Дорога жизни
Так уж сложилось, что большинство туристов едет на юг по автомагистрали М-4 «Дон». Это четырехполосное шоссе, которое на некоторых участках сокращается до двух полос. Имеется хорошая инфраструктура: есть места для остановок с туалетами, душевыми и кафе. На многих автозаправках — автосервис, шиномонтаж и мойка.
Но, как всегда, в бочке меда есть ложка дегтя. И не одна.
Жителям европейской части России с маршрутом особо выбирать не приходится, так что тут вопрос стоит в том, как максимально ослабить все ограничения, увеличивающие длительность поездки. Иногда на М-4 допускается движение со скоростью 110 км/ч. Но многие жмут педаль в пол, ускоряясь до 190 км/ч, чтобы успеть искупаться.
Вот этого делать нельзя. Высокая скорость быстро утомляет водителя, происходит повышенный расход топлива, следовательно, нужно чаще останавливаться на заправках. При такой езде средняя скорость оказывается ниже, чем при непрерывном движении. Наверняка многие замечали, как в дальней дороге одни и те же машины обгоняют по несколько раз.
Поэтому на деле средние 90-120 км/ч быстрее гонки под 200 км/ч — вспоминаем сказку про зайца и черепаху. Достаточно постараться заранее планировать остановки по ходу движения. Оптимально — каждые 400-500 км, сочетая остановку с туалетом, заправкой и приемом пищи.
Также на трассе встречаются платные участки. При желании их, конечно, можно объехать — это сэкономит деньги, но заметно увеличит время в пути. В основном «платники» находятся на дороге от Москвы до Ростовской области. Их дублеры тоже, как правило, с хорошим покрытием, но длиннее.
Очевидно, но факт
Впрочем, все это будет неважно, если не соблюсти главное, «золотое» правило всех, кто отправляется в дальние поездки, особенно к морю. Соблюсти его сложнее всего, но это буквально единственный способ избежать многочасовых простаиваний под южным солнцем. Все просто: отправляться нужно рано.
Причем не просто рано — понятие это вообще растяжимое. Речь идет о рассвете, с которым вы уже должны лететь из города навстречу волнам. Естественно, таких «умников» немало, но чисто статистически их меньше, чем ленивых путешественников и тех, кто просто едет на работу или по делам. Особенно это правило касается Краснодара.
Соблюдать его стоит и после выезда. Если путь ведет через другие города, стоит либо объезжать их, либо планировать путь так, чтобы не попадать туда в часы пик. Даже самые широкие магистрали в населенном пункте будут тормозить, да и чисто психологически — наверняка кто-нибудь в машине захочет оглядеться и поездка затянется.
Маршрут перестроен
Говоря о таких проблемных городах, сложно не упомянуть Волгоград или тот же Краснодар. Бывший Сталинград, к примеру, в принципе не имеет объездной дороги. А протяженность его, на минуточку, одна из рекордных по стране. И не дай боже водителю поверить навигатору и поехать по Первой продольной. Есть более широкая и удобная Вторая, которая тоже имеет «глухие» места, но в целом сойдет.
Доверять навигационным приложениям в принципе стоит только в общем порядке. Предлагаемые внезапно маршруты, которые «короче на 12 минут», чреваты проблемами в малознакомом городе. Это обманчивая стратегия, способная завести в дебри, и, в конце концов, либо придется совершать незапланированный ночлег, либо платить незапланированный штраф за проезд по не той дороге.
В Краснодаре с этим особенно нужно быть осторожным. Узкие улочки и запутанные кварталы способны свести с ума неподготовленных водителей. Дабы этого не случилось, достаточно просто не заезжать в краевую столицу — М-4 вполне удобно проходит мимо. А вот самим краснодарцам следует спозаранку перемахнуть через Яблоновский мост и выбраться на Южный обход, чтобы в итоге попасть на «Дон».
Кто куда, а мне — туда
Для жителей других регионов есть иные направления. Так, сибирякам нужно добираться по трассе М-5 до Сызрани, а затем — на юг до Саратова. Далее — Ростов и Краснодар. Все злоключения начинаются в основном в районах Горячего Ключа и Славянска-на-Кубани. Тем же, кто впервые въезжает на территорию Сочи, придется столкнуться с неочевидной трудностью — серпантин. Новичкам гарантировано головокружение, здесь даже без пробок не получится ускориться.
Из центральной части России быстрее всего можно приехать на курорты Азовского моря, Анапы и Геленджика. Гораздо дольше придется ехать в Туапсе и Архипо-Осиповку — тут путь один. Из Невинномысска в Туапсе есть короткий путь через Майкоп, Хадыженск и Апшеронск, но дороги там такие, что проедут не все.
С Сочи понятно все и так — чем раньше прорвался через будущие заторы, тем быстрее заселишься в отель. Если вы едете в сторону этого курорта или Туапсе, Джубгу лучше избегать, объехав через Шаумянский перевал. Но следует быть готовым к гравийной дороге.
Если конечная точка вашего маршрута — Новороссийск, вы рискуете оказаться в заторе в районе станицы Нижнебаканской. Чтобы этого избежать, от Крымска можно уйти вправо — на анапскую трассу. Рядом с поселком Верхнебаканским будет пост ДПС, от которого до Новороссийска останется проехать 20 км.
Ранее «Краснодарские известия» рассказывали, сколько стоит доехать от Москвы до Сочи по платным дорогам и какие новые магистрали проложат на Кубани.