлении Славянского района. На место прибыли примерно через два часа.
— Пламя мы увидели за несколько километров до его источника: оно достигало в ширину 15-18 метров, а в высоту — 40-50, это как если бы пылало 20 этажей дома. Хорошо, что поблизости не оказалось жилых поселков и в воде недостатка не было, потому что вокруг одни сплошные плавни. Но зрелище незабываемое.
Еще более ошеломляющая картина открылась пожарным непосредственно на буровой.
— Представьте: вышка полностью разрушена, ее металлические конструкции в беспорядке навалены на устье скважины. Газ под давлением 430 атмосфер с оглушительным воем пробивает себе дорогу, причем гул стоит такой, что даже если кричать в ухо соседу, он не расслышит. Пламя то взмывает вверх, то стелется над землей из-за того, что конструкции преграждают ему путь, плюс дует сильный ветер. Это как если с газовой конфорки снять крышку, бросить поперек горелки какой-то предмет и направить на огонь вентилятор. Эффект примерно тот же, только в тысячи раз мощнее. Над буровой скапливались тучи гари, вокруг догорали строительные вагончики, под воздействием высокой температуры лопались натянутые металлические канаты, с огромной силой разлетаясь в разные стороны.
Видя такую картину, начальство предложило остаться на пожаре только добровольцам. Из нескольких десятков человек вперед из шеренги вышло 6-8 молодых ребят, в том числе капитан Чухлиб. Возглавлял опергруппу начальник подотдела подполковник внутренней службы Анатолий Игнаткин. Он в кратчайшие сроки организовал работу штаба пожаротушения и с первого до последнего дня руководил действиями пожарных подразделений края.
— Анатолий Данилович, который, к сожалению, уже ушел из жизни, делал все, чтобы облегчить нам работу, человеческое ему спасибо за это, заботился о нас.
Применили кувейтский метод
Задача пожарных состояла в оказании помощи специалистам Кубаньгазпрома, которые разработали план операции по ликвидации последствий пожара. К слову, из-за чего он произошел, не сообщается. Скорее всего, на пути газового фонтана в недрах возникло какое-то препятствие, которое и вызвало ЧС.
Работники компании применили кувейтский метод борьбы с возгоранием на буровой, который заключается в том, чтобы полностью разобрать конструкцию, растащить ее, тем самым освободив устье, и направить фонтан строго вверх.
Следующий шаг — удалить сорванный с трубы превентор, или запирающий кран, который перекрывает доступ кислорода в зону горения (на буровой под Кучугурами его сорвало под огромным давлением, но не снесло — он тоже завалился на трубу, мешая пламени свободно выходить), а затем установить новый, с помощью которого удастся «запереть» газ.
Личный состав работал на пределе человеческих сил и возможностей, по 15-20 часов в сутки, обеспечивая защиту трудившихся на очистке устья скважины людей и техники. На 3-4-й день на помощь краснодарским пожарным пришли коллеги из Славянска-на-Кубани, и работать стало легче, промежуток между сменами увеличился.
— Каждая смена длилась не дольше 30 минут, потому что теплоотражающие костюмы начинали тлеть уже через 20 минут — такая невыносимая температура сохранялась в очаге пожара. Вызывал опасение и сильный ветер, который мог изменить направление огня, тогда мы могли сгореть заживо, если бы не успели увернуться. Отказывала и ломалась хваленая японская техника, но люди продолжали работать,
Чтобы сразу почувствовать, что защитный костюм начинает гореть, капитан приказал личному составу надевать его поверх майки, а не бушлата. Как только огонь разрушал защитный слой, спасатель поднимал руки, и его окатывали ледяной водой из пожарного ствола. Второй рукав был задействован на охлаждении конструкций буровой и работников компании.
В отличие от людей техника не выдерживала напряжения: попытки вытащить вышку из огня были безуспешными. Это удалось сделать только 21 марта к 15.00. В течение следующих двух дней продолжилась работа по очистке скважины от металлических конструкций.
24 марта на буровую из соседней воинской части прибыли артиллеристы на самоходке, которые с пятой попытки снесли застрявший старый кран с трубы, благодаря чему факел принял строго вертикальное положение. И только 27 марта в 16.45, после третьей попытки, на фланец устья скважины удалось установить новый превентор.
Поощрили 687 человек
Таким образом, всего за 11 суток пожарным и газовикам-фонтанщикам удалось справиться со стихией. При этом прошел апробацию новый для России кувейтский способ тушения газовых фонтанов, дающий неоспоримое преимущество в части экономии и не наносящий ущерба окружающей среде.
Всего в тушении огня принимали участие 34 сотрудника пожарной охраны, задействовали 25 единиц пожарной и другой вспомогательной техники. Приказами начальников УВД Краснодарского края, ПАСС УВД Краснодарского края и объединения «Кубаньгазпром» за смелые и решительные действия, проявленные при тушении газового фонтана, было поощрено 687 человек.
Указом Президента Российской Федерации капитан внутренней службы заместитель начальника 39-СВПЧ по охране г. Сла-вянск-на-Кубани Виктор Снитко награжден орденом «За личное мужество».
Медали «За отвагу на пожаре» удостоено восемь человек:
— Валентин Маринченко, подполковник внутренней службы, начальник подотдела военно-мобилизационной работы и гражданской обороны ПАСС УВД Краснодарского края;
— Алексей Пономаренко, капитан внутренней службы, начальник караула самостоятельной военизированной пожарной части по охране г. Славянска-на-Кубани;
— Владимир Чухлиб, капитан внутренней службы, старший инженер, руководитель смены специализированной части ВПО г. Краснодара ПАСС УВД Краснодарского крайисполкома;
— Александр Бычков, прапорщик внутренней службы, командир отделения 39-СВПО по охране г. Славянска-на-Кубани;
— Алексей Глазунов, старшина внутренней службы, пожарный 39-СВПО по охране г. Славянска-на-Кубани;
— Игорь Ставничий, старшина внутренней службы, старший респираторщик Специализированной части ВПО по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ ПАСС УВД Краснодарского края;
— Юрий Сизентов, командир отделения 39-СВПО по охране г. Славянска-на-Кубани;
— Борис Морозов, старший прапорщик внутренней службы, старший инструктор химической и радиационной специализированной части по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ ПАСС УВД Краснодарского края.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу ГУ МЧС России по Краснодарскому краю.