Самые образцовые плательщики — пенсионеры
Сегодня наиболее распространенный вариант санкций за неуплату коммуналки — начисление пени. Ее размер зависит от количества дней задержки, а также суммы, которую нужно оплатить в установленный срок. В числе других мер: ограничение или временное приостановление предоставления коммунальных услуг, взыскание задолженности через судебный процесс, выселение нанимателя из жилья на основании судебного решения.
Среди моих соседей самые образцовые плательщики — пенсионеры. Но, как и везде, должники есть. Причина их поведения, как это ни странно, вовсе не в недостатке финансов. Платежи за ЖКУ для них просто не в приоритете. Зачастую такие люди ни в чем себе не отказывают: делают косметический ремонт в своей квартире, перепланировку, благоустраивают интерьер, а вот квитанции их мало волнуют. Это странная позиция. Ведь в магазине им никто ничего бесплатно не дает, верно? Так и здесь. Получается, потребляют свет, воду, тепло за просто так,
— говорит жительница дома на ул. Симферопольской, 30/1 Галина Минзюкова.
По словам первого заместителя начальника управления по жилищным вопросам, начальника отдела жилищного контроля администрации Краснодара Артема Григорьева, в некоторых муниципалитетах нашей страны применяется следующая практика: в случае большой задолженности за коммунальные услуги управляющая или ресурсоснабжающая организация обращается в суд — и квартиру продают с торгов. Определенную сумму изымают на покрытие долга, остальное — собственнику.
— Безусловно, меры взыскания долгов за ЖКУ должны упорядочивать поведение жильцов, воспитывать в них платежную дисциплину. Ведь эти платежи идут прежде всего на модернизацию электро- и теплохозяйства,
— отмечает он.
Кипу квитанций на мелкие кусочки
Однако инициатива изымать жилье за неуплату, нужно признать, весьма спорная, требующая индивидуального подхода. Многие семьи, особенно многодетные, находятся в сложной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке государства. Есть и те, кому необходима медицинская помощь.
— В нашем доме живет одинокая женщина. Она периодически затапливает соседей, а однажды даже открывала газ — пришлось вызывать соответствующие службы. Давным-давно не работает, еду ищет в мусорных контейнерах. Родственники ее не навещают. Долгов за коммунальные услуги накопилось более 200 тыс. руб. — она забирает кипу квитанций из почтового ящика и демонстративно рвет на мелкие кусочки. Очевидно, что ее стоит поместить в специализированное учреждение, но, увы, сейчас без ее согласия сделать это невозможно. Но и изымать квартиру — не выход из положения,
— рассказывает старшая по дому на ул. Вишняковой, 69 Ольга Субботина.
Посочувствовать собственнику можно и в другой ситуации. К примеру, по этому же адресу, на первом этаже есть квартира, в которой полностью разобраны полы из-за общедомовых канализационных труб, проходящих под ней. Никто здесь не живет и за коммунальные услуги, как следствие, не платит. Управляющая компания выставляет хозяину злосчастного жилья счета, а тот опровергает их в суде. Вот такая палка о двух концах.
— А вот другому соседу, который досаждает нам, оправданий нет. Его мать, собственница квартиры, умерла, а сын вступать в наследство и платить за жилищно-коммунальные услуги не спешит. При этом пользуется всеми благами цивилизации и даже больше — громкая музыка из его квартиры не дает нам спать по ночам. Безответственная личность, да еще и злоупотребляет алкоголем. Изъять жилье у такого, может, и полезно,
— заключает Ольга Викторовна.
Автор «КИ» Юлия Осипова поделилась историей о том, как складываются взаимоотношения между коммунальщиками и потребителями их услуг.
На выходных общалась с друзьями. Меня, конечно, мало чем можно удивить, но одной подруге из Кузбасса это удалось. Она огорошила вопросом: «Ты не перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что меня чуть не осудили?» Что??? Осудили??? Пока я приходила в себя, она рассказала, что получила предсудебное уведомление о готовящихся на нее материалах в суд. Причина — неуплата коммунальных услуг в размере… 354 рублей!
Оказывается, у нее скопился долг по квартплате за полгода. Дело в том, что из-за какого-то неотложного кредита подруга не могла платить за коммуналку и решила, что как только станет полегче с деньгами, сразу рассчитается. Конечно, переживала, что насчитают пеню и так далее. Но все компании, предоставляющие услуги, терпеливо ждали, кроме… Тай-ди-дам-там! Оператора по вывозу ТБО. Так как в квартире моя подруга прописана одна, ежемесячная плата составляла 59 рублей. За полгода скопилось 354 рубля. Компания терпеть такое поведение не стала и стала действовать решительно. С одной стороны, вроде бы сумма небольшая, но с другой — это долг, и его надо отдать. Возможно, судебные издержки (а также затраты на канцелярию и труд работников предприятия) стоили бы компании гораздо дороже, но наверное так и надо с должниками. Да, эта ситуация воспитала мою подругу очень быстро. Она тут же нашла эти 354 рубля, оплатила долг, позвонила в компанию, повинилась. Инцидент был исчерпан, урок получен.
— Знаешь, вот бы и нам иметь такие возможности. Подошел к той же контейнерной площадке, а вокруг грязь, баки переполненные, и ты такой ррраз и тоже в суд на них. Или потекла из крана вода чайного цвета — ты опять в суд. Ну, хотя бы была возможность на перерасчет подать. Или батареи холодные. Ты опять с бумагой к судье. Но нет же. Почему-то мы так не делаем,
— сокрушается подруга.
Не думаю, что она разозлилась из-за эффектно выбитого с нее долга. Просто и правда получается, что потребитель коммунальных услуг бессилен требовать, чтобы они были всегда надлежащего качества, да еще и как-то призывать к ответу ту же управляющую компанию — нет рычагов? В общем, есть над чем подумать.